Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Для реализации деятельностного подхода  в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале  описана и схематически показана пошаговая работа в применении технологии сотрудничества на уроках с 1-4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_sotrudnichestva.doc43.5 КБ
Файл tehnologiya_sotrudnichestva.pptx127.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества

Я хочу сегодня рассказать о своём опыте применения технологии сотрудничества на уроках  в начальной школе. Конечно, данная технология не является новой, но педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: Переход от педагогики требований к педагогике отношений, Гуманно – личностный подход к ребёнку, Единство обучения и воспитания.

Сотрудничество —такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

К моменту поступления в школу у многих детей уже сформировались коммуникативные способности . На уроке необходимо поддержать и развить их. Как же на уроке создать условия для естественного общения? Здесь и помогает работа в парах. Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10 – 15 мин, во 2 классе – более половины урока.

При освоении работы в парах выделяют три этапа:

1 – организация специальной деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.

2 – демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие учащихся при руководящей роли педагога.

3 – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Выделяют три вида пар (по системе А.С.Границкой): статистическая (пара постоянного состава), динамическая (пара сменного состава), вариационная.

  1. В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".
  2. В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".
  3. В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

Я распределяю работу следующим образом:

На 1 этапе  объясняю правила работы в паре ( повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать и проверять партнера быть доброжелательными, можно поприветствовать рукопожатием) , приглашаю поработать  в паре с учителем ученика (демонстрация).

В 1 классе данный этап провожу в форме игры «Учитель – ученик», т.к. не все дети вступают в контакт с партнером. На примете урока математики: Учащиеся встают в один большой круг и рассчитываются на первый второй. «Первые» номера делают шаг вперед и поворачиваются лицом к своим напарникам – «вторым» номерам. Внутренний круг (1 номера) – учителя, внешний круг (2 номера) – ученики. Учителя держат карточку. По команде «обсуждаем» все ученики читают пример и решают его.  Учителя проверяют и поднимают вверх руки- знак готовности пары. Когда у всех пар руки подняты, звучит новая команда – переход хода. По ней все одновременно делают шаг вправо, образуя новую пару. Происходит перемещение по кругу. Вновь звучит команда «обсуждаем» и работа идет по карточке другого учителя. Так продолжается, пока каждый не придёт к исходному партнеру. Теперь поменяйтесь местами. Вторые номера будут учителями ,первые – учениками. При такой организации деятельности у детей формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Кроме того, никто не бездействует, каждый работает: контролирует и решает. Смена роли учителя и ученика оживляет интерес детей и их активность. Дети становятся свободными, чувствуют себя боле раскованно. Эта игра позволяет не только закрепить знания, научить детей сотрудничать друг с другом, но и выступает в роли физминутки, т.к. дети находятся в движении.

Данную игру дети очень любят, поэтому использую её и в последующих классах: отрабатываем табличное сложение и вычитание, таблицу умножения, на уроках русского языка – правила проверки орфограмм.

Когда учащиеся освоили работу в парах в игровой форме, я применила вид работы статистической пары.  ( реализация 2 этапа)

Статистическая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. В этой паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме «взаимоконтроль». Статистическая пара является эффективным механизмом, обеспечивающим регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.

 Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать,подсказывать,проверять,оценивать,корректироватьошибки, воспринимать, содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

Например: отработка навыков чтения: учитель читает текст вслух – дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища  и один раз читал весь текст вслух товарищу.

При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Более усложнённым  вариантом такой работы является  озаглавливание частей текста, когда дети не только по переменно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части.

Пересказ прочитанного ведётся тоже в паре.  

На уроках русского языка – взаимодиктанты. Каждому ученику даётся карточка с определенным набором словарных слов.

Все ученики рассаживаются парами и приступают к работе:

1)        первый ученик из пары читает текст, другой пишет;

2)        второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;

3)        затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;

4)        после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;

5)        ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая каждое неверно написанное слово 3 раза.

После совместной работу в течении некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнеров, что создаёт предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационных парах.

В динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает с  каждым,  трижды меняя партнеров, каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Работа ведется  в строгой последовательности при смене  партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают дуг друга по диагонали. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому, что и является основным механизмом  работы в динамической паре.

Работу в динамической паре использую на уроках русского языка (слайд), математики 

 Высокая активность и эффективность работы при переходе от статистической пары к динамической сохраняются.

Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличии от динамической пары, где распределяется по частям целое для всех общее задание, в вариационной паре отрабатываются разнообразные материалы. Работа ведётся в три такта. 1 такт – работа с рядом сидящим. Каждый спрашивает соседа устно по всей карточке. Партнеры задают вопросы друг другу, сравнивают ответы с записью на обороте. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками. Поворот к новому партнеру.2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы или ход решения задач или примеров. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру. 3 такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке. Работа завершена, как только вернулась своя карточка.

На уроке математики раздаются карточки с текстом задач на одной стороне и с краткой записью и решением на другой стороне.Режим 1-й – ознакомление с задачей и её решение, подготовка к объяснению решения. Режим 2-й – совместное чтение задачи с товарищем и объяснение её решения. Затем совместная работа над задачей товарища, смена партнёров после обмена карточками. У каждого в руках та карточка, которую он только что проработал с товарищем. Каждый ещё раз прочитывает задачу, просматривает её решение и готовится объяснять её  новому партнеру. Снова обмен карточками и снова поворот к прежнему партнеру, но уже с новой карточкой. Каждый ученик проработает все 4 карточки и научится объяснять решение задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология сотрудничества Учитель начальных классов Гееб М.А.

Слайд 2

Целевыми ориентациями данной технологии являются: Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно – личностный подход к ребёнку Единство обучения и воспитания Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Слайд 3

« Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) Сотрудничество — это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Слайд 4

Этапы освоения работы в парах Организация специальной деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения. Демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие учащихся при руководящей роли педагога. Самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Слайд 5

Виды пар ( по А.С. Границкой) статистическая (пара постоянного состава)- «взаимообучение», «взаимоконтроль» динамическая (пара сменного состава)- «коллективное взаимодействие» вариационная (пара сменного состава)- «обработка разнообразных материалов»

Слайд 6

2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1

Слайд 7

5 + 3 = Рассуждения ученика: Первое слагаемое – 5; Второе слагаемое – 3; Сумма равна8. 7 + 2 = 9 9 – 7 = 2 9 – 2 = 7 Рассуждения ученика: Первое слагаемое – 7; Второе слагаемое – 2; Сумма равна9. Если из суммы 9 вычесть первое слагаемое -7, то получится второе слагаемое – 2. Если из суммы 9 вычесть второе слагаемое – 2, то получится первое слагаемое – 7.

Слайд 8

2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1

Слайд 9

1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2

Слайд 10

Лицевая сторона карточки Обратная сторона выстр…или (о,а) х…лодный (о,а) др…жит (о,а) пол…вал (е,и,я) пок…чало (о,а) пос…нела (е,и,я) р…звились (е,и,я) выстр о или (стройка) х о лодный (холод) др о жит (дрожь) пол и вал (поливка) пок а чало (качка) пос и нела (синий) р е звились (резвый)

Слайд 11

Статистическая пара регулярное общение учащихся друг с другом на уроке каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать,подсказывать,проверять,оценивать, корректировать ошибки, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. 1 2

Слайд 12

Отработка навыков чтения учитель читает текст вслух – дети следят. все одновременно читают вслух вместе с учителем ученик читает вслух товарищу ученик выслушивает товарища

Слайд 13

Развитие орфографической зоркости первый ученик из пары читает текст, другой пишет второй ученик читает, а первый, прежде диктовавший, пишет каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют ( вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая неверно написанное слово 3 раза

Слайд 14

Динамическая пара 1 4 3 2

Слайд 15

Русский язык Как звук обозначается на письме? Чем звук отличается от буквы? Как отличить гласный звук от согласного? Какие шипящие согласные звуки ты знаешь?

Слайд 16

Математика Как найти цену предмета, зная количество и стоимость? Как найти количество, зная стоимость и цену? Как найти скорость, зная расстояние и время? Как найти расстояние, зная скорость и время?

Слайд 17

Вариационная пара 1 такт 4 3 2 3 2 2 такт 3 такт 1 1 2 3 4 1 4

Слайд 18

Результат работы в паре повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося способствует воспитанию нравственных качеств личности формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учёбе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. ЦукерманЗадача школы сегодня – формировать целостную систему универсальных ...

"Технология сотрудничества на уроках в начальной школе. Методы и приемы"

В статье автор знакомит с методом TASK и приемами рефлексии, применяемыми в групповой работе на уроках в начальной школе....

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Технология сотрудничества на урокахв начальной школе...

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Положительные моменты в учебнлм процессе при использовании данной технологии. Приемы работы на уроках....