Система оценивания младших школьников
статья по теме

Буданова Ирина Владимировна

Выступление на круглом столе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vystuplenie_na_kruglom_stole.doc.zip13.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Выступление на Круглом столе.

  (Слайд 1)    Система оценивания младших школьников

                                  Буданова Ирина Владимировна

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».

Л. Н. Толстой    (Слайд 2)

(Слайд 3)      Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 23 года. За это время я работала по  программе «Школа России», «Гармония»,  а в данный момент второй год обучение веду по Образовательной программе «Школа 2100». Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке является индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение её результатов, работа учащихся в группах.  В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

(Слайд 4)

             В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность.  Важно это умение формировать  с первого класса.

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик  имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена  или занижена.

(Слайд 5)

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих  принципов:

- Оценивание является постоянным процессом.

- Оценивание может быть только критериальным.

-Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

-Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

-В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Ребенок сам вправе выбрать себе задание по своим силам. В своей практике я в каждой работе предлагаю своим ученикам соизмерить свои силы и выбрать себе задание, которое сможет выполнить. Далее ребенок может попробовать выполнить задание по сложнее, и если  выполнено правильно, то оценка, а далее и отметка за работу имеет шанс, повысится. Такие задания  по предметам предусмотрены программой «Школа 2100».

(Слайд 6)

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

(Слайд 7)

 В 1 классе я использовала  три вида оценивания.

- стартовая диагностика;

- текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;

- итоговое оценивание.

(Слайд 8)

В текущем оценивании я используют субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- доклад

- изложение

- творческая работа

Загляну немного вперед. Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе.  В это время наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

(Слайд 9)

Также обязательно  учитывается и внеурочная деятельность ученика. В моем классе все ученики с большим удовольствием участвуют в выставках, конкурсах соревнованиях: школьных, районных и городских. С удовольствием принимают участие в тематических концертах школы.

- участие в  выставках, конкурсах, соревнованиях;

- активность в проектах и программах;

- творческий отчет

(Слайд 10)

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

 Это метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития учащегося.

                  На мой взгляд, приоритетным в диагностике становятся теперь, вместо  воспроизведения информации, продуктивные задания или задачи  по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего вывода или оценки.  

Приведу пример: неделю назад на уроке окружающего мира предложила  учащимся выполнить контрольную работу по теме « Погода и климат» один из вопросов предполагал проверку умения описать погоду.  1. Какая погода чаще всего бывает в том месте, где ты живешь? Этот вопрос предполагает необходимый уровень знаний учащихся. 2. Расскажи о зимней погоде  с помощью условных значков ( температура, ветер, облачность, осадки). Этот вопрос предусматривал знание программного материала. 3. Напиши признаки ухудшения погоды ( по осадкам). Такой вопрос относится к максимальному уровню знаний. И я очень была рада , что большинство учащихся в классе не боялись сложностей и брались за все вопросы. Если провести анализ этому выбору, то на первой контрольной работе учащиеся с опаской смотрели на вопрос максимального уровня и решали вопросы необходимого  и программного уровня.

 (Слайд 11)

Помимо привычных контрольных работ, я  провожу метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

 Приведу пример из 1 класса

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД 1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. В итоге была составлена таблица достижений планируемых результатов учащихся, где ребенок видел,   чему он научился, а что он узнает позже.

(Слайд 12)

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств, своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

(Слайд 13)

Приведу примеры двух способов оценочной деятельности.

В 1 классе  на каждом уроке за правильно выполненную работу( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получали жетоны разных цветов и формы.

     Каждую неделю в «тетрадь успехов» (ученическая тетрадь) ученик вклеивал узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализировал свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.  

     Каждый месяц, собирая тетради, я подсчитывала результаты. Затем в соответствии с этими данными строила диаграмму, характеризующую прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжалась на протяжении всего учебного года.

     Периодически мною, совместно с учащимися и родителями проводился анализ учебных достижений.

     В ходе анализа  определили:

  1. На каких уроках ребёнок в большей степени активен;
  2. Какой предмет ребёнку интереснее других;
  3. Какова результативность учебной деятельности учащегося;
  4. Каково качество усвоения отдельных тем;
  5. Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
  6. Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

(Слайд 14)

Во 2 классе для оценки результатов учебной деятельности я применяю принцип критериального оценивания, объясняю ученикам   (до её выполнения) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оцениваю 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов всем участникам образовательного процесса.

     Например, к устному ответу по литературному чтению предъявила такие требования как:

  1. Выразительное чтение;
  2. Пересказ;
  3. Объяснение значения слов;
  4. Нахождение ключевых фраз;
  5. Ответы на вопросы учителя и класса.
  6.     Оценку «5» получил ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем.

     Результаты наиболее значимых работ анализирую с помощью диагностических карт.

     Карта несёт в себе следующую информацию. Под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 обозначены выполненные (+) или невыполненные (-) требования, предъявленные к работе. В последней графе – итоговая оценка учебной деятельности.

     Этот фрагмент диагностической карты показывает, что:

  1. Требуется дополнительная работа с целым классом над тем умением, освоение которого отражено в 3-й графе (объяснение значения слов);
  2. Необходима индивидуальная работа с ученицей Антоновой  (пересказ) и Марковым (нахождение ключевых фраз);
  3. Все учащиеся класса успешно освоили умения – выразительного чтения и смогли ответить  на вопросы учителя и класса.

     Информация, содержащаяся в картах, является открытой для ученика и родителей. Карта позволяет мне не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся и давать необходимые рекомендации учащимся и родителям.

(Слайд 15)

Также ученики моего класса  освоили алгоритм самооценки.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Я имею право скорректировать оценки и отметки, если докажу, что мой ученик завысил или занизил их.

Алгоритм самооценки:

  1. Я получил задание……
  2. Какова была цель задания (задачи)?
  3. Удалось получить результат (решение, ответ)?
  4. Правильно выполнил или с ошибкой?
  5. Самостоятельно выполнил или с чьей-то помощью?

 

 (Слайд 16)

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика я веду портфель достижений (портфолио). В него помещаю все результаты (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) достижений ученика в течение обучения в начальной школе.

(Слайд 17-18)

Я ученик

(Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.») 

- Я могу делать

- Я хочу  научиться в этом году…

- Я научусь в этом году (Составляется вместе с учителем на уроке)

Предмет – Чему научусь – Рисунок или пример

Рус. Яз.          …                    …

Математика   …                    …

Литер. Чтен.  …                   …

Окр. Мир.      …                   …

(Слайд 19)

Мой распорядок дня

Можно оформить в виде таблицы

Утро – дела – рисунок

День – дела – рисунок

Вечер – дела – рисунок

Страницы раздела «Коллектор»

Материалы, правила и памятки раздавала сама.

 Правила поведения в школе

 Законы жизни класса

 Примерный список литературы

  для самостоятельного

  и семейного чтения.

 План – памятка Решения задачи

 Памятка  

  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

 Памятка  

  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

 Памятка, как поступать в

  стрессовых ситуациях

  (пожар, опасность и пр.)

 Памятка: Правила  общения

(Слайд 20)

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываем диагностические работы.

В раздел мои достижения вкладываем материалы по мере  появления.

(Слайд 21)

Также по окончании каждого урока или внеклассного мероприятия, в целях рефлексии, ученики моего класса оценивают свое отношение к уроку или мероприятию и понимание пройденного материала, выбрав нужный смайлик.

(Слайд 22)

И в заключении я хочу сказать, что для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов нa бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя. Ему нужно перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблем детского незнания.

 Незнание - не порок, а стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.    

 Оценка должна свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Младший школьник стремится не только узнавать все новое, но и радовать учителя своими успехами и не огорчать неудачами.

Мне очень хотелось бы, чтобы ученики моего класса после окончания начальной школы сказали:

(Слайд 23)

 «Учительница первая, чудесная,

Нам хочется признаться Вам давно:

Вы мир открыли яркий, интересный,

Нам с Вами очень – очень повезло!»

(Слайд 24)  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Система подготовки младших школьников к олимпиадам

В докладе представлена игровая методика обучения на уроках по английскому языку. ...

Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...

статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»

эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...

Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС

Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС...

Оценивание младших школьников

Цель: создание условий   для формирования критериального  оценивания своих достижений в процессе проектной деятельности.Задачи данной технологии:1.     Сделать оценку для...

«Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения»

laquo;Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения»...