Педсовет - деловая игра "Формирование культуры здоровья у обучающихся и педагогов"
методическая разработка по теме

Хворост Алла Валентиновна

Под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_del.igr_._zozh.docx33.65 КБ
Файл pedsovet_09.01.13_g.pptx84.09 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра на педсовете

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.

Задачи: 

  1. анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс;
  2.  изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей;
  3.  развитие у преподавателей потребности в сохранении собственного здоровья;
  4.  знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.

Оборудование: 2 ватмана, листы бумаги (формат А4), маркеры или фломастеры (4 пачки), картины с изображением пейзажей (времен года), записи спокойной музыки, памятки, стаканчики, травяные отвары.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. 

  1. Сегодня мы поговорим о культуре здоровья, путях ее формирования у детей и педагогов.

Форма проведения педсовета – деловая игра.

Участники – группы педагогов.

Эксперты – директор, психолог.

Давайте определимся: что такое «культура здоровья»? (Обсуждение.) Итак, под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспитания.
Я думаю, что, прежде чем говорить о путях ее формирования, необходимо выявить и проанализировать составляющие культуры здоровья и ее влияние на образовательный процесс. Давайте совместно обозначим составляющие культуры здоровья.

(Обсуждение, во время которого ведущий записывает на доске предлагаемые варианты.)

Как много составляющих входит в понятие «культура здоровья»? Если остановиться на четырех самых важных, то какие бы выбрали вы? Пожалуйста, напишите 4 самые важные, на ваш взгляд, составляющие культуры здоровья. Например, двигательная активность, культура питания, душевное равновесие, отказ от вредных привычек.

(После выбора педагогов листы собираются и обрабатываются, 4 выбранные составляющие записываются на отдельных листочках.


2. Вами, уважаемые педагоги, были выбраны следующие составляющие культуры здоровья (перечисление). …..

Для того чтобы продолжить работу, предлагаю разделиться на 4 группы, в чем нам помогут времена года, а именно: у нас в комнате находятся картины, изображающие зиму, весну, лето и осень. Прошу собраться в группы около картин соответственно вашим дням рождения: кто родился зимой – рядом с изображением зимы и т.д.

(В случае, если какая-то группа будет малочисленной, предложить на время сменить сезон.)

Группы сформированы, теперь послушайте, пожалуйста, задание. Сейчас каждая группа выберет 1 составляющую культуры здоровья, получит лист бумаги, маркеры и подготовит презентацию выбранной темы. Во время подготовки презентации учитывайте два момента:
– докажите значимость и пользу составляющей культуры здоровья;
– познакомьте нас с приемами, методами, играми и пр., позволяющими ее формировать на практике (эту информацию оформите, пожалуйста, на бумаге).

(На подготовку, во время которой звучит музыка, отводится 10 мин., затем каждая группа выступает, наработки прикрепляются на доске, производится обмен практическими наработками. В итоге оформляется «Банк педагогических находок».)

3.Мы уже дали определение понятию «культура здоровья», выявили и охарактеризовали его составляющие, обменялись практическими наработками, сформировали «банк педагогических находок».

А сейчас поговорим о психологическом комфорте на уроке.

Как вы считаете комфорт на уроке – важно это?

Ученик – основной объект заботы каждого учителя.

Воспитание и обучение без уважения к ученику – есть подавление.     Школа хороша если в ней хорошо каждому ученику.

Не секрет, что иногда мы забываем об этом, а ведь в этом заключается основной принцип нашей педагогической деятельности.

Случаются ситуации, в которых наши ученики, а порой и мы сами чувствуют себя,  так скажем, очень не уютно. Давайте задумаемся, всегда ли это состояние, которое может привести к стрессу, а порой и более серьезным последствиям оправдано?

Как избежать различного рода конфликтных ситуаций?

Педагогические ситуации.

Каждой группе дается на рассмотрение педагогическая ситуация. Вы в течение нескольких минут обсуждаете и предлагаете нам выход из данной проблемы.

  1. Ученик срывает урок. На ваше требование покинуть класс он ответил: «Иди сама (сам) отсюда». Как предотвратить это? Если же такая ситуация произошла – Ваша реакция?

  1. Войдя в класс, вы обнаружили на доске следующую надпись: «Мы не хотим у вас учиться». Ваши действия?

  1. Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной Вами оценкой. Что предпринять?

  1. В порыве злости один из учеников на уроке заявил: «Моя мама сказала, что вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень». Как поступить?

(Анализ педагогических ситуаций участниками групп)

    А теперь хотелось бы поговорить о нашем здоровье, потому что рабочий день педагога насыщен ситуациями, которые воспринимаются и оцениваются как сложные, трудные, опасные и вызывают сильные эмоции (как правило, негативные). Поэтому важно знать и использовать приемы, обеспечивающие психологическое здоровье нам и нашим ученикам, воспитанникам.

Ведь есть одна аксиома: «Если хочешь изменить кого-то, начни с себя». Для начала давайте проанализируем результаты теста «В какой мере вы подвержены стрессам?». (Обобщаются результаты.)

                                                            Памятка

                                          Учитель и дети «группы риска»

Признаки явления

Причины возникновения явления

Возможные пути педагогического воздействия

ТРЕВОЖНОСТЬ

1.физиологические:

испарина,ступор,

покраснение

непроизвольное мочеиспускание

«медвежья» болезнь

2. двигательные:

грызет ногти, теребит одежду или волосы, трет глаза, ерзает, повышается общая двигательная активность

3. речевые:

заикание, сбивчивая, особо громкая или тихая речь, слова – «паразиты», переспрашивания

4. другие:

немотивированные прогулы, боязнь выйти к доске

«закрытая» поза

1.тип нервной системы - эмоциональная неустойчивость

2. негативный опыт общения с педагогом

3. оценочная зависимость

4.индивидуальные особенности памяти, речи, мышления – «неуспевающие» дети

5.плохая подготовка к уроку

6.проблемные семейные отношения- перенос, стереотип реагирования на одного из родителей (агрессивного, доминирующего, имеющего высокий уровень притязаний)

7.частые пропуски из – за болезни

8. проблемные отношения с одноклассниками (изгой)

9. страх самовыражения (особо повышается в 12 – 14 лет)

10. неврозы детей и др. заболевания

1.поддержание благоприятного эмоционального фона:

не повышать голос, напомнить  о прошлых успехах,

поддержать и одобрить спокойным голосом,

попросить повторить сказанное еще раз медленно, создавая таким образом у ребенка впечатление успешного ответа (повторить сказанное не страшно, тревожность при этом будет спадать)

2.письменный опрос

3.обсуждение проблемы с родителями ребенка и психологом

                                 АГРЕССИВНОСТЬ


1.Крик, Грубость

2.Нарушение дисциплины

3.Привлечение внимания разговорами

4.Игнорирование учителя

5.Оскорбление, унижение других детей

6.Неадекватно эмоциональное реагирование на замечания учителя

7.Разбрасывание предметов

9.Хлопание дверьми

10.Частые драки

11.Истерический смех

1.копирование поведения членов семьи

2.дефицит внимания и любви в семье

3. защитная реакция из-за реальных или мнимых «интервенций» педагога

4. интеллектуальные или психоэмоциональные перегрузки

5. проблемы психического здоровья

6. нарушенное взаимодействие с педагогом

7. пубертатный период

1.переключение внимания

( смена вида деятельности, места)

2.демонстрация модели неагрессивного реагирования

3.игнорирование

демонстративного поведения

4. акцент на поступок, а не на личность учащегося

5. отсроченное обсуждение проступков

6. привлечение к совместной деятельности

7.помощь родителей и психолога


Продолжим работу в группах. Вам необходимо разработать и записать «Правила здорового педагога». Чтобы, дорогие коллеги, вам было проще, предлагаем «Советы в помощь педагогу».

(Каждой группе раздаются листы ватмана и маркеры, «Советы в помощь педагогу». Время работы – 10 мин. Включается музыка...

После подготовки происходит обсуждение правил, отбор лучших. В случае слабых предложений преподавателям предлагаются готовые «Правила здорового педагога».)
Самым важным сегодня считаю практические наработки, обмен опытом. А в конце хотелось бы познакомить вас с некоторыми упражнениями, значение которых можно охарактеризовать как «скорую помощь» при нарастании негативных эмоций.

Упражнение «Пресс». Оно эффективно в начале возникновения состояния, мешающего работе. Суть: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и связанное с ней внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение «Конец света» (хорошо «работает» при подготовке педагогов к аттестации). Преподавателям предлагается представить, что завтра наступит «конец света» и у них остается полдня, поэтому надо написать на бумаге, с кем необходимо встретиться и что самое важное нужно сделать.
Когда вся ситуация прожита, все написано, следует посмотреть, есть ли в записях слово «аттестация». Эффект потрясающий.

Ведущий: Разрешите предложить памятки, с помощью которых вы сможете противостоять стрессу.

(Раздаются подготовленные материалы.)

Для восстановления и пополнения энергетики организма давайте выполним упражнение «Высокая энергия».
Представьте ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь... проглотите ее... Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.


Наша игра подошла к концу. И мы должны с Вами подвести итоги сегодняшней работы. Я прошу вас заполнить анкету-интервью, в которой вы выразите отношение к участию в игре.


АНКЕТА.


  1. Больше всего мне понравилось….

  2. Самым полезным для меня было…

  3. Мои пожелания и предложения….

Приложение 1

Опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?»

Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков.

1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
2. Спите ли вы по 7–8 часов в сутки?
3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
6. Курите ли вы?
7. Любите ли вы спиртное?
8. Соответствует ли ваш вес вашему росту?
9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
10. Имеете ли вы твердые убеждения?
11. Регулярно ли вы ходите в театр и кино?
12. Много ли у вас знакомых и друзей?
13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
14. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры?
15. Рассказываете ли вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам?
16. Находите ли вы время для отдыха?
17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
18. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?
19. Любите ли вы спать днем?

Результаты:

Менее 30 очков – вообще не поддаетесь стрессу.
30–49 очков – легко относитесь к стрессовым ситуациям.
50–74 очка – с трудом справляетесь с ними.
Более 75 очков – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.

Приложение 2

Советы в помощь педагогу

– Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%;
– ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов;
– не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь;
– больше ходите пешком;
– если любите петь, то делайте это каждый день;
– бойтесь попасть в плен к врачам;
– живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра;
– думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»;
– не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»;
– считайте свои удачи, а не несчастья;
– старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе;
– активно ищите способы превращения минусов в плюсы;
– отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;
– умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение;
– не задерживайте внимание на недостатках других;
– профилактикой от стресса является чувство юмора;
– помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

 

Приложение 3

Правила здорового педагога

  1. Спокойствие, только спокойствие!
  2. Относитесь с юмором к себе и ситуации.
  3. Всю работу делайте на работе!
  4. Помните принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя, прежде чем возлюбить ближнего».
  5. Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
  6. Будьте оптимистом!
  7. Здоровый сон – важное условие вашего здоровья.
  8. Имидж – все: встречают по одежке!

Приложение 4

Упражнения для снятия стресса

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 сек.; расслабьте их тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 сек. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 сек., затем расслабьте, тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее.
3. Наморщите нос на 10 сек. Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве» П едагогический совет

Слайд 2

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.

Слайд 3

Задачи: анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс; изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей; развитие у преподавателей потребности в сохранении собственного здоровья; знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.

Слайд 4

Опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?» Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков. 1 . Успеваете ли вы каждый день обедать? 2. Спите ли вы по 7–8 часов в сутки? 3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь? 4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту? 5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом? 6. Курите ли вы? 7. Любите ли вы спиртное? 8. Соответствует ли ваш вес вашему росту? 9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов? 10. Имеете ли вы твердые убеждения? 11. Регулярно ли вы ходите в театр и кино? 12. Много ли у вас знакомых и друзей? 13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами? 14. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры? 15. Рассказываете ли вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам? 16. Находите ли вы время для отдыха? 17. Умеете ли вы рационально организовать свое время? 18. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе? 19. Любите ли вы спать днем?

Слайд 5

Результаты: Менее 30 очков – вообще не поддаетесь стрессу. 30–49 очков – легко относитесь к стрессовым ситуациям. 50–74 очка – с трудом справляетесь с ними. Более 75 очков – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины

Слайд 6

Советы в помощь педагогу – Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%; – ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов; – не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь; – больше ходите пешком; – если любите петь, то делайте это каждый день; – бойтесь попасть в плен к врачам; – живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра; – думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»; – не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»; – считайте свои удачи, а не несчастья; – старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе; – активно ищите способы превращения минусов в плюсы; – отдыхайте до того, как пришло чувство усталости; – умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение; – не задерживайте внимание на недостатках других; – профилактикой от стресса является чувство юмора; – помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

Слайд 7

Правила здорового педагога Спокойствие , только спокойствие! Относитесь с юмором к себе и ситуации. Всю работу делайте на работе! Помните принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя, прежде чем возлюбить ближнего». Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе. Будьте оптимистом! Здоровый сон – важное условие вашего здоровья. Имидж – все: встречают по одежке!

Слайд 8

Упражнения для снятия стресса 1 . Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 сек.; расслабьте их тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 сек. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. 2. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 сек., затем расслабьте, тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее. 3. Наморщите нос на 10 сек. Расслабьте. Повторите быстрее. 4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее. 5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее. 6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее. 7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету на тему:« Формирование культуры здоровья младших школьников».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность при...

«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Методическая разработка классного часа в начальной школе

"Разговор о правильном питании"Цель:- познакомить с понятиями: "полезные продукты", "аппетит", "витамины";- научить различать полезные и вк5усные продукты...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ

         Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровь...

Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"

Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М.  Безруких, директора Института возрастной...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» для обучающихся 4 класса

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельностиВнеурочная деятельностьКультура здоровьяКласс4Нормативные документы1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов...

Деловая игра "Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве"

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных    запросов, которые предъявляются современному обществу.•         Изменения во...

Рабочая программа внеурочной деятельности Культура здоровья для обучающихся 1-4 классов.

В Рабочей программе внеурочной деятельности "Культура здоровья " описываются цели, задачи , которым должна соответствовать программа. Прописаны все виды умений , результаты оценочной деятель...