Сопровождение научно-исследовательского проекта "Сравнительная характеристика индийского и африканского слонов"
статья (2 класс) на тему

Павлова Татьяна Петровна

Многие учителя сталкивались с проблемой, как правильно оформить исследование или проект ребенка, для того чтобы работа получила достойную оценку и законченный вид. В этой публикации вы найдете материал по сопровождению проека учителем и описание проекта ребенка. Работа заняла первое место на научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slony.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение исследовательского проекта

«Сравнительная характеристика азиатского (индийского) и африканского слонов»

                                                                      Выполнил: Павлова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

Санкт – Петербург

2013

1.Введение

1.1. Актуальность.

Данная работа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение работать с информацией, сравнивать и сопоставлять. Такие качества способствуют успешному обучению в школе, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточный объем знаний в области познания жизни диких животных жарких стран, т.к. отсутствует возможность наблюдения за ними в естественных климатических и жизненных условиях. Решением проблемы и стал исследовательский проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Актуальность темы исследования обусловлена еще и рядом причин.

  1. Слоны считаются вторыми после дельфинов умнейшими животными на Земле.    Наблюдая за этими большими животными, чувствуешь к ним  уважение и восхищение.
  2. У слонов отличная память и высокий интеллект. Аристотель однажды сказал, что слон - "животное, которое превосходит других в остроумии и интеллекте".
  3. Во многих книгах, включенных в круг детского чтения мы знакомимся со слонами, как с литературными героями, однако возникает  проблема недостаточных знаний и представлений о жизни этих животных  в их  естественной среде обитания.

Поэтому ставим перед собой цели:

  1. Расширить и обобщить представления о животных жарких стран, в частности о слонах, через организацию познавательной и исследовательской деятельности;

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Образовательные:

  1. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания, вводить в словарный запас детей новые понятия;
  2. Формировать у детей приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений;
  3. Учить работе с различными источниками информации.

            Развивающие:

  1. Развитие способности у детей младшего школьного  возраста к исследовательской деятельности.
  2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять полученные знания.
  3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
  4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

            Воспитательные:

  1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
  2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

   Вид проекта: познавательно-исследовательский

   Методы:

  1. сравнение (сравнение как метод познания лежит в основе сравнительного логического анализа, направлен на обнаружение не только существенных общих признаков, изучаемого объекта, но и на существенные признаки отличия);
  2. работа с литературными источниками.

  Продолжительность проекта:  краткосрочный, декабрь

  Участники:  ученик 2 класса, родители, учитель

  Продукт деятельности: презентация

 Предполагаемый результат:

1. будет знать: название животных Африки и Индии(в частности получит более глубокие знания о слонах), особенности их внешнего вида, место обитания, питания, пользу в природе.

2. будет уметь: определять животных по внешнему виду; собирать , анализировать  и обобщать полученную информацию.

3. будет воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к животным.

2. Содержание работы

2.1.  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснила ученику, что его задача найти ответы на следующие вопросы: чем похожи и чем отличаются африканский и индийские слоны. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее.

Естественно, что для ребенка это сложное, новое дело. Рассказала ему о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования»:

  1. подбор и изучение научно-популярной литературы;
  2. наблюдение;
  3. сравнение;
  4. анализ.

Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения поставленной проблемы.

Обсудила с учеником, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей работы детям и родителям.

2. 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

• работа учителя с учеником;

• самостоятельная исследовательская деятельность ученика;

• работа с родителями.

  1. РАБОТА УЧИТЕЛЯ  С УЧЕНИКОМ

Моей задачей было научить ребенка выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.

В результате этой работы совместно с учеником был разработан план исследования:

  1. рассмотреть и сравнить размеры тела слонов двух видов;
  2. изучить особенности строения спины;
  3. найти существенные отличия в строении конечностей;
  4. сравнить строение хобота и его внешний вид;
  5. на основе наблюдений сделать сравнительную характеристику внешнего вида ушей и бивней;
  6. изучить среду обитания, найти общее и отличия.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

При сборе сведений ребенок расспрашивал своих родителей об интересующем его вопросе, тем самым происходил обмен знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребенок обобщали.

Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнять, конкретизировать, научить  высказывать свои предположения.

Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность ученика способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности ребенка подключила родителей, рассказала о проекте, его целях и задачах, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

  1. Вывод:
  1. В результате проведенной работы, учеником была изучена литература об особенностях строения и образе жизни слонов;
  2. Ребенок совершенствовал навык исследования, такой как сравнение;
  3. По результатам проекта была создана презентация, с которой ученик выступал перед учащимися своего класса.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 276 Красносельского района Санкт-Петербурга

Сравнительная характеристика азиатского (индийского) и африканского слонов

Выполнил: Носов Денис, ученик 2 класса «А»

                                                          Руководитель: Павлова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

Санкт – Петербург

2013

  1. Введение

Тысячи и тысячи лет назад гиганты по имени мамонты населяли Землю. Так как они не смогли вынести лишений и трудностей, которым подвергались, то постепенно погибли один за другим. Но от них остались два потомка — это африканские и азиатские(индийские) слоны.

Слоны — самые большие из сухопутных животных. По высоте слон занимает второе место среди животных, следуя после жирафа.  Несмотря на свою громадность, они кроткие и очень умные, обладают мягкой и терпеливой натурой.

Наблюдая за этими удивительными животными в зоопарке и цирке, мне захотелось как можно больше узнать о слонах, тем более что знакомство с ними происходит постоянно посредством детской литературы.

Цель: Научиться отличать индийского слона от африканского. 

Задачи:

  1. Изучить с помощью литературы и интернет-источников информацию о слонах.
  2. Сделать сравнительную характеристику двух видов слонов: африканского и индийского;
  3. Проанализировать полученные данные и сделать вывод.

Актуальность:

Мы достаточно часто встречаемся с различными животными. Это может происходить на страницах любимых книг, в зоопарках, в телепередачах о жителях планеты Земля. Каждый раз интересно узнавать что-то новое и интересное из жизни животных других континентов. Слон – это самое большое животное на земле. Оно представляется нам как очень добрый, миролюбивый, спокойный и очень умный гигант. В некоторых странах слон считается священным животным. В древности бытовал миф о том, что Земля держится на трех слонах, которые стоят на большой черепахе.  Но, к сожалению, наши знания о слонах на этом заканчиваются, их не достаточно, чтобы иметь полное и правильное представление о жизни слонов и их отличительных признаках.

Методы:

  1. сравнение;
  2. работа с литературными источниками.

Предмет: слон

Объект: морфологические признаки

  1. Литературный обзор

  1. Образ слона в детской литературе

Образы животных часто используются в литературе. Слон не является исключением. Большой популярностью пользуется слон в книжках для детей. Образ маленького заблудившегося слонёночка, который ищет Африку в стихотворении Слонёночек С.Миллигана пробуждает в читателях добрые эмоции. В басне И.А.Крылова Слон и Моська и стихотворении С.Михалкова Слон - живописец, а также в Песне про белого слона Владимира Высоцкого в образе слона подчеркиваются определенные качества человеческого характера. В русской литературе рассказы о слонах есть у А.Куприна Слон, Л.Толстого Слон. В зарубежной литературе слоны фигурируют в Книге джунглей Р.Киплинга.

Приведем несколько примеров:

  1. А.Барто «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

  1. А.Куприн «Слон»

( Слон своим присутствием, своей искренностью и веселым нравом вылечил маленькую девочку от неизлечимой болезни)

  1. С. Михалков «Слон-живописец» (басня)

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?

  1. Б.Жидков «Про слона»

(про путешествие мальчика в Индию и его знакомство с жизнью слонов у людей, их тяжелый труд)

  1. Михаил Садовский. «Что снится слону» (сказка)


Что снится слону
В зоопарке ночном?
Далекая Африка,
Джунгли кругом.
Не видно решетки
И шумных ребят,
Которые вечно
О чем-то кричат.
Хоть уши и впрямь
Велики у слона,
Но все же нужна
И слону тишина.

  1. В.В.Маяковский «Что ни страница- то слон, то львица»

Как живые в нашей книжке

слон,

        слониха

                    и слонишки.

Двух- и трехэтажный рост,

с блюдо уха оба,

впереди на морде хвост

под названьем "хобот".

  1. Р.Киплинг «Откуда у слона длинный хобот»

(про то, как много-много лет назад благодаря крокодилу у слона вместо маленького отростка появился длинный нос (хобот))

  1. И.А.Крылов «Слон и Моська»

    По улицам Слона водили,

    Как видно, напоказ.

   Известно, что Слоны в диковинку у нас,

   Так за Слоном толпы зевак ходили.

  1. Образ слона в мультфильмах

Век, в котором мы живем, предлагает широкие возможности знакомства с литературными произведениями посредством мультипликационных фильмов. Например:

  1. «Мама для  мамонтенка»

(Происходит знакомство с предками слонов – мамонтами. И оказывается, что мамонты очень похожи на слонов; у них есть хобот, большие уши, бивни, и даже хвост, но только у современных слонов нет длинной и густой шерсти, потому что им не холодно в жарком климате.)

  1. «33 попугая»
  2. «По дороге с облаками»
  3. «Была у слона мечта»

(Жил на свете очень славный и добрый слоненок, у него была одна большая, как белое облако, а точнее, как большой и белый пароход, мечта. Он давно хочет стать белым слоненком, серым, как ему кажется, быть очень скучно.)

  1. «Король слон» 

(Эта сказочная история о Правителе, который вошёл в историю своего сказочного мира как честный, храбрый, справедливый, добрый Король Слон. Но, несмотря на все свои заслуги, он на протяжении всей своей жизни остаётся скромным и справедливым. Его слава не меркнет на протяжении долгих веков, это храбрый и положительный со всех сторон персонаж, с которого окружающие берут пример.)

  1. «Приключения слона»

( Это история про маленького слоненка, потерявшего свою маму-слониху еще не успев родиться и вынужденному расти и приспосабливаться к жизни в сложных для него условиях.)

  1. Образ слона в энциклопедической литературе

Нами была изучена энциклопедическая и научно-познавательная литература. Результаты этой исследовательской работы дали  достаточно полное представление о жизни слонов, среде их обитания, особенностях  их внешнего вида.

Полученные сведения мы представляем в своей работе.

  1. Самый большой слон

Слоны — самые большие в мире наземные животные из ныне живущих. Самый большой слон, когда-либо зарегистрированный, был застрелен в Анголе в 1956. Этот самец весил приблизительно 11000 кг, с высотой в 3.96 метров.

  1. «Диета» слонов

Слоны — травоядные животные и проводят до 16 часов в день в поисках пищи. Их диеты очень переменные, в зависимости от сезона и среды обитания. Прежде всего, они питаются листьями, корой, плодами деревьев и кустов, но могут также съесть значительные объемы травы.

Слоны питаются листьями и корой деревьев, съедая до 200 кг растительной пищи в день. Хоботом слон срывает листья и плоды, а потом отправляет ил в рот. А чтобы напиться, он выливает воду из хобота в рот, через хобот он пить не может.

  1. Организация жизни слонов

Слоны живут в структурированном общественном строе. Общественная жизнь самцов и самок очень отличается. Самки проводят большую часть времени в сплоченных семейных группах, состоящих из матерей, дочерей, сестер и теть. Эти группы возглавляет старшая слониха, или матриарх. Взрослые самцы, с другой стороны, живут главным образом уединенно.

  1. Виды слонов

В настоящее время на Земле живут три вида слонов:

  1. Африканские слоны (саванный слон и лесной слон)
  2. Индийские слоны

Индийский и африканский слон относятся к отряду хоботные, классу млекопитающие. Это самые крупные современные наземные позвоночные животные. В доледниковое время на Земле жил ближайший родственник слонов – мамонт.

  1. Особенность слонов - бивни

 В строении тела слонов наблюдается присущая только этим животным особенность – мощные длинные бивни в ротовой полости. Бивнями они срывают кору с деревьев и копают землю в поисках воды. Бивни слона представляют собой длинные изогнутые резцы. Бивень примерно на треть скрыт в черепе. Бивни растут в течении всей жизни слонов, а коренные зубы замещаются новыми через каждые 6-7 лет. У слона 12 коренных зубов (моляров), но из них хорошо развиты и работают лишь 2 пары.

  1. Для чего слону большие уши

Уши африканского слона в три раза больше, нежели у азиатского вида. Известно, что Карл Экли из одного уха сделал стол. Диаметр его был два с половиной метра, и за ним могли свободно разместиться восемь человек. Своими ушами африканские слоны предупреждают сородичей об опасности. Ушами слон охлаждает организм во время жаркого дня. Уникальность ушей позволяет идентифицировать слона так же точно, как и отпечаток стопы. Кожа на ушах очень тонкая и чувствительная.

Ходит шутка, что уши африканских слонов напоминает очертания африканского материка, тогда как азиатских – очертания Индии.

  1. Хобот слона, как отличительная особенность

Своеобразный мышечный массивный хобот возник у животных в результате срастания носа и верхней губы. Хоботом слоны дышат, пьют воду, достают с деревьев плоды для питания, способны поднять с земли, как мелкие предметы, так и крупные, например бревно (более 1 тонны).

Хобот взрослого слона имеет 2 м в длину и может весить до 140 кг (африканский слон).

В хоботе слона около 40 000 мышц, поэтому он такой гибкий. Кончик хобота заканчивается чем-то вроде пальца, который настолько чувствительный, что может поднять им маленькую булавку.

  1. Особенности конечностей

Подошвы ног слонов имеют под кожей особую желеобразную пружинящую массу. Когда слон наступает ногой на землю, то подошва расширяется и увеличивается площадь опоры. Поэтому слоны ходят бесшумно и легко преодолевают болотистые участки.

  1. Кожа слонов

Кожа у слонов толстая, морщинистая, лишена волосяного покрова, до 2,5 см толщиной.

Ее цвет серый, хотя у некоторых слонов она бывает более темной или светлой.

У слонов отсутствуют потовые железы, и поэтому они почти не теряют тепла. Когда им жарко, животные прячутся в тени и обмахиваются ушами, как опахалами, или купаются в воде, поливая себя из хобота, как из душа.

  1. Потомство и забота о нем

Слониха приносит потомство в возрасте около 10 лет. Слониха рожает примерно один раз в четыре года. Беременность длиться 22 месяца, после чего рождается один детеныш. Когда наступает пора появиться слоненку на свет, остальные слонихи окружают будущую мать. Стадо не трогается с места до тех пор, пока новорожденный (ростом около 1 м массой 100 кг) не встанет на ноги и не пойдет.

  1. Охрана животных

Продолжительность жизни слона составляет 60 лет, но чаще всего животных убивают раньше из-за их бивней. В результате безжалостного уничтожения, численность этих гигантов сильно сократилась, и само существование слонов было поставлено под угрозу.

В настоящее время проводятся мероприятия по восстановлению и сохранению численности слонов, приняты жесткие меры во многих африканских странах, а также созданы и создаются сети национальных парков и заповедников, защищающих этих удивительных животных.

Например, национальный Парк Крюгера, который является самым крупным природным резерватом на территории Южной Африки, основанный в 1898 году насчитывает около 8 тысяч слонов.

Национальный заповедник в Кении Шимба Хиллс, основанный в 1968 году, насчитывает на своей территории около 700 слонов.

Число слонов продолжает сокращаться, но не из-за любителей сафари.  Причина кроется в другом. Они просто перестают размножаться в условиях дикой природы.  Плохой воздух, вырубка лесов и джунглей - все это действует слонам на нервы. Становится меньше еды. Так зачем производить на свет потомство, если оно все равно не сможет прокормиться.

Мы надеемся, что популяции слонов будут восстановлены, и они будут увпешно жить и выживать не только в зоопарках и заповедниках, но и в дикой природе. Слон – уникальное животное, и нельзя допустить, чтобы этот вид исчез с лица Земли.

  1. Методика

Для проведения данной работы были использованы следующие методы:

  1. сравнение
  2. работа с литературными источниками

  1. Ход  работы
  1. Совместно с учителем был составлен план исследования:

  1. рассмотреть и сравнить размеры тела слонов двух видов;
  2. изучить особенности строения спины;
  3. найти существенные отличия в строении конечностей;
  4. сравнить строение хобота и его внешний вид;
  5. на основе наблюдений сделать сравнительную характеристику внешнего вида ушей и бивней;
  6. изучить среду обитания, найти общее и отличия.

  1. Для того, чтобы найти ответы на пункты плана  изучили художественную, энциклопедическую и научно-познавательную литературу, а так же пользовались  интернет – источниками.

  1. Результаты исследования

В ходе исследования мы выяснили:

Африканский слон (Loxodonta africana)  

Индийский слон

(Elephas maximus)

Величина

Длина тела 6—7,7 м; хвоста —1—1,3 м; высота туловища 2,2—3,7 м, реже до 4 м; масса самцов до 7,5 т

Длина тела 5,5—6,6 м; длина хвоста 1,5—2,1 м; высота туловища 2,4—2,9 м; масса до 4,7 т

Признаки

Голова с огромными ушами (очень большие и толстые, лежат на плечах) и длинным, подвижным хоботом (хобот в нижней половине гораздо тоньше, чем в верхней, на конце хобота вместо «пальца» находятся два широких мясистых нароста в виде подвижных лопастей, которые могут прижиматься друг к другу и закрывать отверстия хобота) ; спина позади зашейка довольно круто поднимается к середине тела, а потом круто опускается к хвосту; кожа серая с редким волосяным покровом; длинный хвост с пучком волос на конце; бивни у самцов и самок; на передних ногах имеется 5 копыт, на задних 4.

Череп с 2 отчетливыми выпуклостями на лбу над глазами; уши меньше, чем у африканского слона (уши оттопырены и висят по бокам головы); хобот к концу утончается очень мало и имеет почти цилиндрическую форму; спина имеет равномерный изгиб.  скудный волосяной покров, с возрастом все больше светлых пятен; бивни лишь у самцов; на передних ногах имеется 5 копыт, на задних 3.

Питание

Листья, ветви и плоды деревьев и кустарников, трава, корни; ежедневно съедает до 150—250 кг корма

Трава, во влажном тропическом лесу также листья пальм и других деревьев

Размножение

Беременность 22—24 месяца; 1 детеныш, очень редко 2; вес при рождении 90—135 кг, высота 90 см; слониха рождает 1 раз в 4 года

Беременность 22 месяца; 1 детеныш, реже 2 и совсем редко 3; при рождении масса 60—115 кг

Места обитания

От полупустынь, степей и лесистых саванн до влажных тропических и горных лесов (до 5000 м над уровнем моря); обширные районы Африки к югу от Сахары

Саванны и леса; Индия и прилегающие районы

С результатом работы – презентацией, выступали на уроке «Окружающего мира» перед учениками 2 класса «А».

Таким образом, после изучения главного вопроса: «Чем отличается африканский слон от индийского»  выяснили, что слоны этих видов имеют как общие, так и отличительные черты.

  1. Общие:   

Это самые крупные млекопитающие на Земле, относятся к травоядным.

  У обоих видов слонов кожа голая, покрыта складками и как бы исчерчена узкими бороздками, перекрещивающимися в виде сетки. Кожа слонов хотя и толстая, но очень чувствительная, так как обильно снабжена нервами. Оба вида слонов окрашены в желтовато-серый цвет и очень редко встречаются слоны со светлой окраской. И у того и другого есть хобот и бивни.

  1.  Отличительные: разная среда обитания, строение спины, размер ушей и бивней, масса тела, разница в продолжительности жизни , строении конечностей и хобота.

  1. Вывод
  1. В результате работы над проектом изучили литературу о слонах.
  2. Сделали сравнительную характеристику двух видов слонов: африканского и индийского.
  3. Проанализировали полученные данные и зафиксировали их в таблице.

Главный итог этой работы заключается в том, что мы провели настоящую исследовательскую работу, получили  навыки ее проведения.

  1. Список литературы
  1. Брэм А.Э. «Жизнь животных» В 3 т. Т.1:Млекопитающие.-М:ТЕРРА,1992.-524 с.
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: из-во «Махаон», 2010г.
  3. Яхонтов А. А. Зоология для учителя: Хордовые/Под ред. А. В. Михеева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985.
  4. ZOODRUG.RU энциклопедия животного мира
  5. CLOW.RU:Познавательный портал
  6. zooschool.ruwild/elephantidae/1.shtml 
  7. ru.wikipedia.org 
  8. http://worldofanimals.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...