Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова
статья по теме

Нагорная Елена Алексеевна

     Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать как устные творческие задания, так и письменные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова

Нагорная Е.А.

Учитель начальных классов МБОУ прогимназии № 51 г. Белгорода

Муниципальная экспериментальная площадка «Управление развитием коммуникативной компетенции младших школьников»

     В последнее время в России перед школьным образованием ставятся все новые задачи. Все это происходит в результате изменения представления о целях образованиия и путях их реализации. На решение этих задач и направлены ФГОС  нового поколения.

     В настоящее время в начальной школе образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей ребенка, а так же на формирование у учащихся способности к саморазвитию и самообразованию. Развитие личности ребенка происходит через формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных). Именно в системе Л.В.Занкова в процессе обучения одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. От современного учителя процесс формирования УУД  требует кардинальной перестройки всей системы обучения. Учитель должен в совершенстве владеть активными методами и приемами обучения, владеть проблемным методом обучения и осуществлять деятельностный подход.

     Современные дети к моменту поступления в школу, обладают целым рядом коммуникативных и речевых умений, а именно:

-  умение слушать, в той или иной степени, собеседника;

-  умение общаться со взрослыми и сверстниками и в общении ориентироваться на партнера;

- умение сотрудничать и положительно к этому относиться;

-  владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

     Но как правило на практике первоклассники не всегда уверенно владеют этими компетенциями.

     Программа начального общего образования системы Л.В.Занкова предусматривает следующие результаты по освоению коммуникативных УУД:

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей;
  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог;
  3. Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  4. Готовность признавать возможность различных точек зрения и право каждого иметь свое мнение;
  5. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова.

     Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать как устные творческие задания, так и письменные:

Устные творческие задания:

- коллективный рассказ по сюжетным картинкам;

- перескажи историю от лица разных героев  сказки/рассказа;

- придумай историю к заданному началу (середине, концу);

- драматизация диалога (с разными эмоциями – удивление, страх, негодование и т.д.);

- придумай сказку с определенными персонажами;

- придумай продолжение текста, где все слова на одну букву «Тавтограммы»;

- сочини синквейн (прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему) и т.д.

Письменные творческие задания:

- подбери рифму, сочини загадку;

- напиши объявление от лица литературного героя;

- напиши письмо другу, учителю и т.д.;

- придумай текст приглашения на свой день рождения;

- отредактируй текс;

 - придумай рекламу чему-либо.

     Также для формирования коммуникативных УУД целесообразно вместе с детьми писать творческие сочинения, коллективно их обсуждать. Все это способствует формированию таких важнейших качеств личности, как сопереживание, умение оценивать работу другого ученика и свою. При обсуждении сочинений учащиеся учатся проявлять определенный такт, доброту и внимание.

     Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров можно использовать работу в парах, группах по четыре, соревнование по рядам. При планировании такой работы возможно назначение старшего группы или пары, как сильного ученика, так и слабого. Это дает возможность развиваться и слабым ученикам.

     Такой вид взаимодействия считается одним из самых продуктивных режимов работы, так как позволяет:

- обеспечить каждому ученику возможность утвердиться в своих силах;

- дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается тревожность;

- каждому ученику научиться контролировать себя и адекватно оценивать себя и своих товарищей;

- учителю применять дополнительные мотивационные средства, чтобы вовлечь детей в тот или иной вид деятельности.

     Подготовку к групповой работе необходимо начинать с первых дней учебы детей в школе. Надо, чтобы ребенок стал равноправным участником познавательного процесса. Работа в парах является переходным этапом к проведению групповой работы.  Этот вид работы ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности. Развивает умение слушать и слышать. В результате такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей работы. Этому способствует постановка вопросов:

- Все ли согласны с мнением?

- Внимательно ли вы слушали товарища?

- Верно ли сделан выбор?

- Что получилось, что не получилось? Почему?

- Выскажи свое мнение.

Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

     В процессе работы по формированию коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения:

- Дай знать, если хочешь высказаться.

- Говори полными, законченными предложениями.

- Говори отчетливо и громко.

- Аргументируй кратко и точно.

- Оставайся при «теме» (т.е. учитывай вопрос).

- Обосновывай мнение и утверждай.

- Внимательно слушай, когда говорит другой.

- Любое  мнение обсуждается, но не осуждается.

     Таким образом, работа в паре(четверке) позволяет быстро закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить у учеников возможные проблемы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Для ученика – это возможность оценить собственные успехи и проверить умение обучать других. У детей постепенно формируются нормы культуры общения, что позволит им в дальнейшем строить отношения с другими людьми. Работа в группе сплочает детей, учит чувству коллективизма ответственности, толерантности к другим.

     Огромное значение для развития коммуникативной компетенции имеет и учебно-методический комплек. В системе Л.В.Занкова работа по развитию речи четко выстроена во всех учебниках и включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное  обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи.

              Например в учебниках по русскому языку можно увидеть  специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения.

     Очень широко в учебниках представлены задания для выполнения в парах и группах, используются различные игровые ситуации, в которых дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность высказывать свою точку зрения.

     Участие детей в такого рода играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Заключение

         Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

         Каждый выпускник начальной школы должен уметь  свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходимо уделять внимание на каждом уроке.

             Коммуникативные действия считаются сформированными, если:

  1. ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими;
  2. знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
  3. умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
  4. умеет решать конфликтные ситуации;
  5. умеет работать в группе.

         Итак, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Литература:

  1.  [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от  действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2010.
  2. Ванцян А.Г.. Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. реализация нового образовательного стандарта: Потенциал системы Л.В. Занкова. Самара: издательский дом «Федоров», 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011.
  4. Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова ФГОСНОО. Издательский дом «Федоров», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида

Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".

В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов  по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»

В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....

Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова

   Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то...

Формирование коммуникативных УУД через организацию учебной деятельности на уроках математики

В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развитьс...