Главные вкладки

    Статья по теме:"Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования"
    статья на тему

    Анохина Анна Александровна

     

    Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты делятся на три категории: личностные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, предметные результаты обучения. Через что достиигаются те или иные результаты обучения? Термины,понятия,полные характеристики каждого метода и другая нужная и полезная информация по данной теме собрана в этой статье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

    В связи с этим был издан приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», как теперь принято говорить ФГОС или просто стандарты второго поколения.

           Основной  смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов.

    Основным образовательным результатом  является формирование мотивированной компетентной личности. А  главным  предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

    Остановимся на некоторых содержательных аспектах ФГОС, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования". Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

    Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

    Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

    Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

    Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.

    Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

    Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

    Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

    Наша с вами задача научить детей учиться.  Теперь  мы  ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно, ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации.
           Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.    

    В федеральном государственном стандарте второго поколения сказано «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий… составляет цель и основной результат образования». Поэтому основная задача учителя на любом уроке формировать универсальные учебные действия.

               Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются...?   В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.   Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

               «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

    Формирование универсальных учебных действий учащегося, по мнению разработчиков стандарта, может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.

               Я работаю по системе Л. В. Занкова. Система развивающего обучения Занкова – одна из двух систем развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова), получившая статус государственной. Она основана на новой дидактике, принципы которой разработали Выготский, Леонтьев, Занков. Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности системы направлены на целостное развитие личности ребёнка, а не только на усвоение им ЗУН. При реализации данной системы нельзя выпускать никакой из её компонентов, каждый из них несёт свою развивающую функцию. Основные дидактические принципы системы:

              обучение на высоком уровне трудности;

              ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении;

              в изучении программного материала идти вперёд быстрым темпом;

              осознание школьниками самого процесса учения;

               вести работу над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых, и наиболее сильных.

              Благодаря этим принципам меняется структура урока и технологии его проведения, деятельность учителя и ученика, характер взаимоотношений между учителем и учеником. Сама развивающая система предполагает использование различных современных технологий. В первую очередь, это  личностно-ориентированные технологии. Новый Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание – теорию Л.С. Выготского.

              При обучении своих первоклассников я использую разные технологии. Но особенно мне полюбилась технология  проблемно-диалогического обучения.  Эта технология не нарушает целостность системы Занкова, не идет в разрез с её принципами. И тем более, отвечает всем требованиям стандартов второго поколения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.
             
    Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
    Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.
    Нет удивления – нет диалога.

             Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке:

    1. Создание «ситуации успеха».  В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

    2. Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может).

    3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.

             Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

             Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию.
           
    Формы подводящего диалога:

      1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или числовых выражений. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.
         2.
    Фронтальная дискуссия заключается в следующем: дети высказываются, выдвигают версии, которые фиксируются на доске. Далее ведётся обсуждение выдвинутых версии, их координация и приход к правильному ответу. Обязательное обоснование выдвинутой версии.
    Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
    Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог способствует интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.      

        Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Ведь с помощью проблемного диалога формируются УУД:

        -  регулятивные – умение решать проблемы;

        -  коммуникативные – вести диалог;

         - познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;

         - личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации,   гражданского выбора.

               Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская  и проектная деятельность учащихся, в программе развития и формирования УУД отдельная глава посвящена организации исследовательской деятельности. Основные приемы исследовательской деятельности близки технологии проблемного обучения и технологии проектной деятельности.

                Мои первоклассники тоже занимаются исследованием и проектной деятельностью. Вместе мы исследовали многозначные слова, наблюдали за комнатными растениями, дети с родителями выясняли круг чтения бабушек и дедушек. Готовили  исследовательскую работу «По великой реке родного края», проектные работы «Моя азбука». 

     Исследовательская  и проектная деятельность учащихся играет большую роль в формировании УУД:

    регулятивных – умение ставить цель, определять задачу;  соотносить поставленную цель и условия её достижения;  планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

     познавательных -  умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию;

     оформлять результаты исследования и представлять его;

     коммуникативных- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

    личностных -  различать виды ответственности внутри своей учебной работы.

    Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Т.е. помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

    Компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. 

    При подготовке к урокам использую  электронные ресурсы учебного назначения:
    1. программные продукты;

    2. мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры...);
    3. логические игры;
    4. тестовые оболочки;
    5. ресурсы Интернет;
    6. электронные энциклопедии.
               Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ,  оправдывает себя во всех отношениях:
    - повышает качество знаний;
    - продвигает ребенка в общем развитии;
    - помогает преодолеть трудности;
    - вносит радость в жизнь ребенка;
    - позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
    - создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
              Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Но я считаю, что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

    РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

    Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

    Проектно-исследовательская деятельность как одна из возможностей реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

    Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога в первую очередь высокого уровня знаний, хорошего владения методиками ...

    Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

              В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

    Статья "Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образоват...

    «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

    Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....