«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
статья (1 класс) по теме

Пискунова Любовь Павловна

 

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания 

является травмирующей для ребёнка. Безотметочное

обучение – новый подход к оцениванию достижений

 обучающихся. Предлагаемый способ оценивания позволяет

ученику чувствовать себя успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocenivanie_uchebnyh_dostizheniy.rar16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«Оценивание учебных достижений младших школьников

в условиях безотметочного обучения»

Пискунова Любовь Павловна, МБОУ СОШ №28,  учитель, г. Балаково

Аннотация

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания  

является травмирующей для ребёнка. Безотметочное

обучение – новый подход к оцениванию достижений

 обучающихся. Предлагаемый способ оценивания позволяет

ученику чувствовать себя успешным.

     Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей пятибалльной системы. Общепринятая «отметочная система» выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащихся со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой. Затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Если говорить о травмирующем характере пятибалльной системы оценивания, это и искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой; повышение тревожности и невротизации детей; искажение учебной мотивации; с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.

      Начиная работать с первоклассниками, возникает вопрос о том, как оценивать успехи детей в этот период. Изучив соответствующие материалы и литературу, я пришла к выводу, что система оценивания необходима. Учителю она должна давать информацию о том, достиг ли ученик или нет поставленных им целей. Это позволило бы стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, что они не знают. Необходима выработка «оценочной политики» в условиях конкретного класса.  Я в своей работе частично использую принципы безотметочного оценивания, разработанные Г. А. Цукерман:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания первоклассников я выбираю только те задания, где существует объективный  однозначный критерий оценивания.

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться. В первом классе я стараюсь учить ребёнка видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должна  прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

      В первом классе в рамках адаптационного этапа обучения, вместе с детьми мы  создали правила оценочной безопасности. Такие правила существенно способствуют росту эмоционального благополучия детей.

  Приведу примеры ряда правил:

 1. Не скупиться на похвалу.

 2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

 3. Даже в море неуспеха стараюсь находить островок  успешности и закрепиться на нём.

 4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели.

 5. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

      Как я реализую схему, по сути дела «безотметочного обучения» в практической работе? Рассмотрю это на примере одной из целей обучения, стоящей в начальной школе:  владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту. Это требование включает ряд умений, которые необходимо формировать в ходе обучения: понимать главную мысль, отвечать на вопросы к тексту, составлять план. Учитывая специфику класса, к концу периода обучения грамоте я поставила следующие цели:

                        добиться от всех учащихся умений

- плавного слогового чтения незнакомых предложений и коротких текстов;

- ответить на вопрос по прочитанному предложению или тексту;

- выбрать среди предложенных иллюстраций иллюстрацию к прочитанному  предложению или тексту;

- определить жанр текста;

                       развить у учащихся умения

- интонационно правильно, выразительно читать вслух тексты разной сложности;

- отобрать и разложить в правильной последовательности иллюстрации к   прочитанному тексту;

- восстановить прочитанное предложение с опорой на символ, иллюстрацию,  записанное слово;

- пересказать прочитанный текст с опорой на иллюстрацию или ключевые слова;

- задать вопросы по прослушанному тексту на уточнение понимания его основного  содержания.

     Поэтапно составляю список планируемых результатов на период обучения грамоте и развитию речи. С данным списком ознакомлены  дети и их родители. Подбирая задания для проверки факта достижения обязательных для всех целей, соотношу их к общему уровню подготовки класса.

    Следующая задача, которую необходимо было решить – это продумать, на каких этапах, с какой частотой я буду осуществлять текущий  контроль  за формированием необходимых умений. В период обучения грамоте график контроля  за формированием навыка чтения  и письма я определила ежемесячно. При этом выделенные ожидаемые результаты подразделила на более мелкие поднавыки, отражающие логику процесса обучения. Например, в навыке «Техника чтения» выделила: чтение слогов слияний, составление и чтение слов, ударение в словах, чтение коротких предложений, чтение текстов. В формировании навыка письма выделила: составление звуковой модели слога, графической модели слова, составление звуковой модели слова с разной структурой, списывание с печатного текста, графическое составление предложения, письмо слов под диктовку, письмо предложений под диктовку. У учащихся и их родителей в течении всего периода имеется подобный список с примерами заданий.  Это необходимо, поскольку именно открытость и доступность ожидаемых результатов дают возможность соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, заношу в специальный «Лист индивидуальных достижений». Освоенные навыки отмечаем в нём путём закрашивания определённой клеточки – полностью или частично. Такой способ оценивания позволяет ученику видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Тогда соответствующая клетка закрашивается полностью.

     Для мотивации обучения ученику необходимо уметь самому определять качество собственных знаний: что ему удаётся, какие пробелы в своих знаниях следовало бы восполнить и как. У ученика возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. У обучающихся формируется навык самоконтроля и самооценки. Для меня такой способ оценивания позволяет, не только выявить определённый результат в предметных знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого предметного знания у  учащихся и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию. Результаты, зафиксированные  в данной форме, помогут сделать отметку содержательной и для учителя, и для ученика, и для его родителей. Ученика, получающего изо дня в день тройки, угнетает чувство собственной неполноценности. Ему кажется, что как бы он не старался, у него ничего не выходит. А  поддерживает ребёнка и питает его жажду познания не только успех в учении, но и осознание того, что каждый день он делает шаг вперёд.  Работу по списыванию текста оцениваю с позиции пропуска или искажения букв. В той же работе показываю, что её можно оценить с позиции «Поставлены все точки в конце предложения» или «Имена собственные написаны с заглавной буквы». Нахожу такой критерий, по которому даже самый слабый ученик может заслуженно поставить себе высший балл.

          «Отметочная система не позволяет ученику чувствовать себя успешным, так как ориентирует его на некий идеальный результат, который для него пока непостижим» (Симановский А.Э.)  Предлагаемый способ оценивания показывает ученику его продвижение вперёд (пусть даже незначительный), позволяет сделать оценку работы оптимистичной. Уверенность в успехе, со своей стороны, рождает и усиливает интерес ребёнка к учению, страсть к познанию. У В. А. Сухомлинского читаем: «Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость».

     Переход к технологии безотметочного обучения сложный и длительный процесс, где должны быть задействованы все субъекты образовательного процесса. Отдельные элементы «безотметочного обучения» можно постепенно вводить в свою педагогическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцов А. Б. «Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования», Начальная школа. №3,2002.

2. Выготский Л. С. «Антология гуманной педагогики». М;Издательский дом.2002.

3. Никитин М. П. «О безотметочном обучении». Начальная школа.

№1, 2003.

4. Симановский А. Э. «Безотметочное обучение: возможности и пути реализации». Начальная школа.№6, 2003.

5. Цукерман Г. А. «Оценка без отметки». М.-Рига4Педагогический центр.1999.

6. Эльконин Д.Б. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста». М. Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Технология оценивания учебных достижений младших школьников

Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"

Работа содержит  методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)...

Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников

В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...