Главные вкладки

    Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.
    статья на тему

    Кучина Ирина Васильевна

    Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_2007.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                ГБОУ №628 «Александринская гимназия»

    Тема: Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

                            Классный  руководитель: Кучина И.В.

                               Санкт-Петербург  

                                     2010

                                          План:

    1.Введение.

    2.Понятие «проектная деятельность»

    3.Проектная деятельность на разных ступенях образования.

    4.Обеспечение осуществления учебного проекта.

    5.Элементы и этапы проектной деятельности.

    6.Оценивание успешности и роль классного руководителя  в проектной деятельности учащихся.


    Проектная  деятельность.

               1.Глобальные  изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной  и других сферах современного общества  требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования и воспитания, пересмотра прежних ценностных приоритетов , целевых установок и педагогических средств.

    Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у детей универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

    Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений, методов и технологий на основе проектной деятельности учащихся.

          2.    Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

    Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выбранных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепций, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов.

    Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутые результаты. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися  в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для детей.

    Проект с точки зрения учителя – это интегрированное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развивать специфические умения и навыки проектирования у детей, а именно:

    1. проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению проблем, постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
    2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
    3. самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
    4. представлению результатов своей деятельности и хода работы;
    5. презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и другое);
    6. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
    7. практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
    8. выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
    9. помогает воспитать и формировать некоторые личностные качества, которые развиваются только в деятельности и не могут быть усвоены вербально.Это в первую очередь относиться к групповым проектам, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется  совместный продукт. К таким качествам можно отнести: умение работать в коллективе, брать ответственность за  выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результат деятельности. Через проект воспитываются: коллективизм, уважение к мнению и делу других, добросовестность, ответственность, креативность, формируется социальный опыт.

    Таким образом, проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

       3.Овладение самостоятельной проектной деятельностью должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

    При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старшеклассников, родителей и педагогов).

    Для обучающихся в основной школе.

    В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы работы.

    Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

    Презентацию результатов проектирования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции.

    Для учащихся старшей школы.

    Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности (самостоятельное практическое владение технологией проектирования) должно достигаться к концу 10-го класса. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого ученика и должны находиться в области его самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини-групповые формы работы. Выполнение проектов в 11-м классе может быть как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена.

       4.  Обеспечение осуществления учебного проекта.

    Для того, чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности, детям необходимо проводить подготовительную работу.

    Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, чтобы избежать перегрузки. Ребенок должен обладать стартовыми ЗУН в содержательной области проекта.

    Ему понадобятся специфические умения и навыки для самостоятельной работы.

    Новые знания для учащихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме.

    Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Это: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение.

    Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей – интерес к работе и посильность во многом определяют успех, кроме того, необходимо обеспечивать заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

       5.Основные этапы проектной деятельности:

    1. Целеполагание (формулирование задач, цели, определение путей деятельности);
    2. Разработка проекта, планирование деятельности, основные шаги по достижению намеченной цели: сбор и отработка материала и его структурирование.
    3. Выполнение проекта, его оформление и защита.
    4. Подведение итогов выполнения проекта.

          6.Оценивание успешности обучающегося выполнения проекта руководство проектом.

    При оценке успешности в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для ученика является общественное признание состоятельности (успешности и результативности). Положительные оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.  Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у детей. Можно оценивать:

     - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

     - степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роди

     - практическое использование предметных и общешкольных ЗУН

     - количество новой информации использованной для выполнения проекта

     - степень осмысления использованной информации

     - уровень сложности и степень владения использованными методиками

     - оригинальность идеи, способы решения проблемы

     - осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта, уровень организации проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета,  обеспечения объектами наглядности, владение рефлексией.

    - творческий подход в подготовке объектов наглядности, презентации

     - социальное и прикладное значение полученных результатов.

    В проектной деятельности учащихся необходимо помнить, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности владеющей проектной технологией  на уровне компетентности.

    Руководство проектами осуществляется классными руководителями .Им необходимо создать условия для включения всех учениц в деятельность. Успех во многом зависит от чёткой организации работы. Под руководством педагога  составляется план выполнения работы, определяются временные рамки, объём работы, этапы её выполнения, творческие группы.

    Своим опытом поделиться Вершинина Г. Л.


    Литература:

    1. Дереклеева Н.И.  Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. – М.: Вербум – М , 2000 г.
    2. Рожков М.И. , Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ГИЦ Владас, 2001 г.
    3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
    4. Исследовательская работа школьников/ составитель Криволап Н.С.  – Минск: Красико-Принт, 2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

    На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

    Развитие интереса младших школьников через организацию проектной деятельности

    В статье описаны принципы организации проектной деятельности в начальной школе, приведены примеры проектов из опыта работы учителей начальной школы....

    Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности

    Вэтой работе рассказано о проектной деятельности в начальых классах и в ГПД. Все воспитанники и учащиеся начальной школы участвовали в утреннике, посвящённом Дню птиц. До праздника воспитанники ...

    Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

     Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

    Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

    Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

    Повышение учебной мотивации через организацию проектной деятельности учащихся.

    Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...

    Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

    quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...