Современное образование : новые требования и новые возможности
статья по теме

Жизненный ритм меняется и ускоряется постоянно, что диктует нам новые требования  и даёт новые возможности в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_1.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

     Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что

целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде

всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения

изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Отличительной особенностью нового стандарта является его

 деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности

 учащегося.

   Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность

 трех систем требований:

-требований к результату образования,

-требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа -выстраивает свою образовательную деятельность),

-требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

    В Стандарте второго поколения в содержании образования  четко обозначены требования к его результатам:

-личностным (готовность и способность к саморазвитию,сформированность

 мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),

 -метапредметные (умение учиться),

-предметные умения.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

  Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.

Что такое информационно-образовательная среда?
    Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Информатизация в  образовании  является важным условием реализации национальных образовательных проектов  и  инициатив, а также федеральных целевых программ  и  новых федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС ).

В рамках информатизации образовательный процесс оснащают учебниками, учебно-методическими комплектами, современными информационными программами, высокотехнологичным оборудованием, электронными образовательными ресурсами и подключением к электронным библиотечным системам.

Комплект средств обучения является совокупностью взаимосвязанных традиционных и инновационных средств обучения. Согласно  требованиям   ФГОС , комплект средств должен функционально обеспечивать  и  интегрировать все уровни образовательной среды.

Одним из важнейших условий информатизации  образования  является оперативный и гарантированный доступ к необходимому учебному материалу в электронном виде (контенту) и его эффективная защита от нелегального копирования.

 

Текущие проблемы информатизации в настоящее время:

  1. Отсутствие удобных средств поиска и доставки контента на мобильные устройства
  2. Отсутствие качественного и востребованного контента в существующих электронных образовательных ресурсах и электронных библиотечных системах
  3. Отсутствие эффективной защиты от нелегального копирования
  4. Отсутствие интерактивности в учебном процессе при работе с мобильными устройствами
  5. Отсутствие единой информационной среды, в том числе по причине технологической разобщенности технических средств обучения, поставляемых в образовательные учреждения
  6. Отсутствие онлайн-обмена лучшими практиками и решениями в системе образования

Без решения указанных проблем информатизация в образовании и качественная реализация национальных образовательных проектов невозможна.

Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.
Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте. Педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде.

Системный анализ проблем взаимодействия среды и историко-педагогического процесса позволяет рассматривать различные интервалы времени (от коротких до длительных), в течение которых происходили изменения в мировосприятиях педагогов и учащихся. Такие изменения могут быть непосредственно связаны со структурными преобразованиями в жизни общества, зарождением и развитием новых тенденций в культуре (науке, искусстве и т.д.), формирующих ноосферную среду как открытую систему. Взаимодействие личности с такой открытой системой может осуществляться как непосредственно, через органы чувств и соответствующие им формы познания, так и опосредованно, то есть через образовательные системы (образовательное учреждение, совокупности образовательных учреждений, педагогическую культуру и т.д.).,

Проблема развития личности в образовательной среде актуальна и для школьного, вузовского и постдипломного образования. Вопросы эффективности образовательной среды, ее взаимодействия с социальными, культурными процессами, с личностью человека являются предметом перспективного междисциплинарного изучения.

Соколова Алина Анатольевна воспитатель ГПБ   ГБОУ СОШ № 914 г. Москвы

Доклад на тему:                                                                      «Современное образование: новые требования и                 новые возможности»                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное муниципальное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Выступление на методическом объединении классных руководителей....

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...

Новые требования, предъявляемые к преподаванию современного урока.

М. Скаткин говорил: «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»....

Образование и просветительство - новые взгляды, новые возможности

Образование и просветительство - новые взгляды, новые возможности...

«Профориентационные стратегии в современном образовании на основе атласа новых профессий»

Внешкольная игра на основе Атласа новых профессий.  Данная играпозволяет расширить границы представления о будущем, позволяет детям узнать о новых профессиях, которых еще нет. Но эти профессии уж...

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность...

"Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"

Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения...