Инновационный метод - дистанционное обучение в школе
статья по теме

Чикина Светлана Анатольевна

Инновации - это движение вперед!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный метод - дистанционное обучение детей с ОВЗ

Чикина Светлана Анатольевна,

ГБОУ ЦДК г.о. Сызрань,

учитель начальных классов

г. Сызрань

Аннотация

        Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле "инновация" (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: "Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления". Специфика инноваций проявляется в следующем:

  1. инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  2. использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
  3. внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

Инновации - это движение вперёд.

        Информация  в наше время становится ресурсом развития общества, но она быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в школе должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ученик становится активным субъектом учебного процесса.

        Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

         В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как , модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д. Мы более подробно познакомимся с указанным выше способом инновационного обучения - дистанционное обучение (ДО).

     Дистанционное обучение – технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого, возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

              Дистанционное обучение позволяет: снизить затраты на проведение обучения; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек; создать единую образовательную среду.

       Формы организации дистанционных занятий.

Чат – занятия - это учебные занятия с использованием чат – технологий.

 Веб – занятия –  дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы.

Телеконференции – проводятся на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

         Дистанционное обучение несомненно имеет свои преимущества такие как:

гибкость; модульность; параллельность; экономичность; охват; технологичность; социальное равноправие; интернациональность; новая роль преподавателя.

        Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, благодаря приоритетному национальному проекту «Дистанционное образование детей-инвалидов» имеют уникальную возможность обучаться с применением средств компьютерной техники и связи.

 Комплекты оборудования передаются во временное безвозмездное пользование на период обучения ребенка в форме обучения на дому и действия статуса ребенка-инвалида.

        Новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.

       Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку.

        Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

        В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками.

        В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

       В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

     В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

        Я работаю учителем начальных классов. В своей профессиональной деятельности использую ИКТ второй год. Обучаю детей с ОВЗ  в дистанционном режиме. Мои обучающиеся  подключены к сети Интернет на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет вести он-лайн обучение: постоянный дистанционный контакт со мной, одноклассниками, получение и выполнение заданий, не выходя из дома. Моя задача: научить таких детей  самостоятельно добывать знания, расширить их  кругозор, круг общения, воспитать из них людей, которые смогут "смело вступить во взрослую жизнь  в ногу со своими здоровыми сверстниками".

        На мой взгляд, дистанционное обучение позволяют сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

        Дистанционный метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
При подготовке к уроку с использованием ДО нужно помнить, что
 компьютер не заменяет его, а только дополняет. Дистанционное обучение я использую на всех этапах урока: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.  Уроки русского языка, литературного чтения и природоведения с  использованием ДО совершенствуют и активизируют учебный процесс, создают положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.
        Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет мне ярко и неординарно подать материал, сопровождая урок неповторимыми иллюстрациями.
При работе с детьми с  ОВЗ в дистанционном режиме я использую презентации на любом этапе работы: как при ознакомлении с  новым материалом, так и в процессе закрепления, повторения.
Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении.

При изучении нового материала: позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.  

При проведении устных упражнений: дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

        Использование дистанционного обучения на уроках русского языка, литературного чтения, математики и природоведения позволяет: индивидуализировать обучение; научить самостоятельно работать, получать необходимую информацию;  увеличить объем выполненных на уроке заданий;  расширить информационные потоки при использовании Internet;  повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы, возможность включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя.

        В дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (40 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса. 
        При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

        Дистанционное обучение имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться детям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

        Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности. Для учащихся с ОВЗ данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга, школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации.

        Можно надеяться, что в ближайшем будущем дистанционное образование позволит детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.

        Особенностью организации учебного процесса является гибкость моделирования индивидуальной образовательной программы, позволяющей учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта общего образования, примерных учебных программ, разработанных для образования детей-инвалидов.

        Содержание индивидуальной образовательной программы, сроки её реализации, график учебного процесса разрабатываются совместно с образовательным учреждением, в котором ребенок-инвалид учится на дому, и согласовываются с родителями (законными представителями) ребенка.    Индивидуальная образовательная программа, режим дня для каждого обучающегося составляется индивидуально, согласовывается с родителями (иными законными представителями) и обеспечивает сочетание учебных занятий, отдыха, динамических пауз, коррекционных занятий, занятий по интересам.
        В планах индивидуальной подготовки обучающихся регламентируется время работы на компьютере (не более 30 минут). Остальное рабочее время обучающиеся используют на работу с различными источниками информации, фото- и видеосъемку, разработку и написание сценариев, опытов и мультфильмов, поиски натуральных объектов для исследовательской деятельности, сборку конструкций, моделей и др., в зависимости от целей и задач учебного предмета.
        Занятия с учащимися могут проводиться дистанционно и в школе. Занятия проводятся индивидуально, часть занятий может организовываться в малых группах не более 3 человек (как дистанционно, так и в школе) для решения задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации обучающихся детей-инвалидов.

        Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности.
        Не менее важной целью ДО является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только  на образовательные цели, но и на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

        Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

        Таким образом, дистанционное обучение имеет преимущество над традиционными формами обучения, ДО подтверждает целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

Список литературы.

1. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.

2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.

3. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.

4. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.

5. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.  

6. http://psy.1september.ru/2000/38/13.htm «Дистанционное обучение для детей –инвалидов»

7. http://dlearning.narod.ru/home.html «Дистанционное обучение школьников»

8. http://metodist.lbz.ru/lektorii_Pervin.Ju.html  «ИКТ в начальной школе»

9. http://pedsovet.org/forum/topic3210.html «Опыт применения ИКТ в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в школе.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на...

Дистанционное обучение в школе. (доклад)

Цели  дистанционного обучения: •      подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;•      подготовка шк...

Инновационные методы в обучении

§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификацияНововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения,...

Дистанционное обучение. Начальная школа.

Возможности обучения в современной школе при невозможности присутствия в учебном заведении..............

статья о дистанционном обучении в школе

статья о дистанционном обучении...

Дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе...

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Инновационные методы преподавания в начальной школе (их опыта работы)...