Технология сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях инклюзивного образования
методическая разработка

Авдонина Юлия Владимировна

Вступление на педагогогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_ovz_-poln_variant.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях инклюзивного образования

(слайд 1)

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Марк Твен

(слайд 2)

(слайд3) На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России  инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

 Классы инклюзивного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. (слайд4) Основная цель уроков такого обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс. 

То, что учить детей с особенностями в развитии необходимо в системе инклюзивного обучения, утверждал еще в 20-е годы прошлого века Лев Семенович Выготский. Он настаивал на создании такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное образование с общим. (Слайд 5).Это необходимо, поскольку "при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника слепого, глухого или умственно отсталого ребенка, в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь".

Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков. Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.

(Слайд 7)

1. Принцип педагогического оптимизма.

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.

2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности

образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы

обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования

позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

(Слайд 8)

5. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В

специальном образовании распространена коллективная предметно-

практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

6. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми

образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание

благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные

 особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности,

свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

7. Принцип необходимости специального педагогического

руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым

отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности

обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов.

(Слайд 8) Хочу подробнее остановится на принципе деятельностного подхода в обучении детей, т.е  на коллективной предметно-практической деятельности. В моем классе обучается ребенок с ОВЗ, поэтому в процессе работы с интегрированным классом,  детям необходимо разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью. Для того чтобы ребенок с ОВЗ чувствовал себя защищенным в классном коллективе, понимая что он ничем не отличается от других детей. Это сложный трудоемкий процесс, о котором никогда не стоит забывать. Ведь большая часть успеха усвоения образовательной программы, ребенком с ОВЗ, зависит от благоприятной атмосферы в классе.

(слайд 9) Урок —  это основная форма организации педагогического процесса. Именно от работы на уроке зависит  уровень усвоения знаний учащимися.

В процессе подготовки к уроку в общеобразовательном интегрированном классе, я составляю план-конспект урока, в котором интегрируется учебный материал общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ так, чтобы на одном уроке дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика.  

Структура урока в общеобразовательном классе соответствует требованиям организации и проведения уроков, при которой я  поочередно выстраиваю совместную деятельность с разными группами детей в классе.   Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса вовлекаются в общеклассную работу.

Также в определенные этапы работы на уроке я, как учитель, включаю технологию сотрудничества.  

(Слайд 10)

 Сотрудничество —такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Существуют несколько вариантов реализации технологии сотрудничества

1 вариант (обучение в команде)

1.Обучение в команде. (слайд 12)

В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание “групповым целям”   и успеху всей группы , что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учащимися этой же группы при работе над темой/ проблемой/ вопросом, подлежащим изучению. В процессе групповой работы я дала детям следующее задание, добыть как можно больше информации о луге, как о природном сообществе, из следующих источников: учебник, хрестоматия, сеть интернет, предложенные мной книги и справочники и личные наблюдения учеников.  Таким образом, задача каждого члена команды состояла в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Ученик с ОВЗ, осознавая свою ответственность, наравне с остальными старался не подвести группу. Успешно справившись с заданием, он понял, что он нужный винтик в классном механизме.

Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:

а) Команды/ группы получают одну награду  на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную “планку” и им дается разное время для ее достижения.

б) “Индивидуальная” (персональная) ответственность каждого означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех учащихся команды следить за успехами друг друга и всей команды, приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме.

в) Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Это позволяет каждому ребенку почувствовать себя важным и необходимым звеном в команде, а это особенно важно ребенку с ОВЗ.  

2. Другой вариант организации обучения в сотрудничестве это «Головоломка». (слайд 13)

Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Например при помощи иллюстраций  составить порядок  сельскохозяйственных работ в поле. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом.( какая техника помогает в уборке, способы сохранения урожая и прочее) Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

3. Еще один вариант обучения в сотрудничестве – учимся вместе.(слайд 14)

Класс разбивается на группы. Группа делится на разнородные (по уровню обученности подгруппы в 3 – 5 человек). Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает вся группа. По такому принципу я  построила работу по изучению  синонимов, антонимов и омонимов. Каждая подгруппа получала свое задание: составление определения понятия, работа со словарем, составление предложений и т.п. В результате совместной работы отдельных подгрупп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают   здесь все. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-либо познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую (осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения). Именно такое положение в команде позволяет ученику с ОВЗ чувствовать себе более уверенно, не боясь ошибиться, зная, что к нему придут на помощь одноклассники. И то, и другое одинаково значимы. Работа строится под девизом (нажать на слайд) “Чем больше узнаю, тем больше сумею”.

Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? (Слайд 15) И с чего начинать обучение в сотрудничестве?

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность, в независимости от состояния здоровья, для обучения культуре общения, я стараюсь приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников: ( слайд 16)

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

Это лишь некоторые элементы, используемые мною в работе. В распоряжении учителя большой спектр форм, методов и педагогических приёмов.

Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях. Формирует позитивное отношение к изучаемому предмету. Чем совершеннее методика преподавания, тем больше и активнее проявляется интерес к предмету у любого ученика, вне зависимости от здоровья .(слайд 17)

Все это ведет к прочному осознаю, того что в классе не должно быть деления на здоровых и детей с ограниченными возможностями. Что ребенок, имеющий ограниченные возможности имеет уникальные способности, которые раскрываются день ото дня давая возможность понять, что каждый ребенок уникален.

Наша вера определяет наши действия Наши действия определяют наши результаты, но сперва мы должны поверить, что у нас все получится.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)

Для реализации деятельностного подхода  в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале  описана и схематически показана пошаговая работа в...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. ЦукерманЗадача школы сегодня – формировать целостную систему универсальных ...

"Технология сотрудничества на уроках в начальной школе. Методы и приемы"

В статье автор знакомит с методом TASK и приемами рефлексии, применяемыми в групповой работе на уроках в начальной школе....

Особенности организации урока в начальной школе в условиях инклюзивного образования.

Грамотная организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для любого учителя, даже опытного. К тому же количест...

«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...