Статья по педагогике
статья по теме

Гаврилова Марина Владимировна

Статья по педагогике.Даёт возможность работать и в своей работе учитывать здоровье сберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №36

Формирование психо- и здоровьесберегающей среды как одно из условий обеспечения доступности и качества образования.

Учитель начальных классов

Гаврилова Марина Владимировна

Отличник народного просвещения

Астрахань, 2006

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема сохранения здоровья детей стоит особенно остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя»٭.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников школ. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами ухудшения здоровья наших детей. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных  органов, расстройства обмена веществ, нарушение осанки, болезни пищеварительной системы, нервно-психические расстройства.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний как на уроках, так и во внеурочное время, воспитания стремления к здоровому образу жизни.

Не случайно, что проблема сохранения здоровья детей в процессе обучения стала одним из узловых вопросов практики обучения и воспитания в МОУ сош№36 г.Астрахани. На базе средней общеобразовательной школы №36 в течение ряда лет разрабатываются и внедряются организационно – методические подходы к здоровьесбережению школьников. На основе проведённой диагностики была предложена и апробирована концептуальная модель укрепления здоровья младших школьников и обеспечения успешности их обучения. Приступая к её разработке, мы рассмотрели всё многообразие факторов, влияющих на здоровье школьников, с точки зрения их управляемости силами педагогов школы. В этой связи была выделена, с одной стороны, группа факторов, практически не поддающихся нашему управлению (экология, традиции здорового образа жизни в семье, качественная и своевременная медицинская помощь населению), и с другой – группа управляемых факторов (организация здоровьесохраняющего характера обучения и оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).

С целью реализации организационно-педагогического воздействия, направленного на сохранение здоровья, в начальном звене школы в 2001г. были открыты классы, работающие совместно с Центром развития и здоровья детей, остро нуждающихся в его укреплении. Деятельность классов организуется по схеме, представленной в таблице. Такой подход обеспечивает интеграцию обучения и оздоровительного воздействия.

Конечным результатом являются благоприятный исход адаптации детей к школьному режиму,повышение индекса здоровья,активное включение ребят в учебную деятельность, достижение в ней успеха, сформированность необходимых учебных и психологических предпосылок к переходу на вторую ступень школьного обучения.

Классы, работающие совместно с Центром развития и здоровья детей

1. Комплектование совместно с педиатром и психологом школы

2. Организация особого педагогического режима обучения

Сокращение продолжительности урока (до 35 минут в 1кл. , до 40 минут во 2-4 кл.)

Использование здоровьесберегающих технологий обучения (В.Ф.Базарный, У.П.Уфимцева и др.)

Ежедневный динамический час (при хорошей погоде на свежем воздухе)

Индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей ребёнка

3. Проведение оздоровительно-профилактических мероприятий:

Консультации детей узкими специалистами-медиками, физиотерапевтические процедуры

Горячее питание, витаминизация

Пропаганда здорового образа жизни, проведение уроков здоровья

Гимнастика до занятий, подвижные перемены, физкультпаузы

4. Обеспечение образовательного процесса:

Федеральный компонент

Школьный компонент

Базисный компонент начальной школы

Учебные предметы, развивающие логическое мышление

Занятия с психологом и логопедом

Важнейшее направление в деятельности «класса здоровья» - создание охранительного педагогического режима обучения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья. Это достигается за счёт ряда организованных мероприятий:

  1. занятий только в первую смену;
  2. организации обучения в режиме продлённого дня;
  3. сокращения продолжительности уроков до 35 мин в 1 классах, до 40 минут во 2-4 классах;
  4. проведения динамических перемен между уроками;
  5. упразднения обязательных домашних заданий для учащихся 1 классов;
  6. сочетания уроков физкультуры и плавания с ежедневными часами здоровья ( динамическим часом), которые проводятся на открытом воздухе (при хорошей погоде) и способствуют удовлетворению биологической потребности детей в движении;
  7. рациональной организации учебной деятельности на уроке с учётом закономерностей динамики умственной работоспособности детей;
  8. правильного составления учебного расписания уроков с учётом их трудности, а также закономерностей дневной и недельной динамики умственной работоспособности.

           Помимо перечисленных организационных мероприятий для создания охранительного педагогического режима обучения учащихся в классах, работающих совместно с Центром развития и здоровья, осуществлялось использование здоровьесберегающих технологий обучения, разработанных В.Ф.Базарным в соавторстве с Л.П.Уфимцевой, Э.Я.Оладо, В.А.Гуровым и др. (режим «динамических поз», расширение зрительно-пространственной активности), использование при проведении физкультпауз на уроке особых упражнений, направленных на развитие внимания, мышления, памяти учащихся.

Поскольку состояние здоровья – наиболее убедительный и ценный критерий роста и развития детей, оно должно отслеживаться на протяжении всего процесса обучения. Оценка состояния здоровья производится трижды за учебный год (в начале, середине и конце учебного года). По итогам обследования выявляются учащиеся с неблагоприятной динамикой показателей состояния здоровья под влиянием учебного процесса, анализируются причины этого явления и принимаются срочные корригирующие меры. Все учащиеся находятся под постоянным наблюдением педиатра школы,  врача Центра здоровья и узких специалистов детской поликлиники.

В целях сохранения здоровья организуется ежедневное горячее питание (обед), осуществляется межсезонная витаминизация учащихся (в октябре-ноябре, марте-апреле).

Большое внимание уделяется работе с семьями учащихся класса, во-первых, для исключения психотравмирующих ситуаций, во-вторых, для формирования здорового образа жизни ребёнка. Во время родительских собраний проводятся встречи, беседы со специалистами - медиками о профилактике заболеваний, соблюдении режима труда и отдыха, воспитании полезных привычек и борьбе с вредными и т.п.

Как показывает практика, такая работа в классах позволяет проводить реабилитационно оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствуя сохранению и укреплению здоровья и обеспечивая успешность обучения младших школьников.

Задача оздоровления и здоровьесбережения имеет 3 взаимосвязанных аспекта:

1. воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни;

2. обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и др.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;

3. непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых  для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, память, мыслительные способности. Конечно, приведённое деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление, имеет воспитательное значение, а воспитание, в конечном счёте, улучшает здоровье и информированность. Тем не менее, для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект согласно приведённой классификации.

В соответствии с данными аспектами в нашей школе типовые мероприятия выглядят следующим образом:

− воспитательный аспект: создание и ведение валеологического паспорта класса (цель его ведения - привлечь внимание учащихся к проблемам сохранения здоровья).

− обучающий аспект: проведение уроков здоровья.

− непосредственно оздоровительный аспект:

- гимнастика до занятий;

- уроки физической культуры;

- подвижные игры на переменах;

- ежедневный динамический час;

- проведение динамических пауз во время уроков (2-3 раза за урок);

- проведение урока плавания в течении всего учебного года;

- проведение Дней здоровья (1 раз в четверть);

− психологическое направление:

- мониторинг психологического состояния учащихся, выработка рекомендаций по работе с учащимися.

Основной причиной успешной работы в направлении здоровьясбережения, на наш взгляд, является наличие системности. Системность проявляется в комплексности физкультурных мероприятий, когда ребёнок оказывается охваченным ими:

- на обычных уроках;

- на уроках физкультуры;

- на переменах;

- во внеурочное время,

т.е. на протяжении всего времени нахождения в школе и даже за её пределами.

Дальнейшее развитие работы по данной проблеме видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции у учащихся. Профилактика нервно-психических расстройств - следующая планируемая для решения задача в деле оздоровления школьников.

Работа в режиме продлённого дня позволяет вплотную заняться не только сохранением здоровья, но и развитием учащихся. В классе, работающем совместно с Центром развития и здоровья с 1 класса создан и успешно функционирует детский фольклорный коллектив, дети изучают основы театрального искусства, посещают ЦДО №2, где занимаются изучением родного края и рукоделием под руководством опытных педагогов.

В течение многих лет обучение в данном классе проводится по технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц), что также является элементом здоровьесберегающей направленности образования. Работа по сохранению и укреплению здоровья, проводимая в течение ряда лет в МОУ сош №36, дала определённые результаты. Первые выпускники "класса здоровья" учатся сейчас уже в 8 классе. Они меньше болеют, реже пропускают уроки, ученье им в радость, они понимают, что результаты их обучения напрямую зависят от состояния их здоровья, у них сформирована установка на здоровый образ жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление их здоровья.

Сегодняшние мои ученики - четвероклассники. Их я тоже обучаю и воспитываю, применяя здоровьесберегающие технологии.

____________

٭В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Москва «Просвещение», 1975

 Литература:

  1. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья, 1995
  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма, 1998.
  3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, Москва «ВАКО», 2004
  4. Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, Москва «ВАКО», 2004
  5. Елизарова Н.Л., Чирихин С.Н. Оздоровительная работа в начальной школе. «Начальная школа» №9, 2000

      6.   В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Москва «Просвещение», 1975

7.  Уфимцева Л.П., Смольская Л.Д., Сустова Т.А. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников, «Начальная школа» №11, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека."

Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека....

статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личност...

статья "Музейная педагогика"

В статье говорится, что целью создания и деятельности современного школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержке творческих спос...

Статья по педагогике и психологии. История развития ребёнка.

Материал статьи будет полезен учителям начальной школы, воспитателям и родителям при организации учебно-воспитательного процесса  с младшими школьниками. Статья содержит рекомендации  педаго...

Статья "Театральная педагогика для обучения иностранным языкам"

Данная статья приводит преимущества использования приемов театральной педагогики при обучении иностранным языкам и содержит сценарий мюзикла для учащихся начальной школы "Кошкин дом"...

Статья " Музейная педагогика в действии"

О влиянии музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения.Какие цели и задачи ставит перед собой учитель, проводя нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия в школьном музее....

Статья "Музейная педагогика в школе".

Материал о возможностях музейной педагогики в образовательном процессе....