Аналитическая записка"Также как Орфей..... своё сердце отдаю детям"
материал по теме

 Здесь можно прочитать мою инновационную образовательную программу,методики и средства обучения. "Реализация компетентностного подхода в образовании:от организации творческой атмосферы  к исследовательской деятельности  учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_zapiska_1.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Начальник Управления образования администрации

Ленинского муниципального района

                                                                   

                                                                                                                      О.Ф. Титова  

Аналитическая записка


(аналитический отчёт)



« Также как Орфей …отдаю своё сердце детям»


тема записки

Реализация компетентностного подхода в образовании:

от организации творческой атмосферы  к исследовательской деятельности  учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

название инновационной образовательной программы, методики, форм или средств обучения

_МОУ         Видновская гимназия Ленинского муниципального района Московской области                                                                           

на базе какого общеобразовательного учреждения реализуется

Рвачёва Анжелика Геннадьевна___________

Ф.И.О. Претендента

                                                               

«Прикасайся к чувствам ребёнка

 с таким же вдохновением

 и мастерством,

 как прикасался к струнам

 своей лиры Орфей».

Ш. А. Амонашвили

          Уже с первого класса я точно знала, что стану учителем. Мне нравилось играть с малышами и учить их всяким премудростям: как построить дом из песка, как нарисовать цветок, как прочитать слова… Мне нравилось учиться в школе, я жила жизнью класса. Мне повезло с наставниками, хотелось быть на них похожей.

Я росла. Менялись взгляды на жизнь, на жизненные ценности. Но неизменным оставалось одно: желание стать учителем. В старших классах многие отговаривали: «Зарплата низкая, никакой личной жизни, вечно тетради!» Да, это так! Но разве можно оценить материально ту радость, даже счастье, которое испытываешь, когда дети поняли трудную тему, поступили правильно, честно, так, как я их учила?! А тетради? Ведь это не просто работы, а переписка между учителем и учеником. В этой – все хорошо и мне радостно, а здесь – сплошь ошибки, сигнал «SOS». Малыш просит твоей помощи и внимания.

А что может быть прекрасней осознания того, что ты кому-то нужен?!

Переступив школьный порог, учитель, настоящий учитель, забывает или должен забыть о мирской суете, о своих личных проблемах и входит в класс с просветлённой душой, и живёт день, годы жизнью своих учеников. Он в эпицентре событий: с вопросом – к учителю, с радостью – к учителю, со слезами – тоже к нему.

Где же взять силы для каждодневного вдохновения, веры в ученика, в его будущее.… Наверное, в детских пытливых, заинтересованных, ожидающих, вопрошающих глазах.

И если, хоть одному ученику помог, научил, заинтересовал – это счастье.

Когда встал вопрос, каким учителем быть, тоже быстро решила: только начальная школа!

Ведь наши ученики – самые благодарные, отзывчивые человечки. Они хотят учиться, стремятся в школу! Очень важно не погасить эту искорку в доверчивых глазах, оправдать их ожидания.

Учитель начальных классов открывает мир перед ребёнком, закладывает основы жизни: честность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, благоразумие, внимание к окружающим… Он – вторая мама. Это почётно и ответственно. Сколько же любви, доброты, внимания должно быть в твоём сердце, чтобы можно было отдать всё это детям. Не каждый человек на это способен.

Образ учителя начальной школы человек проносит через всю жизнь. Потом учителей много, а первый – один. Это терпеливый, тактичный, эрудированный, образованный, точно чувствующий душу ребёнка, а главное самоотверженный и преданный своему делу человек. Мы, учителя, должны научить ребёнка учиться, ведь это нам предстоит отправить в жизнь человечка таким, каким воспитал и вырастил его.

Я проработала в школе 17 лет и ни на секунду не усомнилась в правильности своего выбора. Мои малыши – это вечные почемучки. Чтобы дать ответ, ты будешь искать его, а значит учиться! Много должен знать учитель, а значит, он учится всю жизнь. И прав был древний мудрец Сенека: «Уча других, мы учимся сами».

Каждый учитель начальных классов сейчас как русский богатырь на распутье: перед ним открываются разные дороги, одну из которых предстоит выбрать. Каждый из нас стоит сейчас перед проблемой выбора программы и учебника. Выбирай, учитель! Думай и выбирай! Думай о себе - сможешь ли ты учить по этому учебнику или нет? Думай о детях – будет ли им понятен этот учебник или станет для них               « китайской грамотой»? Будет ли интересен или вызовет зевоту?

    На курсах повышения квалификации я прослушала курсы                « Литературное образование младших школьников» и поняла, что  программа Л. А. Ефросининой это то, что мне нужно, и  я буду работать именно по ней. Она актуальна, научна и доступна. Обучение строю на высоком уровне трудности. Уроки чтения содержат большой объём текстового материала, богатый по содержанию. Работу на уроках обучения грамоте провожу в диапазоне всех букв алфавита с использованием текстов малых жанров: загадок, пословиц, скороговорок, чистоговорок.  

Цель, которую я поставила перед собой, – не только сформировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения (традиционная система), но и научить работать с книгой, т.е. заложить основы формирования подлинного читателя, любящего книгу, умеющего ориентироваться в ней, находить и читать нужный материал с минимальными затратами времени и сил.

 Стараюсь на уроках развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Начиная с первого класса, в данном курсе вводятся уроки литературного слушания. Они проводятся один раз в неделю. На этих уроках я учу детей «искусству слышать» сказку, рассказ, стихотворение. Ведь научить ребёнка слушать художественное произведение – значит дать ему возможность почувствовать произведение, сделать своё «открытие», которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти.

На уроке при работе со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка» мне было очень приятно работать над выразительным чтением диалога Волка и Красной Шапочки.

Дети знают и любят этот диалог, поэтому с большим удовольствием читают его по ролям, изображают маленькую несчастную девочку и злого кровожадного волка. Желающих читать было много. Первоклассники, ещё не умея читать, всё время пытались это сделать, задавая очень часто один и тот же вопрос: «А как это читается?». Но, ни разу я не слышала отговорки: «Я не умею читать и этого не буду делать». Действительно, главное в чтении – это не отбить охоту читать.

В учебниках представлено много разнообразных произведений по тематике и по жанрам:

-произведения о родной природе;

-о нашей Родине;

-рассказы, стихи, сказки о семье;

-волшебные, зарубежные сказки; сказки о животных;

-о народных мудростях;

-о временах года;

-юмористические произведения;

-путешествия, приключения, фантастика.

      Всё это позволяет осуществлять компетентностно-ориентированное обучение и служит всестороннему развитию личности.  Большое внимание обращаю на усвоение литературоведческих понятий. Во втором классе дети могут не только определить жанр произведения, но и обосновать свою точку зрения. Отрабатываются навыки работы с текстом, расширяется круг чтения. В третьем классе эту работу целенаправленно продолжаю. Учащиеся выполняют различные творческие задания. Ведь творчество наполняет жизнь радостью, стимулирует к приобретению знаний, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Какие же это могут быть задания?

1. В первом классе мы моделировали обложку к сказке Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», изготавливали книжки – самоделки («О природе», «О животных» и др.)

2. Чтение произведений с разным настроением; замена слов синонимами; чтение, при котором опускаются все прилагательные, и др.

3. Рассказывание произведений от лица одного из героев; рассказывание сказки Д.Мамина – Сибиряка «Умнее всех» с изменением зачина и введением присказок; а былин на современный лад.

4. Самостоятельное составление сказок, коротких рассказов, кроссвордов и т. д. (приложение 1)

Большое значение в развитии опыта литературной деятельности имеют уроки литературного чтения, проводимые мной в нетрадиционной форме. Это урок – сказка, урок – утренник, уроки творчества. Во 2 классе я провожу урок творчества «Дорога птиц домой». Дети рисовали птиц в той очерёдности, в какой они возвращаются из тёплых стран. Затем каждая группа рассказывала о своём рисунке, читала стихи. (По произведениям Н.Сладкова«Скворец-молодец»,П. Воронько«Журавли», А. Барто « Апрель», В. Жуковский « Жаворонок» и др.).

Большое внимание  уделяю тем произведениям, которые помогают приобретать положительные качества личности и акцентируют внимание на возможности изменить себя. (Это позволяет использовать личностно-ориентированный подход на уроках чтения). Если в 1 и 2 классах дети учатся сочувствовать и сопереживать героям произведений, то в 3 – 4 классах я провожу уроки – «встречи с героем». Роль героя можно дать ученику с каким-либо недостаточно развитым нравственным качеством, присущим именно этому персонажу. Ребёнок должен прочитать произведение и ответить на вопросы детей. Вхождение в роль имеет большое психологическое воздействие на ребёнка и способствует возникновению потребности изменить себя.

Стремление к самосовершенствованию возникает у ребёнка в процессе его развития. Моя задача – научить детей понимать поступки героев, объяснять свою точку зрения. На уроках я создаю такие ситуации, когда ребёнку нужно самому выбирать, решать, искать выход, напрягать ум, объяснять.

Например, в 4 классе, работая с произведением Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», на втором или третьем уроке перед детьми можно поставить проблемный вопрос: «Может ли ребёнок повлиять на ход событий?». Образ Дины и события, в которых она участвовала, помогут сделать вывод о том, что каждый человек может повлиять на ход событий: помочь поддержать, накормить, подарить улыбку.

Интерес к предмету поддерживается внеклассной работой. Конкурсы чтецов, инсценирование сказок (костюмы и декорации дети делают совместно с учителем и  родителями), проведение уроков художественного чтения с участием  артиста Московской Филармонии Бугрова Владимира. (приложение 2)

 Большое внимание уделяю музейной педагогике. Экскурсии в музеи К. И. Чуковского, А. С. Пушкина, М. Н. Ермоловой несомненно, расширяют кругозор учащихся, воспитывают интерес к предмету, повышают эрудицию.

Результаты школьных конкурсов чтецов:

2006/2007 г.- Хлестова Мария (1 место), Строчкова Лиза (2 место)

2007/2008 г.- Кабанова Юлия (1 место), Хлестова Мария (3место)

2008/2009 г. – Ракчеев Никита (2 место), Головнёва Дарья (3 место)  

 Мои ученики (Серков Михаил, Устинова Елизавета) посещают литературную студию «Слово» под  руководством Галины Трофимовны Логиновой. Они с удовольствием пишут рассказы и сказки, пробуют сочинять стихи.

       Анализируя деятельность учащихся, можно заметить положительную динамику  формирования навыка чтения: темп чтения, выразительное и  безошибочное чтение, читательская компетенция учащихся при работе с текстом (приложение3)                                                        

Речевое развитие тесно связано с языковым образованием. Для ученика русский язык—это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. Азы нашего «великого, могучего достояния» я постигаю вместе с детьми по авторской программе Т.Г.Рамзаевой. Программа охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением на слоги и значащие части, почти со всеми частями речи, с интонацией предложений, с членами предложения. Они овладевают правилами правописания, построенными на основе элементарной грамматической теории. Младшие школьники практически знакомятся с лексическим значением слова, многозначностью слова, синонимами и антонимами.

Изучаемый  материал распределён в зависимости от тех связей, которые существуют между отдельными сторонами языка, его категориями. Поскольку все подсистемы языка взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится их изучение. При этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Так, например, на базе фонетических знаний и знаний морфемного состава слова дети овладевают орфографическими навыками и т. д. Изучение темы «Состав слова» начинается во втором классе. Это одна из центральных тем курса русского языка, на основе которой усваивается правописание безударных гласных, звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова.

Для сознательного усвоения материала по этой теме, выработке навыков грамотного письма я учу детей подбирать однокоренные слова, выделять корень, приставку, суффикс, окончание; использую приёмы сравнения одного корня с другими, сопоставляем и противопоставляем приставки и предлоги.  

Мне импонирует то, что курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что изучают они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У                                                    

каждой из них свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

В учебниках, а также на форзацах представлен материал, помогающий провести необходимые обобщения и стимулирующие классификационную деятельность учащихся. Достоинством учебников является также то, что в них приводятся схемы разборов слов по составу, как часть речи и систематически предлагаются такие задания. В начале и в конце года предусматривается углубленное повторение, что помогает учащимся держать в сознании общую картину вопросов фонетики, морфологии, словообразования и орфографии, а также способствует приобретению прочных знаний.

«Словарным словам» в учебнике  не отводится, на мой взгляд, должного внимания и поэтому я выбрала свой способ ведения словарной работы.

Обязательно у детей с 1 класса (февраль) заводится «сказочная» половинка тетради, куда они записывают гнёзда слов на орфограммы и гнёзда однокоренных словарных слов. Этот же «Словарик» продолжаем вести в этой же тетради и во 2, 3, 4 классах.

Если дети подзабыли что-то, мы заглядываем туда, находим и читаем нужное слово, правило. А  если слово (даже в 4 классе) составить из разрезной азбуки кассы букв у доски, разбить его на слоги, а потом вновь соединить в слово, то это гарантия безошибочного письма. Здесь используется тактильное восприятие, звуковое и зрительное (когда вслух читают и произносят это слово)  

Главным принципом обучения родному языку является принцип развития речи. Поэтому вполне правомерно я могу считать развитие речи учащихся одним из основных направлений работы по русскому языку. В учебнике задания по развитию речи предлагаются с первых страниц.

- Сочини к этой картинке текст из двух или трёх предложений.

-Расскажи о своём домашнем животном.

- Напиши письмо своему другу.

-Составь текст по данной картине, используя слова для справок.

Учебники  предоставляют широкие возможности для выбора формы проведения урока. Я всегда много думаю над тем, как построить урок, чтобы заинтересовать детей, сделать учебный материал доступнее? Конечно, можно построить урок как диалог или мини-дискуссию. Но программа создаёт условия для проблемно-поисковой деятельности  и возможны  другие решения – я формулирую цель урока, например: открыть новые правила переноса слов. Затем предлагаю учащимся «просмотреть» те задания, которые им предстоит для этого выполнить, и подумать, почему именно эти задания даны на уроке. После обмена мнениями проводится самостоятельная работа (с точки зрения самоорганизации). Или, например, при изучении темы «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей» поиск- рассуждение может быть построен следующим образом. Я пишу на доске два предложения: «Надя Сергеева, Олег Серов, Оля Руднева готовили клумбу к посадке цветов. К ним подошла учительница Светлана Петровна».

Даю детям задание:

- Внимательно прочитайте предложения. Назовите написанные в них имена. (Надя, Олег, Оля, Светлана)

- С какой буквы написаны имена людей в предложениях? (Имена людей написаны с большой буквы)

-  Прочитай имеющееся в одном из предложений отчество. (Петровна)

- Как написано отчество? (Отчество написано с большой буквы)

- Как написаны фамилии людей? (Фамилии людей написаны с большой буквы)

- Сформулируйте правило в порядке нашего рассуждения. (Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы)

- Запишите своё имя, отчество и фамилию.

Совместное обсуждение учебного задания способствует уяснению его сути для каждого ребёнка, ставит перед необходимостью выбора, формирует обоснованность суждений.

Конечно, тренировочных упражнений учебника не всегда хватает для закрепления орфографических навыков, поэтому я имею в кабинете на каждого ученика:

1.Сборники О. В. Узоровой «Диктанты повышенной сложности 3-4 класс»

2.Сборники О. В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой « Русский язык. Правила и упражнения,1-5 классы».

Синтез языкового и речевого подходов позволяет вооружить учащихся осмысленными лингвистическими знаниями, обогатить речь различными образными конструкциями. Поэтому мои ученики участвуют в школьных и районных  олимпиадах по русскому языку.

                       Школьные  олимпиады:

2006-2007г.- (5человек)  1место-Бурмистрова Анна, 2место-Кузмичёва Алина,3место-Цуканов Евгений.

2007-2008г.- (5 человек) 1место-Бурмистрова Анна.

2008-2009г.-(5 человек)

                     Всероссийская олимпиада«Медвежонок»:

2006-2007г.- приняли участие 12 человек ( Бурмистрова Анна 1место в школе)

2007-2008г.- приняли участие 14 человек ( Бурмистрова Анна и Ракчеев Никита 3 место в школе)

2008-2009г.- приняли участие 12 человек (1место в районе- Бурмистрова Анна, 2место в районе –Ананьев Роман, 3место в районе- Макушкин Михаил) .

        Развитию творческих способностей помогает и внеурочная работа по предмету:

-проведение предметных недель по русскому языку (открытые уроки);

- КВНы («Русский язык изучать - не языком чесать», «В мире слов и звуков»);

-  урок-соревнование «Соревнование знаков препинания»;

- урок-игра «Русский язык на службе у математиков».

          В моём классе установлена модель « Дидактика», которая помогает строить мне свою работу интересно и современно. На основе инновационных технологий строится индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Начиная с 2005 года, я участвую в школьном эксперименте «Внедрение проектной деятельности в учебный процесс». Ребята активно включились в эту работу.

         2005/2006г. тема мини-проектов «Что в имени тебе моём?» (этимология имён учащихся, учителей и своих родителей, в рамках проекта « Россия между Западом и Востоком»). Все дети принимали участие.

         2007/2008г. тема проекта «…и может собственных Платонов российская земля рождать». (Защита мини-проектов «Моя семья»). 2 человека приняли участие в презентации общешкольного проекта.

Математика- наука не из лёгких, тем более для людей с гуманитарным складом ума, но ведь преподаётся она как для «физиков», так и для «лириков». Как сделать «царицу наук» для маленьких детишек доступной и интересной? Я выбрала программу обучения авторов М. И. Моро, М. А. Бантовой «Математика». Именно она, по моему мнению, наделена этими достоинствами.

Я ставлю своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиций общих представлений об окружающем мире системы математических понятий.

В учебниках достаточно рационально расположен основной учебный материал. Центральные темы курса вводятся в начале и закрепляются в течение всего учебного года. А в конце каждого года обучения в ознакомительном плане вводится учебный материал, подготавливающий к усвоению основных вопросов следующего класса. Всё это помогает детям прочно и сознательно овладевать математическими знаниями, умениями и навыками.

В учебниках М. И. Моро нашли отражение не только современные методы обучения, организационные формы учебной деятельности учащихся, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как детям, так и нам, учителям. Но, к сожалению, их мало.

Система развивающих заданий, представленных в этих учебниках, не обеспечивается вариативностью, которая раскрывалась бы не только в содержании, но и в форме подачи математического материала. Учебник задаёт лишь «канву» урока, и только от самого учителя зависит, что составляет его «тело», то есть его внутреннее наполнение.  Учитель сам продумывает вариативность заданий, которые  выражаются в рассмотрении одного и того же математического содержания с различных точек зрения, в установлении разнообразных связей изучаемого понятия с другими, а также  выполнении задания теми или иными способами. Например, встречаются такие задания:

1. По какому правилу записан каждый ряд чисел?

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.

          1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19.

2.Какие из данных чисел можно записать в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 6?                            

       52, 28, 24, 38, 56, 54, 6, 36, 48 и другие.

       Я предлагаю детям дополнительно ответить на такие вопросы:

1.Как расположить числа каждого ряда в порядке убывания (возрастания)?

2.Можно ли разбить  числа каждого ряда на две группы так, чтобы в каждой группе были похожие числа?

3.Какие пары чисел в сумме дают 20, 30…

4.Какие пары чисел при уменьшении дают разность 10, 13,20……

         В 3-4 классе дети сами придумывают вопросы к аналогичным заданиям. Это способствует развитию творческой личности.

 Геометрический материал в той или иной форме присутствует на моих уроках почти всегда. Его связь с арифметикой прослеживается очень часто. Связь двусторонняя. Модели геометрических фигур постоянно используются в качестве наглядной основы при обучении счёту, при ознакомлении детей с числами, арифметическими действиями и их свойствами. Они  помогают знакомить детей с различными математическими отношениями. Моделирование с помощью отрезков незаменимо при обучении решению текстовых задач. В 1 классе я предлагаю детям такое задание:

                              Кр                        С                    Ж              Ч      

     

Кр+ С + Ж + Ч = ……

Весь – Кр – С – Ж =……

Весь – Ж =….+ ….+….+….       и т. д.

       Вместе с тем, знание арифметики находит применение при решении многих задач геометрического содержания (например, при нахождении периметра или площади различных фигур, при сравнении отрезков и др.)

 Основным источником побуждения младшего школьника к работе  на уроке служит интерес. Чтобы возбудить его, я стараюсь вызвать у ребят удивление. А удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые я применяю на уроке. (В этом мне также помогает модель «Дидактика»).                          

           Привлечь первоначальное внимание детей к уроку математики стараюсь различными средствами: особым, красочным оформлением доски, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, своими необычными вступительными словами в начале урока, создавшими этим ситуацию, в которую включены любимые герои сказок и рассказов. Математика и сказки! Математика и любимые герои! Разве это не привлечёт внимание ребят и не вызовет у них радостного удивления? Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, шарады, ребусы, несложные логические упражнения.(приложение 4)

        Но ведь важно не только вызвать первоначальный интерес, но и удержать его, сделать более стойким на долгие годы. Это трудно, но всё же возможно. Для этого я продумываю организацию работы не только на уроке, но и на внеклассных занятиях. Здесь создаётся атмосфера, активизирующая деятельность учащихся. Известно, что детям свойствен дух состязания, первенства, поэтому провожу викторины, например:«Навстречу олимпиаде в Сочи -2014», «Созвездие талантов», «Первые шаги в науку».

          Для расширения математического кругозора учащихся, для ознакомления их с любопытными фактами из области математики выпускаем «газеты» (математические листки), которые помещаем в классном уголке. Здесь мы освещаем также и  результаты конкурсов сообразительных, содержание и решение отдельных конкурсных задач, указываем имена победителей.(приложение 5)

        Мои ученики участвуют в школьных, районных олимпиадах и международных математических конкурсах.

Школьные олимпиады:

2006-2007г.-1место- Бурмистрова Анна,2место-Макушкин Михаил.

2007-2008г.-1место- Бурмистрова Анна.

2008-2009г.-1место-Макушкин Михаил, 2место- Бурмистрова Анна.

       Бурмистрова Анна заняла 3место в районной олимпиаде по математике (2008 г.).

            Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»:

2006-2007г.- приняли участие 12 человек (Макушкин Михаил занял        1 место в школе, 4 место в районе);

2007-2008г.- приняли участие 15 человек (Ракчеев Никита занял 1 место в школе, 4 место в районе).

2008-2009г.-приняли участие 14 человек (результатов пока нет).

           Областной интеллектуальный марафон:

2006-2007г.- приняли участие 10 человек (Ракчеев Никита занял 1 место в школе)

2007-2008г.- приняли участие 12 человек ( Бурмистрова Анна 3место в школе).

2008-2009г.-приняли участие 12 человек (результатов пока нет).

       Старт к мышлению дают и современные информационные технологии, использование которых становится важным направлением развития школьного образования. Поэтому, перед тем, как преступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

                   В нашу жизнь давно вошли телевидение и компьютер. В школе это стало неотъемлемой технологией обучения. Фильмы по природоведению, правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности и другим предметам способствуют развитию воображения, творческого мышления, ведь после просмотра фильма можно проводить различные виды работ.

         В нашей школе  с 2006 года действует проект «Простая арифметика». Эта форма обучению устному счёту с применением компьютерных технологий вошла и в наш класс. Мои ученики достигли даже не предполагаемых успехов - за одно занятие они решают до 200 примеров без ошибок. Алина Кузмичёва приняла участие в районных соревнованиях компьютерной программы «Простая арифметика» и достойно выступила среди детей более старшего, чем она, возраста.(приложение 6)

          Эта программа помогает мне развивать в целом быстроту мышления, логику, память, навыки работы с большой массой информации, а также преодолевает несобранность, неусидчивость и снижение интереса к занятиям математики. Очень важен воспитательный аспект этой программы. Развивается волевая сфера. Воспитывается умение концентрироваться, идти к цели, контролировать себя. И теперь не учитель, а ребёнок сам себя сам контролирует.

           Живой интерес к процессу познания вызывает у детей дидактическая игра. Читая книгу  Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети», я обратила внимание на такие его слова: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Они стали одним из основных правил в моей работе. Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают хороший результат. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.  Я использую очень многие игры, например: « Определи маршрут самолёта», « Десантники», « Помоги белке найти дупло» и другие.

            Для развития активности и внимания в 1 классе для учащихся провожу устный счёт с элементами игры.

                                                                                                           

                                            Игра « Весёлый счёт»                                      

                                                                

12        14         15         17

13        20         18         15

18        11         19         20

17        16         13         16

12         19         11         14

1.Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные чёрным цветом, а затем красным.

2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные чёрным цветом, а затем красным.

3.Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные чёрным и красным цветом.

         Число таких заданий велико.

          При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю:

-примеры с окошками и пропущенными знаками действий;

-определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его;

-найти и исправить ошибки в решении примеров;

-не решая пример, прикинуть возможный ответ и обосновать свой выбор.

         Со 2 класса я веду факультатив  « Занимательная математика». На каждом занятии стараюсь предложить специальные задания по развитию логического мышления, применяю различные формы работы над задачей:

1.Решение задач различными способами.

2.Самостоятельное составление задач учащимися (по выражению, по данному плану решения; используя слова: больше на, на столько, сколько….)

3.Объяснение готового решения задачи.

4. Решение обратных задач.

5.Составление аналогичной задачи с изменёнными данными.

6.Решение задач с недостающими или лишними данными.

7.Моделирование задачи с помощью рисунка, чертежа, схемы.

 

         Всё это расширяет математический кругозор детей и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей  их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

               На кафедре учителей начальных классов я выступала с докладом по теме: «Приёмы преподавания, способствующие развитию логического мышления и решению задач повышенной  сложности», где рассказала коллегам о том, как я работаю по этому вопросу.(приложение 7)

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Всему этому способствует курс « Мир вокруг нас» А. А. Плешакова. Содержание этого курса составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении.

Считаю, что для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своей родины, «своих» корней, «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание всего этого даёт возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить.

На протяжении ряда лет я провожу интересные, на мой взгляд, занятия по экологии и страноведению. В этой работе также принимают участие родители и другие преподаватели. Формы проведения занятий разные:

-открытые уроки во время предметных недель («Я знаю край родной», « Добро пожаловать в гости к лесным жителям»);

 -путешествия(«По страницам русской истории», «Лечить планету сообща»);

-экологический праздник «Человек - царь или сын природы?»;

-внеклассное мероприятие « Растения весной. Первоцветы».

-внутришкольные праздники и спектакли («Экологический светофор», «Деревенские посиделки»).

        Окунувшись в нелёгкую жизнь классного руководителя, я поняла, что ребят надо не только учить писать, читать и считать, но и формировать у них такие качества личности, как самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, осознание себя в коллективе.

Много интересных вечеров и праздников, экскурсий и походов, познавательных игр и конкурсов проводится в нашем классе:

1. Поездка на зимних каникулах в г. Великий Устюг « В гости к Дедушке Морозу».(приложение 8)

2. Поездка в г. Санкт- Петербург (обзорная экскурсия).

3. Посещение Третьяковской галереи.(приложение 9)

4.Посещение МХАТ,театра им.А.С.Пушкина, им.М.Н. Ермоловой.                          

5. Посещение Оружейной палаты.(приложение 9)

6. Посещение музея школы Милиции.(приложение 10)

7. Посещение основного центра русской керамики Гжели.(приложение 11)

8.Поездка на теплоходе по реке Москве.(приложение 12)

Стало традицией проводить в нашей школе 19 октября  День рождения Гимназии. В этот день мы с коллегами ставим для детей спектакли:

1. «Сказка про умные пирожки и учёные башмачки»(2008г.)

2. «Остров для бездельников»(2007г.)

3. «Не спеши жениться, а спеши учиться».(2006г.)

(приложения 13, 14)

         В марте каждый год мы провожаем Масленицу (с блинами, весёлыми закличками и играми на свежем воздухе), а 1апреля проводим  День юмора и смеха (с весёлыми переодеваниями и розыгрышами).(приложения 15, 16)

Конечно, всегда вместе с нами – родители, которые помогают в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей. Все новогодние утренники проходят с помощью актёров- родителей и детей (и, конечно, учителя).(приложения 17, 18)

Походы в лес, организация экскурсий - родители активно участвуют в этих мероприятиях. Экскурсию в пожарную часть организовал папа одной из учениц, который там работал. Побывали ребята и в Гжели - колыбели и основном центре русской керамики. Посетили производство, музей и мастер-класс в творческой мастерской. Помогли в организации поездки наши родители. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только папы и мамы, но и бабушки, сестрёнки и братишки учеников.

Индивидуальные беседы провожу не только с родителями слабоуспевающих детей, но и с теми, чьи дети учатся не в полную меру своих сил.

Проведение родительского собрания требует особой подготовки. Заранее продумываю тему, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом собрания является оформление выставки тетрадей, детских рисунков, поделок, сочинений, фотомонтаж прошедших мероприятий. Уходя с собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка.(приложение 19).

 На каждого ученика ведётся портфолио, куда «складываем» все свои достижения и успехи, удачные работы.

Собрание всегда начинаю с положительных слов в адрес каждого ребёнка. Рассказываю о том, как мы двигаемся вперёд, что у нас уже получается, а над чем ещё нужно поработать. Объясняю, как это сделать. Беседу с родителями стараюсь строить так, чтобы родители поняли, что я тоже переживаю за ученика и готова ему помочь. Родительские собрания провожу 1 раз в четверть по определённой тематике, например:

1.«Секреты здоровья ребёнка»;

2. «Досуг в семье».

3. «Воспитание у ребёнка интереса к чтению»

4. «Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет».

5.«Что нужно знать родителям о домашнем задании»(приложение 20).

6. «Взаимодействие семьи и школы в воспитании и обучении школьников».

Использую разные формы родительских собраний. Это беседы по вопросам воспитания, собрания-практикумы (например, «Учимся работать по учебникам»). На собрании-диспуте «Правильно ли мы воспитываем своих детей?» речь шла об ошибках семейного воспитания. Очень интересно прошла « Гостиная для родителей» по теме: « Сильное добро и добрая сила».

Очень благодарна администрации и своим коллегам за то, что доверили мне представлять гимназию на конкурсе «Учитель года-2004»,где я стала победительницей.(приложения 21,22, 23)

Награждена грамотой Администрации района, грамотой Управления образования. Имею свидетельство участника областного конкурса «Педагог года» от Министерства образования Московской области. (приложение 24,25,26,27)

Работая в школе, я поняла, что настоящий учитель должен быть «болен» своей профессией. Когда сам педагог «горит», тогда зажигаются и его ученики. Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то надо создавать такие условия, чтобы «искорки» их мыслей образовывали царство мысли. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален и неповторим. Задача учителя – помочь ему раскрыть свои таланты. Каждый ребёнок должен уходить домой с победой (пусть она будет даже очень маленькой). Успех - самый лучший учитель и воспитатель, так как он даёт ребёнку  уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха!!!

Руководитель РМО учителей начальных классов                /З. В. Быкова/

Директор МОУ  УМОЦ Ленинского

 муниципального района                                                 /Н. В. Григорьева/

приложение  № 16 к   информационной карте

( к пункту 4.3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с конкурса педагогического мастерства"Сердце отдаю детям"

В 2010году я участвовала в конкурсе педагогов дополнительног образования Оричевского раона Кировской областиСердце отдаю детям" Я показывала свой опыт работы в кружках "Умники и умницы " и "В здоровом...

презентация к конкурсу "Сердце отдаю детям"

Презентация отображает мой путь в профессию:как все начиналось, чего достигла в профессии, чем увлечена как педагог, учитель и урок, мое педагогическое кредо....

Эссе "Сердце отдаю детям"

Приложение к эссе "Сердце отдаю детям"...

Приложение к эссе "Сердце отдаю детям"

Внеклассные мероприятия, фотографии обучающихся МОУ "СОШ №14" г.Воркуты.Классный руководитель Т.Н.Орехова...

Сердце отдаю детям. Эссе. Моя педагогическая философия. Пасько Т.Б.

Эссе. Моя педагогическая философия. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Т.Б....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...