Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
статья (1 класс) по теме

Овчинникова Вера Михайловна

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижений младших школьников как учителем, так и самими учащимися, что развивает у них самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Овчинникова В.М.

Система оценивания учебных достижений младших школьников

в условиях безотметочного обучения

Школьным психологам и врачам хорошо известно, как часто случаются нервные расстройства у детей в конце четверти и учебного года, когда выставляются итоговые оценки. Несомненно, фиксация результатов успеваемости учеников необходима педагогам для выстраивания учебно-воспитательного процесса, поиска индивидуального подхода к каждому ребенку. Но для этого можно прибегнуть к другим методам, не используя систему оценок.

Понятие «оценка» как философская категория предполагает определенное отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия их определенным нормам. Согласно толковым словарям (С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова), оценка – это мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь, а отметка – установленное обозначение степени знаний ученика, выставляемая преподавателем; то же, что и балл. Сторонники безотметочного обучения призывают к отмене «отметок», т.е. пятибалльной системы, и замене их «оценками». Отмена пятибалльной системы вытекает из задач вышеуказанной концепции. Одна из задач это: «выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных учащихся, умеющих правильно оценивать свои возможности».

Проблема безотметочного обучения не нова, но актуальна. Ее значение возросло с принятием в декабре 2001 г. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, предлагающей разработку новой модели начальной школы. В ходе этой работы предусматривается переход на безотметочную систему обучения всей начальной школы.

Уровень сформированности знаний, умений и навыков контролируется и оценивается в любой педагогической системе. Традиционно это пятибалльная шкала, т.е. привычная всем отметка. Уже давно и много говорится о том, что отметка не выполняет свою задачу: она не дает возможности для формирования оценочной самостоятельности ученика, ведь отметку ставит учитель, зачастую по своим, неизвестным ученику критериям. Такая несостоятельность отметки приводит к необходимости отказа от нее и поиску новых форм оценивания – безотметочных.

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Вопрос о введении новой системы оценки в школах России тоже уже давно обсуждается как в педагогической печати, так и в школах, в педагогических коллективах. Возникают разные суждения, мнения. Но большинство учителей и даже учеников склонны считать, что традиционная система оценки устарела. «Мы давно задыхаемся в рамках пятибалльной системы. Она не дает возможности поощрить старания ученика, усидчивость. Мы фиксируем только уровень знаний, умений и навыков. Но вот сколько человек вложил труда в освоение этих знаний, эта система не фиксирует» [5, 4].

Согласно министерскому письму «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения…» (№ 13-51-120/13 от 03.06.2003), в основу подходов к оцениванию при безотметочном обучении должны быть положены следующие вопросы:

- Что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)?

- Как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)?

- Каким образом оценивать (т.е. какой должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления)?

- Что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания)?

Совместно с учителями других школ наша школа включилась в изучение этой проблемы, создав экспериментальную группу по апробации безотметочной системы. Проведение эксперимента преследует следующие цели:

  1. ввести в практику деятельности начальной школы научно обоснованную систему безотметочного оценивания;
  2. разработать пути, средства, методы реализации системы;

Отсутствие отметок в 1-м классе – реальное требование, законодательно оформленное в современных министерских документах.

Любая деятельность включает в себя действия контроля и оценки. Когда мы говорим об оценке результатов обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, на вопрос «что оценивать?» нельзя ответить однозначно. Предметом оценивания могут быть: сама учебная деятельность (ее структура и характер); мотивация, творчество и инициатива; уровень сформированности общеучебных умений; степень овладения научным понятием; знания, умения, навыки и т.д.

Формирование учебного действия оценки – необходимое условие становления полноценной учебной деятельности школьника. Сформированное действие оценки – это способность ученика точно знать о своем знании-незнании, умении отличать то, что известно, от того, что неизвестно, умение спросить о недостающем знании не в форме призыва «я не знаю, что делать, помогите!», а в конструктивной форме – «что еще нужно узнать, чтобы решить эту задачу».

С самооценки, со способности понять «я это уже умею и знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю» и начинается учебная самостоятельность младшего школьника. Поэтому одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель, работающий в начальной школе, это формирование у детей умения оценивать результат своей учебной деятельности.

Действия контроля и оценки необходимо формировать поэтапно. Для каждого этапа предлагаются определенные виды работы. При этом, какой-то вид работы, появившись однажды, продолжает развиваться в последующих классах, но на более сложном уровне и в свернутой форме.

Взрослая и детская оценка должны идти параллельно друг другу, учитель контролирует и оценивает для того, чтобы скорректировать процесс обучения, учащийся, выполняя все более усложняющиеся действия контроля и оценки, растет как субъект учебной деятельности. Учитель ведет, по возможности, тщательный анализ продвижения ученика в предмете и выстраивает обучение так, чтобы дать возможность ученику лучше раскрыться. Ученик, в свою очередь, тоже учится отслеживать свое продвижение в предмете, но не на основе данных учителя, на основе собственных наблюдений за динамикой развития отдельных умений, осознавая свои сильные или пока еще не сформировавшиеся умения.

Одной из задач на начальном этапе введение безотметочного обучения является нахождение такой формы предъявления оценки, которая:

а) включает содержательный анализ работ учеников;

б) подробно информирует учеников и родителей о результатах обучения;

в) дает возможность ребенку увидеть свое продвижение в учебном предмете;

г) является удобной, не усложняет работу учителя;

У учителя могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц. Применяется такой вид самооценки, как «линеечка».

Возможны следующие критерии оценивания в 1-м классе:

- аккуратность

- каллиграфия написания

- грамотность

- умение выделить орфограммы

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.

Одной из форм предъявления оценки могут быть оценочные листы. За их основу взята привычная таблица анализа контрольных работ. Такие таблицы обычно заполняет учитель, только «для себя», чтобы спланировать опрос, отследить пробелы в знаниях всего класса и отдельных учеников.

Оценочный лист по русскому языку.

Орфограммы (итог изученной темы)

дата ______________  V – ошибка

Фамилия

ЖИ,

ШИ

ЧА,

ЩА

ЧУ,

ЩУ

ЧК,

ЧН

Ц?

(Ы,И)

Ь

обознач.

мягкость

РАЗДЕЛ

Ь и Ъ

Ш?

(О,Ё)

БОЛЬШАЯ

БУКВА

ЖЕ,

ШЕ

Примечание

(остается у учителя)

В индивидуальный оценочный лист переносятся эти же сведения. Ученик получает такой же листок, помещает его в «Дневник роста», если нужно, обсуждает его с учителем.

При обсуждении учащийся делает вывод о том, что нужно отработать, сам оценивает (по условной шкале) свою работу. Таким образом, и ученик, и родители, и учитель, заглянув в таблицу, видят, что получается у ребенка, а где есть проблемы.

Самооценка связана с умением контролировать свои действия. Поэтому нужны задания, обучающие ребенка сверять свои действия с образцом.

Такая система оценивания без использования отметок позволяет учителю делать акценты на успехах учеников, отмечая зоны их роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться, делая при этом учебный процесс гуманным, направленным на развитие ученика, способного контролировать себя и отвечать за свои действия и результаты.

«Дневник моего роста» первоклассника (составители – А.Б. Воронцов, Е.В. Восторгова) – ученический дневник, имеющий особую структуру. Во-первых, он нацеливает самого учащегося на отслеживание им своих достижений по разным предметам. Стартовая работа помогает сразу поставить перед ребенком конкретные задачи освоения определенных умений, превращая обучение в осмысленный и содержательный процесс.

Во-вторых, дневник первоклассника учит ребенка оценивать свои достижения по определенным критериям.

В-третьих, это пособие вмещает всю информацию о ребенке – его интересы, увлечения, успехи и не только в учебной сфере (то, что часто называют ученическим «портфолио»).

«Дневник роста» способствует адаптации первоклассников в школе. Некоторые задания взяты из специального курса, разработанного психологами Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой («Введение в школьную жизнь»). Апробация данного учебного пособия, осуществляемая в восьми школах Москвы, позволит нам существенно улучшить его качество и подготовить дневник первоклассника к изданию.

Список литературы:

1. Мин. образования России

Письмо от 03.06.2003 № 12-51-120/13

«О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения…»

2. «Новые формы оценивания как средство формирования учебной самостоятельности учащихся»

сборник статей

3. Восторгова Е.В. «О дневнике моего роста». – М., Центр «Школьная книга». – 2008.

4. Цукерман Г.А. «Введение в школьную жизнь».

5. «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – Мценск. – 2004 (сборник статей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"

Работа содержит  методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)...