«Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения»
статья (1 класс)

Максимова Наталия Александровна

«Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения»

          «Отметочная система не позволяет ученику чувствовать себя

успешным, так как ориентирует его на некий идеальный

результат, который для него пока непостижим»

(Симановский А.Э.)

Как научить ребенка учиться,  не травмируя его? Этот вопрос задают многие учителя начальных классов.

 «Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость» - писал  В.А. Сухомлинский.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который помог  бы преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы. Общепринятая «отметочная система» выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащихся со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой, осложняет индивидуализацию обучения. Педагогу невозможно определить и положительно оценить реальные успехи каждого ребёнка в сравнении с его предыдущими достижениями в обучении. Можно говорить и о травмирующем характере пятибалльной системы оценивания, так как искажаются  отношения ученика с учителем, родителями и, самое важное, с самим собой; повышается тревожность; искажается учебная мотивация; не формируется адекватная самооценка.

Я в своей работе частично использую принципы безотметочного оценивания, разработанные Г. А. Цукерман:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания первоклассников я выбираю только те задания, где существует объективный  однозначный критерий оценивания.

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. В первом классе я стараюсь учить ребёнка видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

За долгие годы работы наметились три этапа работы в моей деятельности:

  • Введение критериев  оценивания
  • Дифференцирование самооценки. Процесс соотношения планируемых и реальных результатов.
  • Способ производства формализованной оценки.

На каждом этапе сформулированы «правила», с помощью которых взаимодействуют участники образовательного процесса.

Разработанные мною листы достижений «Русский лес», «Математический город»- это листы фиксирования результатов самим учеником. В цветовом обозначении наглядно отображается результат по той или иной категории знаний, умений, навыков. Ученик сам учится анализировать свою работу, сравнивать ее с эталоном, исправлять недочеты, ошибки, планировать дальнейшую корректирующую деятельность по устранению пробелов в усвоении материала и, выполнив аналогичную работу с меньшим количеством ошибок или безошибочно, видит свое реальное продвижение, ощущает значимость своей деятельности. При этом важен момент, когда ученик «исполняет»  роль учителя – «Сам Себе Учитель», включается самоконтроль. После чего работу проверяет учитель.  При этом формируется адекватная самооценка. Нет искажения взаимоотношений между учащимся и учителем.

 Листы достижений и самооценки по предметам показывают динамику обучения учащегося. Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.

Высоким рейтингом ученика считаю его способность составления самостоятельной программы подготовки к аналогичной работе (определение объема и содержания требуемой дополнительной работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Формирование объективной самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения.

В презентации представлен материал, позволяющий формировать объективную самооценку у младших школьников....

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС

Система оценивания младших школьников по русскому языку в условиях ФГОС...

Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"

Работа содержит  методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)...