Главные вкладки

    Система оценивания образовательных достижений младшего школьника
    материал

    Балхаснаева Наталья Константиновна

    Структура системы оценки:

    -оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;

    - оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;

    - оценивание освоения результатов учебных предметов – предметных результатов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система оценивания образовательных достижений младшего шольника

    В своей работе я придерживаюсь системы оценки, соответствующей ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

    1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

    А) ориентировать на достижение результата

    • Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
    • Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
    • Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

    Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

    В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

    2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

    3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

    Приоритетными в диагностике являются (контрольные, проверочные работы и т.д.):

    1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

    2) метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

    3)диагностика результатов личностного развития.

    Письменные контрольные работы необходимо дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:

    • Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),
    • Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности, маршрутный лист)
    • Результаты учебных проектов,
    • Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

    Основные направления и функции оценочной деятельности

    Основным направлением оценочной деятельности в образовательном учреждении является оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

    Основными функциями системы оценки являются:

    • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

    • обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

    Основным объектом итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают все три группы планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО (личностные, метапредметные и предметные).

    Виды оценивания

    В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.

    4. Процедура оценивания

    Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку.

    Стартовая диагностика

    Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и предметной стартовой диагностики.

    Текущее оценивание

    В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой.

    Критерии оценивания предметных результатов связаны с качественными уровнями успешности. 

    В 1 классе успешность освоения предметных результатов фиксируется знаками «+» и «-», со 2 класса выставляется отметка по 5-балльной шкале.

    При оценке результата учитель выставляет отметки за каждое умение, проверяемое в работе, а затем выводит среднюю отметку за всю работу, которая и выставляется в электронный журнал и в дневник в графу «отметка».

    Средняя отметка выводится за совокупность продемонстрированных умений, исходя из процента успешно выполненных заданий: «5» - 100%, «4» - 99%-75%, «3» - 74%-50%, «2» - < 50%.

    В диктантах отметка выставляется в зависимости от количества допущенных ошибок: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - больше 5 ошибок. Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении.

    В словарных диктантах и списываниях «5» ставится за работу без ошибок, «4» - с 1 ошибкой, «3» - с 2-3 ошибками, «2» - с 4 ошибками. Задания максимального уровня оцениваются отдельно и только при успешном выполнении.

    Результаты текущего оценивания фиксируются в электронном журнале, в таблицах достижений у учителя и в дневнике школьника.

    Таблицы достижений заводятся отдельно по 4 основным предметам. Они включают в себя перечень умений, соответствующих планируемым результатам освоения ООП НОО, которыми обучающиеся должны овладеть, освоив программу определённого класса, и фиксацию результата по ним в виде отметки по 5-балльной системе (1 класс в виде знаков «+» и «-») в каждой учебной четверти и за год. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную работу.

    В текущем оценивании используется и оценка ученика. Самооценка и взаимооценка осуществляются по основным предметам в заданиях необходимого уровня, которые можно проверить по эталону. Успешность выполнения фиксируется знаком «+» или отмечается на линейке достижений. В дневнике школьника предполагается самооценка достижения метапредметной цели, ставящейся на неделю, и самооценка обучающимся проведённого в школе дня и своих успехов за неделю. Работа с таким дневником формирует у детей навык самоконтроля и самооценки.

    Оценка УУД

    В процедуре текущего оценивания результатов формирования УУД принимают участие учитель и психолог.

    Деятельность учителя. У учителя и у обучающихся в дневнике есть таблица достижений по УУД.

    Сформированность ряда познавательных и регулятивных УУД можно оценить по результатам выполнения некоторых заданий контрольных работ (предметных и комплексных). Точно так же, как и при оценке предметных умений, учитель сначала определяет, какие метапредметные учебные действия будут оцениваться. Анализируя успешность выполнения заданий контрольных работ, учитель фиксирует уровень овладения УУД знаками «+» и «-» в таблице. В заданиях с открытым ответом можно оценить коммуникативное умение оформлять свою мысль в письменной форме.

    На промежуточное оценивание выносятся предметные и метапредметные результаты. Контроль за предметными результатами и уровнем сформированности метапредметных УУД осуществляется в следующей форме и со следующей периодичностью:

    Форма

    Примерная периодичность

    Предметные контрольные работы

    (русский язык, математика)

    В конце каждого полугодия

    Комплексная проверочная работа

    (на межпредметной основе)

    1-2 раза в год

    Контрольная работа по УУД

    1-2 раза в год

    Работа с текстом

    В конце каждого полугодия

    Уровень овладения предметными и метапредметными учебными действиями фиксируется в таблицах фиксации, анализа и интерпретации результатов выполнения работ.

    Итоговое оценивание

    Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

    Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать на основе метапредметных действий учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний.

    Итоговая оценка формируется на основе следующих результатов:

    • Накопленной в форме «Портфеля достижений» оценки по УУД и по 4 основным учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир);
    • Оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике, комплексной итоговой проверочной работы на межпредметной основе).

    При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

    Итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы.

    В связи с новой технологией оценивания в образовательной системе начальной школы предполагаются новые подходы к оценочной деятельности.

    Для начала давайте вспомним всем известное определение отметки.

    Отметка -фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы.

    Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания. Осуществлял действия по поиску решения, получал и предоставлял результат.

    За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

    Новая технология предполагает, что за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка. Ставить среднюю оценку за урок бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока ученик демонстрировал разные умения.

    Новая технология предполагает право ученика отказаться от отметки при изучении нового материала, так как в процессе овладения знаниями и умениями по теме он имеет право на ошибку.

    Но ученик не всегда имеет право отказаться от отметки.

    Право отказа от отметки не действует:

    - при выполнении заданий по изученным темам;

    - на уроках обобщения по изученным темам;

    - на контрольных уроках.

    За проверочные и контрольные работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Вводится отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. А в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи и за общее впечатление от работы. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

    Технология оценивания предполагает, что в контрольных и проверочных работах учитель оценивает каждое задание и выставляет итоговую отметку. Одна задача – одна отметка . Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

    Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать.

    Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

    Когда ученик пересдаст соответствующий вид задач, ему выставляется полученная отметка, которая «отменяет» предыдущие, более низкие и только она учитывается при выведении итоговой отметки за четверть, что делает контроль более объективным.

    Таблица требований помогает учителю при необходимости дать характеристику продемонстрированного уровня возможностей учащихся.

    Таблица требований составляется на основе программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года и на основе содержания учебного материала.

    При этом учитель формирует у учащихся умение определять уровень сложности того или иного задания и соответствие его отметке. Эти вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

    Для правильной организации контроля знаний и умений учеников учитель пользуется перечнем обязательных контрольных работ по каждому предмету.

    Так, на уроках русского языка в начале первой четверти каждого года обучения проводится стартовая контрольная работа, которая полностью соответствует итоговой контрольной работе за предыдущий класс. За стартовые работы 2 не ставятся.

    В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа. Все остальные контрольные работы являются тематическими.

    В конце 4 класса проводится две итоговые контрольные работы. Первая (в апреле) соответствует минимальному уровню требований к знаниям и умениям учащихся. С ней должны справиться все ученики. Вторая (в мае) соответствует программному уровню обученности.

    В каждой четверти в 3-4 классах проводится по одному контрольному списыванию, тесту обобщающего характера и словарному диктанту.

    В помощь учителю в образовательной системе начальной школы разработаны тетради на печатной основе для каждого класса. В них предусмотрены все проверочные работы, тексты контрольных списываний и место для написания диктантов. За каждый из этих видов работ отметка выставляется обязательно. При этом проверочные работы не пересдаются. Пересдачей считается аналогичное задание контрольной работы.

    За работы обучающего характера (изложение, сочинение) выставляются только положительные отметки. Самостоятельные работы обучающего характера проводятся на каждом уроке и занимают от 10 до 15 минут. Отметка 2 за самостоятельные работы не ставится. На основе отметок за контрольные работы выставляется итоговая отметка – показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данной четверти.

    Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода.

    При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокую и повысить свою успеваемость.

    Специфика оценивания метапредметных и личностных результатов.

    Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

    • Задания по отдельным универсальным учебным действиям;
    • Комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

    Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны

    А) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»;

    Б) авторами ОС на бумажных или электронных носителях;

    В) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования;

    Г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

    Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов – это  педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД

    • Экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
    • Самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

    С учётом требований ФГОС в образовательной системе вышли индивидуальные тетради на печатной основе «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» для каждого класса.

    Итоговая оценка и итоговая отметка. Определение итоговых результатов.

    Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

    Четвертная оценка:

    • Высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
    • Для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

    Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку.

    Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

    В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

    Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС

    Одним из направлений  организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижен...

    ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

    В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

    Современные технологии оценивания образовательных достижений младших школьников на уроках литературного чтения

    В современное время в педагогике наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие серьезных работ в данной области в условиях мн...

    Опыт "Оценивание образовательных достижений младших школьников на уроке"

    Как можно оценить учащихся младших классов. Технология оценивания....

    Оценивание образовательных достижений младших школьников на уроке

    Одним  из основных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта является  новый подход к системе оценивания школьников. [1]По окончанию урока оценивание всегда носил...