"Технология сотрудничества на уроках в начальной школе. Методы и приемы"
статья на тему

Пяткова Надежда Ивановна
В статье автор знакомит с методом TASK и приемами рефлексии, применяемыми в групповой работе на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sotrudnichestva_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx342.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе. Методы и приемы.

Пяткова Н.И., учитель начальных классов

 Все, что можно придумать в педагогике, уже придумано. Это как  велосипед. Нам остается только совершенствовать модели и учиться ездить на них.

Давайте вспомним одну известную детскую песенку:
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик,-
Получился человечек!

Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его,
Как он будет жить на свете -
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали,
Только и всего!

"Что вы, что вы! Очень важно,
Чтобы вырос он отважным,
Сам сумел найти дорогу,
Вычислить разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка
Выйдет человек!"

Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете;
Легче этого вопроса
Нету ничего!
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным,
честным,
сильным,
добрым -
Только и всего!

Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить!
Но потом идти придется
Через горы и овраги...
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить!

Конечно, мы за него в ответе. Рядом с этим человечком находится педагог, который и призван научить его ходить. Но как? Как найти ту грань, которая поможет не нарушить баланс. Не преобладать над учеником? А со-чувствовать, со-участвовать, со-переживать, со-трудничать…Какими способами? Как это происходит на практике?

Наша цель, как педагогов – воспитание не специалиста, а личности, умеющей мыслить, творить, быть активным, уметь работать в команде  на общий результат. Именно такого выпускника ждет государство.

Задачи – использовать образовательные технологии, которые максимально реализуют учебные курсы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС.

 В этом мне  помогает технология сотрудничества.

          Технология сотрудничества включает в себя разнообразные виды групповой (командной работы) работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с критериями  содержания ФГОС.

Видов групповой работы очень много. Они известны и нет надобности их перечислять. Но я хочу познакомить с одним замечательным методом, который  уместен на любом уроке.

Это метод TASK («активное мышление в социальном контексте»). Он был разработан Бель Уоллас в середине 1980-х гг. Ныне она редактирует международный журнал «Образование одаренных детей». Интересно отметить, что первоначально Уоллас разрабатывала метод TASC не для одаренных европейских школьников, а для детей южноафриканской провинции, но в итоге ее проект получил поистине всемирное распространение и применение. Этот метод обладает огромным потенциалом для развития познавательных способностей. Он очень удобен в рамках групповой работы на разных этапах урока или подготовки итогового проекта. Позволяет четко организовать работу учащихся и облегчает учителю задачу оценки результатов образовательной и воспитательной деятельности.

Особенность метода в том, что он представляет собой многоэтапную систему проблемного обучения и прекрасно встраивается в работу на любом учебном занятии.

Как это выглядит практически? Разноцветный круг со встроенной стрелкой. По этому кругу шаг за шагом перемещаются в процессе работы над определенной темой.

C:\Users\Надежда\Downloads\20170126_163520.jpg

Этот метод позволяет:

-учителю - контролировать работу(скорость, внимательность)

-ученикам – структурировать и быстро организовать собственную работу, или распределить функции.

Круг ТАСК также предполагает рефлексию над результатами своей работы (оценка степени успеха или неудачи)

Учащиеся могут перемещать встроенный указатель по часовой стрелке по мере прохождения каждого этапа работы и таким образом регулировать темп работы и адекватно распределять свои силы.

Принцип работы – 8 этапов.

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации. После того, как учащиеся получили четкое задание от учителя, происходит подготовка к работе и актуализация имеющихся знаний. Учащиеся могут использовать иллюстрации, словарь-глоссарий, тетрадные записи с целью определения возможных направлений работы. Таким образом, отдельные фрагменты складывается в цельную рабочую картину, происходит предварительное разделение ролей в группе.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте. На следующем этапе, когда будет проводиться жесткая выборка, они просто будут удалять листочки из общего ряда. Работа учителя на данном этапе состоит в стимулировании творческой активной учащихся, появление новых мыслей и идей.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи. Это логическая и рациональная фаза деятельности, прямо противоположная предыдущей. Здесь учащимся необходимо сообщить инструментарий для критического выбора. Например, можно предложить распределить идеи на листочках по степени актуальности, возможности, разумности, соответствию и т.д.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем». Как правило, учащиеся на этом этапе концентрируются на технической стороне вопроса. Они могут спорить о том, какую бумагу выбрать для постера, или кто будет делать презентацию, или кому достанется та или иная роль в инсценировке. Учителю важно подчеркнуть учащимся, что главное – содержание, а не форма. Важно научиться думать, а не показать себя.

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.

7. «Расскажем о своей работе»

На данном этапе учащиеся представляют результат своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект. На этом этапе развивается мотивация к обучению и совершенствованию собственной деятельности, увеличивается степень уверенности, обозначается практическое применение деятельности учащихся.

8. «Чему мы научились?»

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни. Другими словами, на завершающем этапе работы происходит трансляция умений и навыков, кристаллизация знаний, развитие стимулов к самостоятельному изучению и принципов самооценки.

Я уже говорила  о том, что круг предполагает рефлексию над результатами своей деятельности. Мы знакомы со многими приемами рефлексии. Но мне опять же хотелось вернуться к технологии сотрудничества, которая и на данном, я считаю очень важном этапе рефлексии, вновь может быть применима. Я познакомлю с несколькими простыми приемами, которые использую на уроке.

 «Паутинка»  - называем, плетем паутинку из слов по заданной теме.

«Метод 5 пальчиков»

М – мысль – какие знания получили и какой опыт приобрели

Б- близка ли цель – что я сегодня сделал для достижения цели

С- состояние духа – какие было мое настроение и от чего оно зависело

У- услуга – чем я мог помочь другим, чем порадовать

Б- бодрость духа – как я себя чувствовал физически

«Цветик – семицветик» - Урок «Моя родина – Россия» дети пишут на лепестках, чтобы пожелал для:

Друзей, класса, семьи, школы, города, России, планеты.

«Камешек в ботинке» - что мешало сегодня поработать

«Два камешка» - У каждого по 2 камешка. Здесь может использоваться не только на этапе рефлексии, но и при обсуждении каких-либо ситуаций. Н-р, после прочтения притч, или для оценки поступка.

«Пирамида» - аналогично.

«Ниточки» - кусочки могут быть 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок может взять себе ниточку и наматывать себе на палец. Выбрать нить можно разной длины.

Таким образом, рефлексия проходит с аппетитом. А, как известно, когда есть аппетит, то и переваривается все очень хорошо.

Итогом такой работы в сотрудничестве и является формирование УУД – личностных, регулятивных, коммуникативных, метапредметных. И главное – осуществляется принцип ФГОС – «Научить учиться». Научить нашего человечка ходить.

В заключение хочу рассказать вам одну притчу.

«Однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает он уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

-Что ты делаешь?- спросил мудрец.

-Не видишь, я работаю – сердито отвечал лесоруб.

-Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее – посоветовал мудрец.

-Не мешай, мне некогда, работать надо. – ответил упрямый лесоруб.

Не так ли и мы, торопясь сделать что-то, не думаем, как можно заточить наши инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)

Для реализации деятельностного подхода  в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале  описана и схематически показана пошаговая работа в...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. ЦукерманЗадача школы сегодня – формировать целостную систему универсальных ...

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Технология сотрудничества на урокахв начальной школе...

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Положительные моменты в учебнлм процессе при использовании данной технологии. Приемы работы на уроках....