Главные вкладки

    Система оценивания учебных достижений младших школьников через использование УМК "Школа-2100".
    учебно-методический материал (1 класс) по теме

    Данный материал поможет учителю по-новому оценивать детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Система оценивания учебных достижений учащихся  I ступени в условиях безотметочного обучения».

      Изменения, прошедшие в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний,  умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий,- влекут за собой и изменение системы оценивания.

      Традиция контролировать, прежде всего, объем знаний противоречит идее выращивания функционально грамотной личности, для которой важны не сами знания, а умения ими пользоваться.

      Традиционная  пятибалльная система оценивания:

    - не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности,

    - затрудняет индивидуализацию обучения, учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения,

    - является малоинформативной,

    - часто имеет травмирующий характер,

    - заставляет контролировать «знание материала», а принцип «Школы 2100» гласит: «главное не знания, а умение ими пользоваться».

        Безотметочное обучение- это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей системы оценивания.

      Новая система оценивания, ориентированная на  эффективное обучение ребенка, должна, как минимум, позволять:

    - осуществлять информативную обратную связь,

    - использовать ее как форму поощрения, но не наказания, должна ориентировать ученика на успех, избегать всего, что создает некомфортную, стрессовую обстановку в классе,

    - отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе,

    - содействовать становлению и развитию самооценки.

      Работа, направленная на развитие оценочной самостоятельности детей, проводится в три этапа.

    I этап. Введение критериев оценивания.

      Цель - развить у учащихся умение анализировать работу, обсуждая критерии самооценки.

      После того как ребенок в ходе анализа мог оценить свою работу с позиции критерия, были предложены критерии оценивания:

    - безошибочность,  

    - оформление.

      Так как первоклассники эмоционально реагируют на успехи и неудачи,  удовлетворенность работой фиксируется с помощью «улыбки» (см. Приложение). В начале и в конце работы учащиеся  фиксируют свое настроение с помощью карточек (см. Приложение). В перемену учащиеся имеют возможность объяснить причину не очень хорошего настроения.

      Индивидуальные достижения учащихся фиксируются с помощью особых условных шкал - «Волшебных лесенок», что способствует формированию адекватной самооценки (см. Приложение). Эта форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Отличие «лесенок» от стандартных отметок в том, что благодаря своей условности они не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить.

      Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в усвоении учебных умений, необходимых для  формируемых навыков, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений» (см. Приложение), который  заводится на каждого ученика.

      Основные навыки отмечаются с помощью закрашивания определенной клеточки:

    - зеленым – «очень хорошо»

    -желтым - «хорошо»

    -красным – «обрати внимание».

    Правила 1 этапа.

        Самооценка предшествует учительской оценке.

        Для оценивания берутся такие знания, где существует объективный однозначный критерий оценивания.

        Учащимся дается возможность объяснения причины своего отношения к работе.

         Ребенок имеет право на сомнение и незнание.

     « Листы индивидуальных достижений», анализ результатов учебной деятельности младших школьников с помощью «Электронных приложений к учебникам Математики (Л.Г.Петерсон), Русскогоязыка (Р.Н.Бунеев)» (см. Приложение) дают учителю всю необходимую информацию:

    - о том, как идет процесс обучения,

    - каковы продвижения у отдельных детей,

    - достиг ли учитель и класс в целом поставленных целей,

    - что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

    2этап. Дифференцирование самооценки.

      Цель этапа - развить способность видеть свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Научить оценивать свое решение цельной задачи, состоящей из нескольких действий, находить и исправлять простейшие ошибки, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Правила 2 этапа:

    - учащийся сам выбирает ту часть работы, которую он хочет предъявить для оценки,

    - ученик оценивает свою работу по 2 параметрам (правильность, оформление),

    - используются задания, обучающие сличать свои действия с образцом,

    - сомнение, незнание, правильность оформляется специальным значком:

    «+» - без ошибок

    «+ - » - 1 или 2 ошибки

    «-»  - не справился

    V- не успел, не хватило времени,

    - самооценка ученика предшествует учительской оценке.

      Индивидуальные достижения младших школьников фиксируются с помощью линеечек, что способствует адекватной самооценке.

      В тетради ребенок чертит отрезок – 10 см – шкалу, фиксирует результаты своей работы:

    П – правильность

    К – оформление

      Учитель, проверяя работу, фиксирует свой знак на шкале красной пастой. Чем лучше и правильней работа, тем правее будет продвигаться знак самооценки учащегося и оценки учителя.

       

      Данная форма оценивания:

    -удобна для письменных работ,

    - помогает избежать сравнения детей между собой,

    - невозможно перевести на язык традиционных отметок,

    - позволяет ученику определить границы своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей,

    - благодаря своей исключительной условности, не подлежит никакой статистике,

    - удерживает учебную функцию отметки.

      Каждый ребенок имеет «Дневник школьника» Образовательной системы «Школа 2100». В нем обозначены цели изучения предметов в виде необходимых общеучебных  умений, сформулированных в доступном для детей виде (см. Приложение). По мере изучения тем учитель вместе с детьми фиксирует их достижения в освоении определенных предметных умений. Развитие общеучебных умений фиксируется в конце каждой четверти и в конце года.

       Результатом данной деятельности является «Портфолио ученика», который состоит  из его личных и  творческих работ.

       Таким образом, данная система позволяет осуществлять более качественный мониторинг результатов деятельности учащихся.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология оценивания учебных достижений младших школьников

    Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...

    «Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

    Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

    Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

      Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

    Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

    В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

    ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

    В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

    Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников

    В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...

    Система оценивания образовательных достижений младшего школьника

    Структура системы оценки:-оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;- оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;- оценивание освоения р...