Мастер-класс "Технология развития критического мышления: компетентностный подход"
методическая разработка (1 класс) по теме

            Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть       системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях.       Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания             имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся?           Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на           себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к                   явлениям природы и общества, то есть реализовывать ключевые компетентности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trkm.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Технология развития критического мышления учащихся:

компетентностный подход»

                             Критическое  мышление  –  это способность  и  стремление  оценивать

разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо

                                 обоснованных доказательств.

К.Уейт, К.Таврис

        Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

       В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, то есть реализовывать ключевые компетентности?

       Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося.

      Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя научиться решать задачи не решая их, и т.д. Современные условия развития общества всё больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся всё более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать.

      Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией развития критического мышления учащихся, мы познакомимся сегодня.

(На слайд.)

       Компетентностный подход – это системообразующий элемент формирования ключевых компетенций учащихся с позиции субъекта деятельности, требующий понимания выдвигаемой цели, умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации.

     Компетенция – это совокупность того, чем человек располагает.

    Компетентность – это совокупность того, чем человек владеет.

                                    - это способность субъекта объединять различные компоненты деятельности с целью                      успешного достижения результата.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков.

Ключевые компетентности:

  1. Общеучебная компетентность – высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированность общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности др.
  2. Общекультурная компетентность  - готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника др.
  3. Общеметодологическая компетентность  - целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить, навыки анализа ситуаций и умение видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать своё поведение и события в окружающем мире.

Ключевые компетенции:

  1. Интеллектуальная компетенции - наличие потребности учащихся (мотива) к познавательной деятельности; умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками для получения новых знаний; владение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности; сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции; умение выявлять закономерности, лежащие в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни.
  2. Общекультурная компетенции – формирование ценностных оснований гуманистического характера; умение выявлять, оценивать различные явления действительности с опорой на ценностные основания; глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям; формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этическими и эстетическими нормами и правилами поведения.
  3. Методологическая компетенции – умение исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания; владение методами научного познания окружающего мира; формирование навыков самоопределения, имеющих значение для решения проблем в любых видах деятельности; умение проектировать и планировать собственную деятельность – познавательную, социальную, профессиональную; развитие рефлексивных способностей, самоанализа, самоконтроля своих интересов и возможностей.
  4. Коммуникативная компетенции – знание о средствах, способах, закономерностях общения; владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации; знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития; прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками; саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.

Технология развития: технология критического мышления.

       Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997г. Технология развивается в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». В настоящее время проект реализуется более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах.

       Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.).

       Мышление – это процесс, скрытый от глаз. Обучение мышлению сродни обучению искусству. Обучение мышлению следует понимать как хождение в подмастерьях у мастера познания. (Д.Грейз, И.Бек). обе формулировки позволяют высветить роль учителя как образца для подражания, демонстратора процессов мышления и познания, и роль учеников, которым следует почерпнуть из этих демонстраций некий набор приёмов и методов, которые они смогут использовать при конструировании своих собственных знаний.

       Педагогические подходы, основанные на модели «Хождение в подмастерьях у мастера познания», ставят перед собой задачу показать учащимся, как учиться, с тем, чтобы учащиеся приняли  на себя ответственность за собственное обучение. В учебной модели, условно называемой «Вызов – Осмысление – Рефлексия», используется именно такая ориентация. Учащихся обучают определять для себя цели познания, осуществлять активный поиск информации и размышлять над тем, что они узнали.

        Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей, благодаря которым делаются те или иные открытия, обучают их стратегии обсуждения. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

        Критическое мышление определяется авторами технологии следующим образом: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. КМ работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. КМ предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос «А что, если?...» . КМ означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. КМ предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

       КМ. Если Вы думаете. Что речь идёт о критике, поиске недостатков и отрицании, Вы ошибаетесь. Вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого «kritire» - оценка, разбор, обсуждение: следовательно – «критический» - делающий оценку, разбор и пр.), мы  сможем более адекватно отнестись к этому явлению. «КМ» (альтернатива – «догматическое») будем понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения рассматривается в качестве активного и интерактивного процесса познания. Согласимся с утверждением, что данный тип мышления:

  1. Помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
  2. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
  3. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

       Технология «РКМ» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своём занятии атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

       Основу данной технологии составляет базовая модель трёх стадий «вызов –осмысление – рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

Вызов позволяет:

  1. актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  2. вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  3. побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Осмысление:

  1. получить новую информацию;
  2. осмыслить её;
  3. соотнести с уже имеющимися знаниями;

Рефлексия:

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

       Если посмотреть на три описанные выше стадии с точки зрения традиционного урока , то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют. Только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит «введение в проблему» или «актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся». А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чём же различия? Что принципиально нового несёт технология КМ?

       Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы и модельные уроки.

Технология развития: технология критического мышления

  1. По мере развития экономической, социально-политической и культурной жизни общества интеллектуальный труд будет рассматриваться как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде  средствами определённых технологий, одной из которых является технология развития критического мышления.
  2. Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, но разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применять полученные результаты как к типовым, так и к нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
  3. Чтобы  продуктивно работать с информацией, надо владеть практическими мыслительными навыками, формирование которых может проходить в том числе в специальной технологии обучения через базовую модель учебного занятия, специфические методические приёмы и так называемые модельные уроки.
  4. Базовая модель предполагает три стадии:
  1. Вызов (учащиеся должны актуализировать свои предыдущие знания по теме, прогнозировать содержание предстоящей информации);
  2. Осмысление (учащиеся интегрируют идеи нового учебного материала с базовым знанием);
  3. Рефлексия (учащиеся интегрируют новые знания, анализируют новую информацию).

Среди методических приёмов, направленных на формирование КМ, можно назвать:

           - приём «знаем – хотим узнать – узнали»;

           - кластер;

           - взаимообучение;

           - инсерт;

           - синквейн;

           - эссе;

           - словарная карта и др.

К модельным урокам относятся:

           - чтение со  «стопами»

           - «зигзак»

           - «6 шляп критического мышления»

Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи готовых «рецептов». В КМ позиция учителя: он не механический проводник информации, а партнёр в учебном процессе. Позиция учащихся: они учатся активно, часто в режиме взаимообучения.

Знаем

Хотим узнать

Узнали












       Давайте определим, что мы знаем по теме из прочитанного текста. (Участники называют известные им сведения и факты, а ведущий мастер-класса записывает их в первую колонку).

       Что хотим узнать? (Очевидно, участники скажут, что им неизвестны понятия «базовая модель урока», «модельные уроки», «кластер», «синквейн». Ведущий заносит их во вторую колонку.)

      Модельный урок «Чтение (лекция) со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический приём. Особенность её использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идёт обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

       Рассказ «Бродяжки» И.Куцевалов.

… Дождь застал Рыжуню у одного из городских долгостроев. Забившись под какой-то бетонный блок, она с интересом наблюдала за шелестящими струями воды.

«Дождь – он ведь такой же бродяжка, как и я, - думала собака…»


Почему собака считала себя бродяжкой?


  1. У собаки не было дома. У дождя тоже не было дома.
  2. И дождь, и собака бродят по свету. Собака мечтает о доме, еде и ночлеге и о друге..
  3. Еще собака думает о людях, плохие они или хорошие.
  4. И вспоминает о прошлом.
  5. Дождь, наверное, тоже о чём-нибудь мечтает. Бродит по свету и мечтает.

       Модельный урок «Шесть шляп мышления». Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»! В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввёл известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap) (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т.д.)

        Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причём можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

        Белая шляпа. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этом произведении (книге)?», Перечислите героев романа» и т.д.

       Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например:

       Чёрная шляпа. Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить , что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

       Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серия занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Например:

       Зелёная шляпа. Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

       Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле. Старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо всё время работы разделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

        Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изучаемого и пережитого, что является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

       Модельный урок «Зигзаг». Класс делиться на четвёрки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникали новые комбинации. Затем учащимся предлагается рассчитаться на  1, 2, 3, 4 таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер. Весь материал урока делится также на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые – за вторую часть и так далее. Все первые, вторые, третьи, четвёртые номера собираются вместе по однородным группам и выполняют роль экспертных групп: их задача состоит в том , чтобы изучить предложенный учебный материал, обсудить его и объяснить своим партнёрам по учению в группах 2-го состава. По завершении работы формируются новые группы, в составе которых есть учащиеся со всеми номерами.  

ПРИЁМЫ

I.   ИНСЕРТ – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

      I – interactive

      N – noting

      S – system

      E – effective

      R – reading and

      T - thinking

       « v» - уже знал

       «+» - новое

       «-» - думал иначе

       «?» - не понял, есть вопросы

Задание: 1. Делайте пометки. Можно использовать два варианта пометок: два значка «+» и «v» или                                 четыре  «+», «v», «-», «?».

               2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

                  3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните,

               что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

  4.Прочитайте текст ещё раз, возможно количество знаков увеличится.  

II.  Среди множества способов графической организации материала одним из самых распространённых являются таблицы. Данная стратегия была предложена американским педагогом Донной Огл.  

                                                         

           Знаю (что мы знаем)

Хочу узнать (что мы хотим

узнать)

Узнал (что мы узнали и    что нам осталось узнать)





                 Категории информации (категории    

                 информации, которыми мы намерены

 пользоваться)

                   Источники информации (источники, из

                которых мы намерены получить информацию)

А.

Б.

В.

Г.

Д.

1.

2.

3.

  4.

  5.

  1. Стратегия  IDEAL.

I      Выделите в тексте проблему.

D    Опишите её (выявите её суть)

E     Определите варианты подходов к решению проблемы.

A     Действуйте (решайте).

L      Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

       Письменные тексты – эффективное средство обучения, так как именно письменная речь позволяет зафиксировать неоформленные мысли или образ, удержать их, рассмотреть со всех сторон, заострить их и разбудить наше познание.

  1.   Эссе.

       После чтения текста или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и получить обратную связь. Тогда мы задаём направление мысли вопросами:

  1. Что узнали по новой теме.
  2. Задайте вопрос, на который так и не получили ответа.

Эссе очень распространённый жанр письменных работ в западной педагогике.

  1.  Синквейн.

       Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, Основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знали не так уж много: японскую танку, хокку. Теперь познакомимся с синквейном.

       Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.

Правила написания синквейна.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах(двумя прилагательными).
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая строка – эта фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать.

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия__________________________________________________

Чувство (фраза)____________________________________________

Повторение сути___________________________________________    

                        Каникулы.

           Долгожданные, но недолгие.

 Планируешь, предполагаешь – не успеваешь.

       Ну почему хорошее так быстротечно!

                        Мгновение.

                         Учитель.

             Душевный, открытый.

     Любящий, ищущий, думающий.

        Много идей – мало времени.

                      Призвание.

                       Учитель.

           Суетливый, крикливый.

       Объясняет, объясняет и ждёт.

        Когда окончится эта пытка?

                     Бедолага

            Критическое мышление.

            Знакомое и незнакомое.

Сомневается, активизирует, анализирует.

   Нет предела совершенству и фонтану

                         Идей.

Синквейны полезны в качестве:

  1. Инструмента для синтезирования сложной информации.
  2. Среза оценки понятийного и словарного багажа.
  3. Средства творческой выразительности.
  4. Быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах).

Рекомендации к опробации.

  1. При обучении предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны.
  2. Производите набор лексических средств для использования потом в синквейнах.

VI Кластер.

Кластер помогает быстро передавать содержание текста.

  1. Словарная карта.

Для успешного усвоения новых слов нужно, чтобы обучаемые являлись активными, заинтересованными участниками процесса; тщательная работа над каждым новым словом; нужно, чтобы работа велась постоянно и носила самостоятельный характер. Знание слов имеет решающее значение для понимания прочитанного.

                                                               Словарная карта.

Особое словоупотр-ебление, ассоциация или пример

Антоним

Новое слово (страница)

Синоним

Дифиниция

Другая словоформа

ссссми

сс

Предложение из книги

Собственное предложение

Кокошник

Кичка – старинный женский головной убор.

Кички

Кичка

Корона

___

….На крыльце стоит его старуха  

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка……

Парчовая кичка смотрелась великолепно.

Наф-Наф

Каменный

Дом-крепость

Нуф-Нуф

Из веток

Развалился

Ниф-Ниф

Соломенный

Разлетелся

Три поросёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления

Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...

Урок математики в 1 классе. Тема урока: «Задачи на сравнение» Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР) и индивидуально-дифференцированного подхода.

Кластер («гроздь») – выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно р...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Использование технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

В статье говорится об актуальности использования технологии "РКМЧП" в рамках реализации компетентностного подхода в образовании....

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...