Система оценивания учебных достижений младших школьников через использование УМК "Школа-2100".
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Данный материал поможет учителю по-новому оценивать детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система оценивания учебных достижений учащихся  I ступени в условиях безотметочного обучения».

  Изменения, прошедшие в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний,  умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий,- влекут за собой и изменение системы оценивания.

  Традиция контролировать, прежде всего, объем знаний противоречит идее выращивания функционально грамотной личности, для которой важны не сами знания, а умения ими пользоваться.

  Традиционная  пятибалльная система оценивания:

- не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности,

- затрудняет индивидуализацию обучения, учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения,

- является малоинформативной,

- часто имеет травмирующий характер,

- заставляет контролировать «знание материала», а принцип «Школы 2100» гласит: «главное не знания, а умение ими пользоваться».

    Безотметочное обучение- это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей системы оценивания.

  Новая система оценивания, ориентированная на  эффективное обучение ребенка, должна, как минимум, позволять:

- осуществлять информативную обратную связь,

- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, должна ориентировать ученика на успех, избегать всего, что создает некомфортную, стрессовую обстановку в классе,

- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе,

- содействовать становлению и развитию самооценки.

  Работа, направленная на развитие оценочной самостоятельности детей, проводится в три этапа.

I этап. Введение критериев оценивания.

  Цель - развить у учащихся умение анализировать работу, обсуждая критерии самооценки.

  После того как ребенок в ходе анализа мог оценить свою работу с позиции критерия, были предложены критерии оценивания:

- безошибочность,  

- оформление.

  Так как первоклассники эмоционально реагируют на успехи и неудачи,  удовлетворенность работой фиксируется с помощью «улыбки» (см. Приложение). В начале и в конце работы учащиеся  фиксируют свое настроение с помощью карточек (см. Приложение). В перемену учащиеся имеют возможность объяснить причину не очень хорошего настроения.

  Индивидуальные достижения учащихся фиксируются с помощью особых условных шкал - «Волшебных лесенок», что способствует формированию адекватной самооценки (см. Приложение). Эта форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Отличие «лесенок» от стандартных отметок в том, что благодаря своей условности они не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить.

  Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в усвоении учебных умений, необходимых для  формируемых навыков, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений» (см. Приложение), который  заводится на каждого ученика.

  Основные навыки отмечаются с помощью закрашивания определенной клеточки:

- зеленым – «очень хорошо»

-желтым - «хорошо»

-красным – «обрати внимание».

Правила 1 этапа.

    Самооценка предшествует учительской оценке.

    Для оценивания берутся такие знания, где существует объективный однозначный критерий оценивания.

    Учащимся дается возможность объяснения причины своего отношения к работе.

     Ребенок имеет право на сомнение и незнание.

 « Листы индивидуальных достижений», анализ результатов учебной деятельности младших школьников с помощью «Электронных приложений к учебникам Математики (Л.Г.Петерсон), Русскогоязыка (Р.Н.Бунеев)» (см. Приложение) дают учителю всю необходимую информацию:

- о том, как идет процесс обучения,

- каковы продвижения у отдельных детей,

- достиг ли учитель и класс в целом поставленных целей,

- что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

2этап. Дифференцирование самооценки.

  Цель этапа - развить способность видеть свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Научить оценивать свое решение цельной задачи, состоящей из нескольких действий, находить и исправлять простейшие ошибки, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Правила 2 этапа:

- учащийся сам выбирает ту часть работы, которую он хочет предъявить для оценки,

- ученик оценивает свою работу по 2 параметрам (правильность, оформление),

- используются задания, обучающие сличать свои действия с образцом,

- сомнение, незнание, правильность оформляется специальным значком:

«+» - без ошибок

«+ - » - 1 или 2 ошибки

«-»  - не справился

V- не успел, не хватило времени,

- самооценка ученика предшествует учительской оценке.

  Индивидуальные достижения младших школьников фиксируются с помощью линеечек, что способствует адекватной самооценке.

  В тетради ребенок чертит отрезок – 10 см – шкалу, фиксирует результаты своей работы:

П – правильность

К – оформление

  Учитель, проверяя работу, фиксирует свой знак на шкале красной пастой. Чем лучше и правильней работа, тем правее будет продвигаться знак самооценки учащегося и оценки учителя.

   

  Данная форма оценивания:

-удобна для письменных работ,

- помогает избежать сравнения детей между собой,

- невозможно перевести на язык традиционных отметок,

- позволяет ученику определить границы своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей,

- благодаря своей исключительной условности, не подлежит никакой статистике,

- удерживает учебную функцию отметки.

  Каждый ребенок имеет «Дневник школьника» Образовательной системы «Школа 2100». В нем обозначены цели изучения предметов в виде необходимых общеучебных  умений, сформулированных в доступном для детей виде (см. Приложение). По мере изучения тем учитель вместе с детьми фиксирует их достижения в освоении определенных предметных умений. Развитие общеучебных умений фиксируется в конце каждой четверти и в конце года.

   Результатом данной деятельности является «Портфолио ученика», который состоит  из его личных и  творческих работ.

   Таким образом, данная система позволяет осуществлять более качественный мониторинг результатов деятельности учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания учебных достижений младших школьников

Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников

В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...

Система оценивания образовательных достижений младшего школьника

Структура системы оценки:-оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;- оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;- оценивание освоения р...