Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников
учебно-методический материал на тему

Перова Ольга Ивановна

Выступление на совещании учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО


ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Подготовила:

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2012

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Что касается обучения учащихся младшего школьного возраста, их ведущей деятельностью является деятельность учебная. В процессе этой деятельности у детей формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются главные новообразования возраста - способность к осознанным и целенаправленным действиям и к самоконтролю.

Исследования психологов показывают, что в младших школьных классах главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причем мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития: в это время у ребенка совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому особое значение при обучении учащихся начальной школы приобретают развитие у них способности мыслить логически, оперируя понятиями, и способности мыслить критически.

Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе.

Актуальность методики «Развитие критического мышления через
чтение и письмо при обучении младших школьников» я вижу в том, что работа в данном
направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и
творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной
деятельности учащихся.

Методика развития у детей способности к критическому мышлению тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, в которое включаются проявление детской любознательности, выработка ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока ученики становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью.

Технология развития, критического мышления через чтение и письмо нацелена непосредственно на формирование и закрепление, у детей навыков чтения и письма. Исходя из своего опыта, могу сказать, что письмо - очень сложный вид работы, самая трудная часть, учебного процесса, хотя в то же время и наиболее эффективное средство формирования и развития у обучаемых способности к критическому мышлению. Мои наблюдения свидетельствуют, что именно на уроках чтения и письма, как и на уроках по изучению окружающего мира, ученики в большей части случаев работают с текстами, и технология, о которой идет речь, имеет в своем арсенале оригинальные приемы и методики работы с текстами, позволяющие развивать мышление младших школьников.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает обновление роли педагога и ученика. Ученики на уроках уже не пассивны, а главные действующие лица. Благодаря критическому мышлению учение ребенка превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают интеллектуальную работу и приходят к решению тех или иных проблем.

Формируя у детей критическое мышление учитель старается не вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а постепенно учит детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Лучше, если ученик будет знать не сто, а пятьдесят теорем, но сумеет в случае необходимости самостоятельно доказать еще пятьдесят.

              Обучение, по словам Л.C. Выготского, должно ориентироваться не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к мышлению школьника требования, несколько превышающие его наличные возможности.

Что же принципиально нового вносит в процесс обучения школьника технология критического мышления?

                                           Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.

Во-                        Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

                                           В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

                                           Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность
учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только «сражаясь» с конкретной
проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно
думает.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказанть, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И,                                    В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности - организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.

В процессе применения технологии развития критического мышления у учащихся формируются общеучебные умения, а именно:

  1. умение работать в группе,
  2. умение графически оформлять текстовой материал,
  3. умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости,                      
    умение обобщать полученные знания.         

Кроме того, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся - навыков, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методик и приемов, направленных, на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь ему обобщить приобретенные знания.

Некоторые из методических приемов для развития критического мышления я использую на своих уроках. Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» каждый тип урока имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, и поскольку данная технология относится к типу «рамочных», каждый урок следует вписывать в рамки базовой модели, состоящей из трех этапов.

                                            Структура технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам  когнитивной деятельности личности.

            В технологии выделяют три основных этапа:

I.        Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации,
актуализация жизненного опыта.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Этапы работы

Урок № 1

Урок № 2

Урок № 3

Работа с

информационным текстом

Работа

с художественным текстом

Взаимообучение

Стадия 1. «Вызов»

Мозговой штурм, составление кластера

Мозговой штурм

Верные и неверные утверждения

Стадия 2. «Осмысление»

Инсерт      

Чтение с остановками. «Дерево предсказаний»

«Зигзаг»

Стадия 3. «Рефлексия»

Возвращение

к кластеру,

обобщение

Составление кластера. Прием кубика

Сводная таблица

Этапы работы

Урок № 4

Урок № 5

Урок № 6

Дискуссия

Письмо

Урок-исследование

Стадия 1. «Вызов»

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Инвентаризация

Парная мозговая атака

Стадия 2. «Осмысление»

Перекрестная дискуссия

Составление чернового текста,  работа корректора и редактора

Заполнение таблицы

Стадия 3. «Рефлексия»

Суммирование и систематизация

новой информации

Авторский стул. «Прием шести шляп»

«Бортовой журнал»

Стадия вызова предполагает оживление у учеников имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, актуализацию знаний, самостоятельное определение, степени имеющихся знаний. Стадию вызова можно сравнить с проблемным уроком: на этой стадии также сначала формулируется проблема, исследование которой предлагается учащимся для самостоятельной работы, благодаря чему в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения.

Фрагменты уроков с применением технологии

«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

Фрагмент урока литературного чтения во 2-м классе.

Тема - «Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Сказка про храброго зайца"»

Вид деятельности - работа с художественным текстом. 

1. Вызов.

                                                Перед началом урока учитель  выставляет перед классом книги с басней С. Михалкова «Аисты и лягушки», со сказкой Л.Н. Толстого «Три медведя», сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца» и спрашивает  детей:

-        Что объединяет эти книги? (Ответы детей.)

  1. Угадайте, о какой книге с нашей выставки идет речь.

        Слушайте:  в этой книге напечатана авторская сказка. С. произведениями этого писателя на уроках литературного чтения мы еще не встречались. («Сказка про храброго зайца»)

  1. А что вы уже знаете о зайцах? (Дети рассказывают о зайце.)

        Далее составляется кластер о зайце.

        Кластер или «грозди» - графический прием систематизации материала.

            Наши мысли располагаются в определенном порядке. Самое важное - выделение центра - чаще всего

это наименование  темы, от него отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие  термины,  понятия.  Благодаря кластеру,  можно охватить большое количество  информации.

Заяц

                

Трусливый             много врагов             меняет окраску            живёт в лесу, в поле, в степях

          Для пополнения сведений, о зайце выбираются три экскурсовода.

            1-й экскурсовод дает характеристику зайцу как  литературному герою, используя книги выставки, в которых заяц - главный герой (эту выставку дети собирали, читая тексты о зайце).

          Вывод: заяц в сказках в основном трусливый

            2-й экскурсовод читает отрывок из произведения научно-популярного характера Л.Толстого «Зайцы»

          Вывод: в жизни заяц также труслив, у него много врагов, поэтому он путает следы.

            3-й экскурсовод читает .отрывок из .энциклопедии о разных видах зайцев и местах их обитания.

          Вывод: заяц приспособился жить в лесу, в поле, в степях.

          Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

 - Что может произойти в сказке с таким названием?

Дети высказывают свои предположения, завязывается спор. Одни ученики считают зайца трусливым, ссылаясь на услышанное от экскурсоводов,  другие ребята считают зайца храбрым, приводя в доказательство название сказки. Кто же окажется прав?

На этапе побуждения идет формирование интереса детей к получению новой информации. Все стараются вспомнить о том, что они знают, что побуждает учеников обобщить и проанализировать собственные знания и определить цель дальнейшего исследования по теме.

Задача учителя на этом этапе - в свою очередь обобщить знания учащихся, помочь каждому из них  определить «свое личное знание» и основные цели.

Фрагмент урока литературного чтения при знакомстве со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»

Следующий этап урока или фаза - получение новой информации, её осмысление, поддержание активного интереса учащихся к получению новых знаний. Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому», чему способствуют методы активного чтения «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», «Чтение-буксир», «Прием шести шляп», «Кубик» и другие.

           Учитель дочитывает детям сказку до слов «Кончилось тем, что...».

На доске - рисунок дерева с тремя веточками, на которых записаны вопросы:

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Как будут развиваться события дальше?

- Чем все закончится?

           На эти же вопросы дети отвечают у себя в группах. Затем  они озвучивают свои

предсказания, а учитель их записывает на листках - получается дерево с ветками, на каждой из которых - листочки-предсказания.

После прочтения сказки, вместе с классом выясняется, что из предсказаний

подтвердилось, а что нет.

При использовании этого приема необходимо помнить следующее:

  1. не стоит использовать прием на уроке больше одного раза,
  2. все версии должны быть аргументированы, основаны на предложенном тексте,
  3. после прочтения дети возвращаются к своим предсказаниям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет и почему.

                                           Главными задачами на фазе осмысления или поиска ответов является активное получение информации, соотнесение новых знаний с ранее изученными.

                                         Задача учителя на этом этапе - установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

                  Третья фаза - это рефлексия, осмысление процесса, рождение нового знания, размышление. Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений на

заключительном этапе, передать свое понимание художественного образа.

                   На стадии рефлексии у учащихся происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Детям хочется поделиться, своими впечатлениями, умозаключениями с другими. В процессе обмена мнениями о прочитанном или услышанном учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может быть оценен по-разному. Живой обмен мнениями на уроке дает возможность ученикам пополнить свой словарь.

              Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учитель может добиться следующих результатов:

  1. Изменить отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира
  2. Изменить у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности
  3. Изменить отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе
  4. Повысить  уровень интеллектуальных способностей учащихся.
  5. Формировать умение высказываться логично, задавать вопросы
  6. Повысить активность детей на уроках, оживить интерес учащихся к познанию

           Третья фаза - это рефлексия, осмысление процесса, рождение нового знания, размышление. Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений на

заключительном этапе, передать свое понимание художественного образа или темы на уроке русского языка или окружающего мира можно с помощью приема написания стихотворения-синквейна (творческая форма рефлексии)

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

е                             Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и восходит в нем к слову «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)     
  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами

(глаголы)

  1. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)     
  2. Последняя строка - это синоним из одного слова, который выражает  суть темы.        

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.

Сначала учатся дети составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. 3 КЛАСС.

Тема - «Русские поэты об осени»  (А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Толстой, Н. Некрасов, А. Майков).

Цель - познакомить детей со стихотворениями об осени, учить детей понимать прочитанное, выражать отношение к прочитанному произведению, определять средства  выразительного чтения, развивать критическое мышление.

Ход урока

  1. Вызов.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь». Дети рассматривают на доске фотоснимки  осенних пейзажей.

  1. Рассмотрите  фотовыставку. Определите ее тему.
  2. Что можно сказать об осени?
  3. Продолжите  ряд:  славная осень, унылая пора, ...
  4. Почему одни и те же фотоснимки  вызывают у вас  разное настроение?
  5. Вы видите  здесь портреты  поэтов  Пушкина,  Лермонтова,  Некрасова,  Майкова, Тютчева, Фета.        - Как вы думаете,  почему?

Выслушиваю ответы детей.

Задача - пронаблюдаем, как одно и то же явление изображают поэты, какие при этом эмоции, чувства они вкладывают в строки

        2. Внеклассное чтение.

Дети  выходят  к доске,  встают  полукругом,  рассматривают выставку книг.

  1. Обратимся  к выставке книг.

- Все ли книги  подходят к теме «Осень»?

(Дети откладывают  те  книги, которые, на их  взгляд, не  соответствуют  теме.)

- По каким признакам. Вы определили, что  эти книги можно объединить одной темой «Осень»?

         (Дети  аргументируют  свои  ответы.  Особо  обращается  внимание  на те книги, которые ученики отложили  в  сторону)    

-        Дополните выставку книгами, принесенными  вами  на урок.

-  Все  ли  книги  содержат  стихи об осени? Докажите,  используя  план.

Ребенок берет книгу, читает  название  книги,  говорит о том,  авторский это сборник или тематический, содержит  ли сборник только стихи, есть ли  в нем  иллюстрации,  называет  понравившееся  стихотворение об осени

3. Осмысление.

-                         -  Осень  приходит  не  вдруг. Она  крадется  медленно  и  незаметно.  Поэт увидел в осенней  поре что-то такое, чего не  могут  разглядеть  другие  люди.

                  Давайте посмотрим на осень глазами А.С. Пушкина.

                  Задание  перед   чтением:

                          -  Какой  пред стала  осень перед  глазами  поэта,  какие  строчки  вам это подсказали?

Чтение  стихотворения  учителем

После  прочтения  задается  вопрос:

-  Прочитайте самостоятельно стихотворение и попробуйте найти строчки, в которых имеются  противопоставление (что это такое?)  и  олицетворение (понятие)

4. Проверка.

Начало говорит учитель - дети досказывают остальное:

унылая пора        очарованье

прощальная        краса

пышное        увяданье

  1. Что значат слова «сень», «мгла»? Какой смысл вкладывает поэт в сочетания слов «одетые леса» и «седая зима»?
  2. Как вы думаете, зачем Пушкин использует в строчках контраст и олицетворение?

5. Рефлексия.

Составим синквейн, чтобы лучше понять  чувства, настроение автора в осеннюю пору.

Осень

(Какая осень?)

Унылая, прощальная (пышная)

(Что делает осень?)  

Очаровывает, увядает, дышит

(Какие чувства у автора вызывает осень?)

Любит, приветствует, радуется

(Как автор называет осень?)        

Очей очарованье        

Используя синквейн, рассказать о чувствах поэта к осени.

Выразительное чтение стихотворения.

Знакомство со стихотворением М. Лермонтова «Осень»

Чтение стихотворения учителем.

Задание:

- Какие картины осенней природы рисует Михаил Юрьевич Лермонтов?
Листья__________Что поэт рассказывает о листьях?

-        Что значит «поникшие ели», почему зелень мрачная?

-     Почему отважный зверь поневоле спешит скрыться?

-       С каким настроением рассказывает поэт об осени?

-       Попробуем передать это с помощью выразительного чтения.

Групповая работа

-       Сравните оба стихотворения.

Заполните таблицу.

Общее об осени. Настроение.

Слова

Различие

М.Ю. Лермонтов

А.С. Пушкин

-  Может быть, кто-то принес сегодня на урок книгу со стихами Пушкина или  Лермонтова?

Рассмотреть содержание книги, уточнить, что это за сборник.

Домашнее задание — выучить стихотворение об осени (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный  на включение уч...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП ) при обучении русскому языку.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Статья подготовлена на Международную научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное и правовое воспитание личности", проходившую на базе Восточно-Казахстанского Государственного униве...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...