Технологии обучения, как здоровьесберегающие.
статья по теме

Белова Светлана Борисовна

Автор статьи рассказывает о здоровьесберегающих технологиях применительно к обучению  особых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, ГОУ № 627

Московского района, СПб.

                                                             « Люди, общаясь, создают друг друга.

   Одни умеют разбудить в окружающих их лучшие черты,

   а другие по собственной вине создают вокруг себя докучное окружение,

   людей тоскливых и раздражённых ».

                                                                                           Д. С. Лихачёв

      Главной своей задачей я вижу подготовку ребёнка к взрослой жизни. И она не сводится к передаче знаний и образованию навыков логического мышления. Не менее важным является овладение собственным поведением, формирование способности принимать решения и нести за них ответственность.

   Образовательный процесс в нашей школе обусловлен её спецификой. В ней

обучаются дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования личности.                    

        В обучении я стараюсь использовать различные технологии. Главное - они должны работать, как здоровьесберегающие.  

Слово «технология» происходит от греческих слов techne искусство, мастерство

и logos – учение. Поэтому, как я понимаю - здоровьесберегающие технологии –

это учение об искусстве, мастерстве беречь здоровье.

              Что такое здоровье? По определению римского представителя античной медицины К. Галена, «…это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…».   «Здоровье – всему голова»,  – гласит народная мудрость.     Здоровье есть сама жизнь, с её радостями и тревогами. «Здоровье – это оптимальный баланс всего, чем мы являемся», говорил Ф. Перлз.   Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное ( психоэмоциональное ) и социальное здоровье.

  1. Физическое – определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности свободно.
  2. Душевное – определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять.
  3. Социальное - определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять её, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

В практике  образовательных учреждений ориентирами состояния здоровья

ребёнка выступают:

             - показатели соматического здоровья ( медицинские данные )

             - общая активность: физическая, трудовая, общественная,

               познавательная;

             - овладение школьниками основами личной физической культуры, теоретические и методические знания о путях физического развития в данном возрасте и перспективе;

             - осведомлённость о перспективах своего физического развития:

   сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;

              - развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;

              - развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;

              - потребность и способность в физическом самовоспитании; саморегуляции поведения, использования режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки.

    К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда стала сегодня одним из сильных ( дидактогенных )

факторов отклонений в здоровье и развитии детей:

  1. комплекс факторов закрытых помещений:

  - возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, или обеднённой природными сенсорными стимулами среды обитания;

    - возрастающее воздействие жёстких форм излучений: электронно – лучевого, «метало - звукового», мерцающее – светового;

  1. информационно – психогенные факторы:

     - возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной информации на фоне бледнеющей образной сферы ( воображения );

комплекс факторов телесной атонии:

      - возрастающая телесно – мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне моторно-закрепощённых познатонических спастических состояний организма;

  1. комплекс духовно психических факторов:

     - угасание духовного потенциала в общении между педагогами и детьми;

     - потери смыслов и интереса в организации учебно-познавательного процесса.

    Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно- оздоровительные программы для дошкольников и младшего школьного возраста – наш шанс решать проблему сохранения здоровья осознанно, комплексно, постоянно. Поэтому я стараюсь строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов. Использую информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.

                     Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера профессор В. Ф. Базарный считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо традиционной статичной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя, сидя и даже лёжа работать в течении урока ( карта, пол, диван ). Применение регулируемой конторки  

                  Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, поиск необходимой информации на большом расстоянии (смотрим в окно - облака, дома, птички… на стену, на потолок – различные детали). Особое внимание

     В. Ф. Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в возрасте 6 – 7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. Приёмы, которые позволяют расширить зрительно – пространственную активность в режиме урока:      -   максимальное удаление учебного материала от глаз;

                                    -   размер  предъявляемого дидактического материала

                                             ( детали от 1 см до 3 см ).

           Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз – не менее 8 – 10 минут. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии. Учитель с дидактическим материалом может приближаться на 2 – 3 шага, плавно передвигаться вправо или влево, принося тем самым дополнительную активность для всех групп мышц.

            Следующий способ работы в режиме «зрительных горизонтов» - проведение   физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняются через 10 – 15 минут напряжённого зрительного труда на близких расстояниях.

                    Приёмы:

  1. Высоко на стенах комнаты развешиваются мелкие сюжетные ( или предметные ) картинки размером не более 3 – 5 см, карточки с буквами, слогами, словами ( размер букв 1 см) и т. д.. Ребёнок встаёт и отыскивает глазами местоположение той или иной картинки.
  2. Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами»

( размер листа ватмана). Например, в начале спиральной линии можно прикрепить жёлтый листочек или бабочку и предложить проследить, как этот листочек или бабочка будут «кружиться» по заданной траектории под порывами ветра.

          3. Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями,     например, «Весёлые человечки». Показываю нарисованную фигурку человечка размером 1 – 2 см в движении. Ребёнок рассматривает человечка – «рисуют его глазами», а потом повторяет его движения сам.

      Важно, чтобы дети научились снимать напряжение с уставших глаз, используя различные приёмы:

                   - пальминг;

                   - моргание;

                    - «путешествие глазами» по траекториям на  табло или по - своим

                          произвольным.

       Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на голубое небо, облака, воду, зелень.

        Йоги советуют утром при восходе и вечером при закате фиксировать свой взгляд на солнце. Зрение становится подобным орлиному.

       Современные здоровьесберегающие технологии включают в себя  и другие элементы этой древневосточной системы воспитания здорового тела и здоровой психики. Йога (единство, гармония). Впервые была представлена древнеиндийским мудрецом Патаджали в I веке до н. э. в его классическом труде «Йога сутра», состоящем из 185 сжатых выразительных афоризмов, определяющих, какой режим дня должен соблюдать человек (моральные заповеди, кодекс личного поведения); как питаться, трудиться и отдыхать  (очищение, релаксация );, как тренировать и закаливать организм, Чтобы предотвратить различные заболевания и способствовать лечению болезней простыми методами и в кратчайшие сроки (позы – асаны, дыхание, медитация ).

       Аффирмации ( целительные утверждения ): « Я желаю тебе добра…»,

«Изо дня в день, я чувствую себя всё лучше…», « Я буду стараться, и у меня всё получится…», «Я нужен, меня любят…».

         Особое внимание релаксации – расслаблению организма через дыхание (особенно при нервных состояниях): 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 –вдох; 1 – 2 – 3 - 4 – задержка дыхания; 1 – 2 – выдох).

          К дыхательным упражнениям относятся глубокое дыхание, ритмическое дыхание с задержкой. При таком дыхании диафрагма интенсивно массирует внутренние органы. (В этом заключается одно из положительных влияний пения на здоровье человека.)

Дыхательные упражнения – журнал «Начальная школа» № 1, 2008 год, с. 29.

     Хорошо это делать под расслабляющую музыку.

     Характерной особенностью музыки является сильное и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, его эмоциональную и интеллектуальную сферы.

       Музыкальное развитие является важнейшей составляющей фундаментального воспитательного процесса. Развивать музыкальные способности, воспитывать эмоциональную «отзывчивость» позволяют современные музыкальные технологии, одной из которых является музыкотерапия.

         Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задаёт определённый ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.

           Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека оказывает вокальная моторика (пение). Вот одно из упражнений А. И. Попова (основателя системы оздоравливающего физвокала):

                                   Потянитесь, поиграйте всеми мышцами.

                                   Расслабьте плечи, высоко поднимите голову

                                                 (столб достоинства).

                           Почувствуйте себя победителем и  обязательно напевайте.

       Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение, то его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

       После занятия вокалотерапией дыхание становится более экономным, а это напрямую влияет на повышение работоспособности человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы.

         Медленное глубокое дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

        В современной практике обучения всё большее число обучающихся оказывается подверженным школьным неврозам. Американский психотерапевт Артур Янов разработал принцип их лечения, названный терапией первичного крика. Согласно этому методу, ученик может избавиться от боли, которую он когда-либо испытывал, в крике. Крик должен рождаться по методу «в низу живота». В результате происходит разрядка.

                      Переменка, переменка,

                          Мы тебя так долго ждали!

                          Переменка, переменка,

                          От уроков мы устали!             Ура-а-а-а!!!!!!!!!!

     Таким образом, музыкотерапия может стать эффективным методом лечения неврозов, приобретённых учащимися как в процессе образования, так и в современной жизни.

      И ещё помните - « От улыбки станет всем светлей…»  

      Замечательно, когда урок проходит в хорошем настроении, все его участники много улыбаются (подари улыбку, перед зеркалом, улыбнись глазами,  «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся…»).

«Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья – то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

                            И ответную искру зажечь!»      С.Я. Маршак                                  

         «Когда человек улыбается, а ещё больше, когда смеётся, он как бы успевает продлить свою жизнь, этот короткий миг», - Л.Стерн. Смех стимулирует иммунную систему, производит массаж живота и кишечника. Смех – это вечный целитель. Говорить о здоровьесберегающих технологиях

«можно бесконечно, но, к сожалению, я должен быть краток…» (в фильме).

  Подведу итог.

      В основе здоровьесберегающих технологий – валеологическая концепция:

  1. Обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволяющей сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда – это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику, и учителю приносит здоровье и радость, а не болезни.
  2. Приведение всех элементов учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями обучающихся и учителей.
  3. Содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
  4. Обучение навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
  5.  Помощь ребёнку в осознании заботы о нём Мира взрослых, тем самым передача ему ощущения ценности своей жизни, защищённости и свободы самовыражения.
  6. Способствование возрождению семьи как основы сохранения достоинства и здоровья ребёнка, его личностного потенциала.
  7. Сохранение здоровья – приоритет для всего педагогического коллектива и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»

Открытый урок в третьем классе коррекционной школы VIII вида по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»....

Реферат На тему: «Здоровьесберегающие технологии обучения школьников»

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об ...

Урок устного слова по здоровьесберегающей технологии обучения чтению

Урок устного слова.Тема: Берегите братьев наших меньших.Цели:   познакомить детей с проблемами защиты животных;   развивать умение  детей выразительно читать и выступать...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.

В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....