Оценивание образовательных достижений младших школьников на уроке
статья на тему

Родаева Альбина Вадимовна

Одним  из основных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта является  новый подход к системе оценивания школьников. [1]

По окончанию урока оценивание всегда носило субъективный характер. Долгое время оценивание достижений учащихся не менялось. Оценка обучающихся производилась учителем с комментариями или без них. Существовали общие подходы к оцениванию на «3», «4», «5», ну а двойка, это, конечно не оценка. Данная система позволяла проникать произволу в оценивание учебных достижений учащихся и фактически и она не соответствует современным требованиям. [10]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodaeva_statya.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Оценивание образовательных достижений  младших школьников на уроке

А.В.Родаева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Называевская Гимназия» Омской области

Аннотация

Одним  из основных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта является  новый подход к системе оценивания школьников. [1]

По окончанию урока оценивание всегда носило субъективный характер. Долгое время оценивание достижений учащихся не менялось. Оценка обучающихся производилась учителем с комментариями или без них. Существовали общие подходы к оцениванию на «3», «4», «5», ну а двойка, это, конечно не оценка. Данная система позволяла проникать произволу в оценивание учебных достижений учащихся и фактически и она не соответствует современным требованиям. [10]

Проводя на уроках оценивание образовательных достижений учащихся, необходимо познакомиться с понятиями, связанные с оценочной деятельностью обучающихся при реализации ФГОС.

Оценка – общий термин, принятый для характеристики результатов учебной деятельности по критерию их соответствия установленным требованиям.[5]

Оценочная деятельность – это процесс сравнения достигнутого обучающимся уровня овладения учебным материалом с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Степень освоения общего способа решения данной учебной задачи.[4]

Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, УУД) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения заданий или путем анализа представленного результата.[11]

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.[11]

Показатель – уровень эффективности выполненных действий; обобщенная характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата.[9]

Измерительная шкала (оценочная шкала) – принятый по соглашению порядок определения и обозначения всевозможных проявлений конкретных показателей. Выделяют количественную и порядковую оценочную шкалу (по В.В. Гузееву). [8]

Порядковая шкала – это шкала, в которой числа присваиваются объектам для обозначения относительной степени, в которой определенные характеристики присущи тому или иному объекту, позволяет узнать, в какой мере выражена конкретная характеристика данного объекта, но не дает представления о степени ее выраженности.[6]

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств и своего места среди людей.[11]

Взаимооценка – рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности, предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля, взаимооценки.[3]

Лист индивидуальных достижений (лист оценки, успеха…) - средство фиксации продвижения учеников в достижении планируемых результатов.[7]

Отметка – условно формальное знаковое выражение результатов оценивания.[14]

В 1 классе у учащихся безотметочное обучение, но как учителю и ученикам необходим контроль образовательных достижений на уроках. Нам в помощь приходит следующее оценивание:

«Волшебные линеечки» 

На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. [15]

Детям предложено написать строчную букву «Я» в соответствии с образцом.

1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?

На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.

2. Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксируем варианты ответов на доске:

  • наклон
  • высота буквы
  • ширина буквы
  • аккуратность

Ответы детей и представляют собой не что иное, как критерии оценивания. А критерий – это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям.

Критерии должны быть четкими, однозначными.

3. Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию (показатели и шкала оценивания). Как оценим работу? 

Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске.

Кроме того, показателями данных критериев может быть самые простые:

  • наклон соблюдён при письме – 2 балла
  • наклон частично соблюдён при письме – 1 балл
  • наклон не соблюдён при письме – 0 баллов и т.д..

4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.

Удалось ли выполнить задание?

Учитель предлагает посмотреть, на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».

Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваша деятельность была оценена выше?

«Светофор»

Детям необходимо рассказать стихотворение наизусть.

1.     Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

2.     Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы прочитать стихотворение наизусть?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксируем варианты ответов на доске:

  • Автор стихотворения
  • Название стихотворения
  • Знание содержания стихотворения
  • Выразительность
  • Темп рассказа
  • Громкость

В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.

Ответы детей и есть критерии оценивания.

3. Следующий шаг – шкала. Если выполнил критерий 1 балл, не выполнил – 0 баллов. Как оценим работу?

 6-5 баллов – зеленый, 4 - 3 балла – желтый, 2 - 0 – красный.

4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности. Учащиеся прослушав и оценив своего одноклассника поднимают цвет светофора.[13]

Со 2 класса начинается отметочное обучение. Можно использовать листы успеха, маршрутные листы, в которых прописываются понятные для детей критерии и шкалы, затем выводится отметка по набранным баллам. Здесь ребенок видит, где он успешен, а где ему необходимо еще позаниматься, чтобы улучшить свой результат.[13]

Каждое задание должно иметь критерии, шкалу и рефлексию, для того чтобы учитель и ученик видели слабые стороны над которыми необходимо поработать.  

Выпускники 4 класса научатся оценивать себя, своего товарища, работать по маршрутному листу, работать в паре, в группе, разрабатывать критерии оценивания по заданию.

Каждого ученика  нужно поставить  в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что если он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.

При   оценивании образовательных достижений ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается  его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя.  Он становится партнёром, консультантом, советчиком.  Таким образом, оценивание несет в себе потенциал сохранения  здоровья и учеников, и учителей.[1]

Библиографический список

  1. http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2013/08/08/statya-tekhnologiya-otsenki-uchebnykh
  2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/21/model_sistemy_otsenki_kachestva_znaniy_mladshikh_shkolnikov.docx
  3. www.Allyslide.com 
  4. www.anypsy.ru
  5. www.edu.ru
  6. www.market-journal.com 
  7. www.raduga.rkc-74.ru 
  8. www.studfiles.ru 
  9. www.wikipedia.org
  10. Введение ФГОС: стратегии, риски перспективы: Материалы III Межрегиональной научно - практической конференции Омск, 18 мая 2013 г.
  11. Горбунова Т.С.  «Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся»  г. Омск, 2008 г.
  12. Д.Д. Данилов «Технология оценивания образовательных достижений. «БАЛАСС», 2011. – 66 с.
  13. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Называевская Гимназия» Омской области. Называевск ,2012. – 162 с.
  14. Тем, кто вводит ФГОС общего образования: словарь-справочник/отв. редактор: И.Ю. Акентьева. Составители: Т.В. Аристова, Н.А. Белан, Ю.А. Бурдельная и др. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2013.
  15. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 113 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)

Презентация:"Введение  технологии оценивания образовательных достижений  в школе I ступени  как средство развития  оценочной самостоятельности  младших школьников". (обобщение...

Современные технологии оценивания образовательных достижений младших школьников на уроках литературного чтения

В современное время в педагогике наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие серьезных работ в данной области в условиях мн...

Опыт "Оценивание образовательных достижений младших школьников на уроке"

Как можно оценить учащихся младших классов. Технология оценивания....

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Целью данной работы является охарактеризовать современные методы и формы оценивания на примере рейтинговой накопительной системы, безотметочной системы оценивания...

Статья на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»

Статья учителя начальных классов на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»...

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Современные формы и методы оцениванияобразовательных результатов школьниковВведениеАктуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным...