Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность как одна из возможностей реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
    статья (4 класс) на тему

     Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога в первую очередь высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.  в данной работе я хочу поделиться опытом своей работы по данной прблеме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектно-исследовательская деятельность  как одна из возможностей реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

                                                                         

    Не все дети гениальны,

    но абсолютно все талантливы.

    И. А. Аршавский

    (слайд) Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога в первую очередь высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.    

          Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволяет достигнуть важнейших целей образования, которые ставят перед нами новые образовательные стандарты. Это такие метапредметные результаты освоения программы, как:(слайд 2)

    1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    3) определять наиболее эффективные способы достижения результата

         При организации проектно-исследовательской работы– главной задачей  является стимулирование исследовательской активности ребёнка, поддержка его любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину.

    (слайд 3)  Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Например: умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения формирует у детей регулятивные УУД. Умение задавать вопросы, структурировать материал формирует познавательные УУД. Корректно полемизировать с докладчиком на конференции, аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу - формируют у учащихся  коммуникативные учебные действия.

    (слайд 4)  Часто мы говорим: «А где же найти таких детей?» Возвращаясь к словам профессора Аршавского «Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы» хочется сказать, что в соответствии с ФГОС нашей задачей является не искать ребёнка - гения, а суметь увидеть в каждом ребёнке, желающем искать, познать что-то новое, исследовать, найти то зёрнышко таланта, которое зарыто глубоко в душе и помочь ему этот талант развить и вырастить.

       Учитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Именно учитель сможет помочь юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме.

    (слайд 5) Опыт наших учителей показывает, что можно выделить следующие факторы успешности исследовательской деятельности  учащихся:

    • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
    • добровольность выбора темы учащимся;
    • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
    • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
    • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
    • осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

    (Слайд 6) И несколько слов о своём опыте  организации проектно-исследовательской работы с детьми на ступени начального образования. В основу такой работы  я ставлю:  

    1. Индивидуальную  работу, предусматривающую деятельность в двух аспектах:

    а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий; (исследовательские проекты «Откуда хлеб к нам в дом пришёл», «Наше здоровье» Портнова Люба - 1 кл, «Секреты вулканов» - Герасимова Д.-3 кл )

    б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи), которая проходит в течение всей начальной школы

    (слайд 7) 2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами) творческий групповой проект «Да здравствует театр!», поект «Виват олимпиада! Подготовка к городскому конкурсу «Сочи-2014, призёры 2 и 3 степени Герасимова Д., Ходаковский М.»»),

    (Слайд 8) «Школа нового времени».-технология 4 класс (долгосрочный проект - изучение истории открытия первых школ И.Я.Яковлевым, сопоставление с современными школами - конструирование и изготовление макетов школ старого и нового времени;

    (Слайд 9) 3. Массовые формы.

    Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах. (исследователь. раб «Автокресло - это роскошь или необходимость?», встреча с сотрудниками ГИБДД, соцопрос на улицах города, в магазинах, изготовление с классом плакатов «Купи ребёнку автокресло», защита на республ.НПК - финалист;»-2012г.,

    (Слайд 10) исслед проект «Птицы на кормушке» - призёр городской и республиканской НПК -2011г., «Волшебство по имени электричество» - призёр городской и победитель Республиканской  и Региональной НПК – 2012 - 2013г., «Электромагнит» - финалист городской и республиканской НПК- 2012 г.  «Мы в ответе за тех, кого приручили» - призёр районной НПК  - 2010г.)

    (Слайд11) исследовательский проект «Платье с историей» - призёр городской, финалист Республиканской и Региональной НПК – 2014 - 2015 г

    (Слайд12) исследовательские работы «Волшебные минералы» -победитель школьной НПК, «Загадочная божья коровка»-  призёр школьной НПК, финалист городской и Региональной НПК, «Дактилоскопия. История одного отпечатка» - победитель школьного НПК, финалист городского и Регионального НПК – 2015 г

    (Слайд13,14) – результаты работы по организации проекто-исследовательской деятельности учащихся

     

    (Слайд15) Таким образом, грамотная работа педагога по организации проектно- исследовательской работы учащихся  позволяют добиться высоких результатов и согласно требованиям ФГОС создать портер выпускника начальной школы:

    - формировать любознательную, активно и заинтересованно познающую мир личность, владеющую основами умения учиться, способную к организации собственной деятельности; доброжелательную, умеющую слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

    - воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, 

    - учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

      Обобщая вышесказанное резюмируем:

    Исследовательская  деятельность учащихся реализуется в несколько этапов:

    Этап 1

    – выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой,

    Этап 2

    Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

    Этап 3

    Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

    Этап 4

    Оформление обучающимися  выполненных исследований, Рецензии научных руководителей.

    Этап 5

    Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся.  И вашему вниманию  сейчас я хочу представить работы своих обучающихся – победителей и призёров школьных, районных, городских, республиканских и региональных конференций.

    Выступление детей

    Ученики 1 класса:

    1. Данилова Лена – «Волшебный минералы» - победитель школьной НПК

    2. Савельева Катя – «Загадочная божья коровка» - призёр школьной, финалист городской и региональной НПК

    3. Николаева Тоня – победитель школьной, финалист городской и Региональной НПК

    Ученики 5 класса

    4. Герасимова Даша – призёр, районной, городской, финалист Республиканской и Региональной НПК,

    5. Яковлев Артём – призёр и победитель городских, Республиканских и Региональных НПК

    http://egorova-olga.ru/attachments/Image/FGOS/otlihia/9.jpg

    http://pangmousoh2.3dn.ru/doc2/portret.pnghttp://ppt4web.ru/images/288/17034/310/img18.jpg

    http://shcola9.do.am/FGOS/49729664.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по теме:"Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования"

    Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты делятся на три категории: личностные резуль...

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

    РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

    Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

    «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

    Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

    РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования.

    Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на осн...

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

    Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...