Итоговые занятия по предмету "Основы светской этики"
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Морозова Наталья Георгиевна

Выступление - отчет работы по предмету "Основы светской этики". Подготовка к проектам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ "Фроловская основная общеобразовательная школа"

Итоговые занятия по предмету

Основы светской этики

Учитель: Морозова Наталья Георгиевна

2011 год.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к  другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных  явлений и традиций. (слайд 2) Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает взаимопонимание и сотрудничество с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

   Учитывая уровень развития возрастных познавательных возможностей школьников 4 – 5-х классов, которым адресован данный курс, в методических рекомендациях приходится ограничивать набор образовательных стратегий работы с источниками. Однако преподавателю важно владеть максимально полной информацией об основных принципах и приемах изучения источников в основной  школе, поскольку они применяются в целом блоке учебных дисциплин, ценностно созвучных целям и задачам курса «Основы религиозной культуры и светской этики». В образовательном пространстве школы создаются главные условия для достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов гуманитарного образования:( слайд 3)

   «освоение способов деятельности, применимых как  в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях»

   и «система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам»

 Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

       Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Выход на итоговые занятия уже начинается с первого урока. (слайд 4)Первый урок в четвертом классе по всем модулям называется "Россия – наша Родина". На этом уроке учитель показывает значимость  великой  России для каждого человека, живущего на территории Российской Федерации. Задача учителя замотивировать обучающихся на дальнейший диалог. Ребятам было предложено в конце учебного года выполнить проектную работу на одну из тем: (слайд5) "Россия – наша Родина", "Что такое добро и зло", "Ты навсегда в ответе за тех ,     кого приручили", "Вот  что значит настоящий, верный друг".

Первый урок (слайд6) в пятом классе "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества" так же настраивает ребят на итоговое занятие в конце курса "Основы светской этики". Через изображение родового дерева,  семейных фотографий, рассматривания иллюстраций дети понимают, что человек растет через семью и все самое лучшее закладывается в семье. С первого же занятия начинается подготовка к  творческому проекту "Ценности родства и семейные ценности".

Огромную роль при подготовке проектов  играет домашнее задание. (слайд7) Домашняя работа обучающихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя.

Формируется

  1. Самостоятельность
  2. Волевые качества
  3. Самореализация
  4. Творческие умения
  5. Познавательность
  6. Закрепление материала

Преимущественно домашнее задание для детей предлагаю  творческого, проблемного и поискового характера.(слайд8)

  1. Найди пословицы на тему…
  2. Составь мини-сочинение
  3. Составь сочинение- рассуждение
  4. Дополни фразу
  5. Обратись к художественной литературе
  6. Найди материал из различных источников информации
  7. Подбери иллюстративный материал
  8. Поговори с родителями
  9. Спроси у взрослых

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Взрослым вне школы сложно   общаться с детьми на темы  решения математических задач, но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Вот такие домашние задания и помогают общаться ребенку с родителями.

В конце 4 класса 2009 – 2010 учебного года  ребята представили свои проекты "Что мы Родиной зовем", "Наша Родина - Россия" и " Ты навсегда в ответе за тех, кого  приручили". В своих проектах "Наша Родина - Россия"  дети рассказали о Родине, как о государстве Российская Федерация, подобрали стихи о Родине, пословицы, сделали зарисовки, подобрали иллюстративный материал и написали сочинение. Каждый проект был индивидуальным.

Проект "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручили" построен по такому же принципу. Цель проекта  собрать материал о домашних животных, об их назначении в жизни человека. Эта работа была отправлена на конкурс по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". (слайд9)  Смирнова Инна была отмечена благодарностью за  активное участие в областном заочном конкурсе на лучший проект, созданный учащимися 4 – 5 классов по результатам обучения в рамках апробации учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Я, как учитель, так же получила благодарность за  подготовку участника областного заочного конкурса на лучший проект, созданный учащимися  4 – 5 классов.

Итоговым занятием по курсу "Основы светской этики" был творческий проект (слайд 10)  в виде праздника "Ценности родства и семейные ценности". Цель занятия : воспитывать у обучающихся любовь и уважение к своим родным, выделить семейные ценности своей семьи и перенести их в свое будущее.  Была проведена большая подготовительная работа. Ребята распределили, о ком будут рассказывать на празднике о маме, папе, бабушке, дедушке. Выучили стихи и разучили песни. (слайд11)  На празднике царила атмосфера  доброты, взаимопонимания.   В конце мероприятия было предложено ребятам представить " портрет" своей семьи. Каждый присутствующий не остался без внимания.

Данная методическая разработка мероприятия так же была отправлена на конкурс по  учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". (слайд 12) За что был получен сертификат участника регионального конкурса педагогов на лучшую учебно–методическую разработку.

В 2010 – 2011 учебном году обучающихся в 4 классе было  два  человека, поэтому работу выполняли в паре. Проект называется "Вот что значит настоящий, верный друг". Ребята подобрали афоризмы на данную тему, пословицы и поговорки, стихи, законы дружбы, нарисовали портрет друга и написали о нем сочинение.

 Итогом этого года будет подготовлена презентация детьми на тему  "Герои России", где будет подобран материал о героях Вологодской области. Сейчас идет сбор различной информации из разных источников.

Светская этика дает знания, которые помогут обучающимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

 Данный курс (слайд 13)  учит добру, внимательному отношению к людям разных народов, заставляет задуматься о своих поступках. Помогает в общении и понимании родитель – ребенок, отношения между взрослыми и детьми стали более доверительными, открытыми.      (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Из опыта работы "Дидактические материалы для промежуточного и итогового контроля по основам светской этики"

Из опыта работы "Дидактические материалы для промежуточного и итогового контроля по основам светской этики"...

Занятие кружка "Основы светской этики" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.Задачи:Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое пра...

Тест по теме: «Итоговый урок за 1 полугодие» по светской этики

Тест по теме: «Итоговый урок за 1 полугодие» по светской этики....

Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс

Итоговая контрольная работа позволит оценить знания учащихся курса "Светская этика"....