Формирование рефлексивных умений у младших школьников
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Формирование рефлексивных умений у младших школьников (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Формирование рефлексивных умений у младших школьников                                                                                                                                                                                                                                                                           

                     (из опыта работы)

           

               Важнейшая человеческая способность к самосовершенствованию начинается с самопознания, которое является проявлением внутри лич- ностного интеллекта. Процесс развития внутриличностного интеллекта подразумевает развитие рефлексии. Рефлексия (от латинского слова reflexio обращение назад, отражение) – это отражение человеком самого себя, самоотражение, это переосмысление человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания.

         Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Его суть состоит в том, чтобы научить детей учиться через усвоение универсальных учебный действий, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.

         Достижения планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.

         Для создания условий рефлексивного развития школьников учителю необходимо помнить:

- рефлексия индивидуальна, диологична,  деятельностна и разномасштабна.

         В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

- адекватно воспринимать себя;

- ставить цель деятельности;

- определять результаты деятельности;

- соотносить результаты с целью деятельности;

- определять наличие ошибок в собственном поведении;

- описывать прожитую ситуацию.

          Для формирования рефлексивных умений важно организовывать парную или групповую работу. В процессе учебного диалога у учащихся появляется возможность встать на место другого, адекватно воспринимать себя и принять ответственность. Диалог становится условием развития рефлексивных умений.

          Иногда во время парной работы или работы в группе могут возникнуть конфликтные ситуации или наоборот, сильные положительные эмоции, что может помешать учебному процессу. Наличие принятых социальных норм позволяет педагогу не выступать на уроке в роли «держателя границ и порицателя поведения». Полезно использовать этот приём, который так и называется «Нормы социальной жизни».

           Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они могут быть оформлены и вывешены на стенде в классе.

Например:  

  1. Говори, не мешая другим (в паре шёпотом, в группе-вполголоса).
  2. Общайся по делу.
  3. Слушай, не перебивая другого человека.
  4. Принимай и уважай мнение других членов группы.
  5. Корректно исправляй ошибки.

         На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащихся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить незаконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т.д.

Например:

  1. Восстанови и перечисли, что ты сделал за урок.
  2. Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше.
  3. Определи свою деятельность по шкале успеха.

 Шкала успеха:

  1. Я мог бы работать лучше.
  2. Сегодня я понял чего мне не хватает для успешной работы.
  3. Сегодня я работал в полную силу. У меня всё получилось.
  4. Я сегодня плохо работал.

Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.

       Можно использовать для самоанализа приём «Незаконченные предложения»:

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…  
  2. Наиболее трудным мне показалось…  
  3. Самым интересным было…
  4. Я бы хотел попросить своего учителя…

       Такие задания позволяют фиксировать свои знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути достижения результата.

        Таким образом, формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы может задаваться с помощью различных методических и дидактических средств, через последовательность выполняемых действий. Это очень необходимый и важный этап в структуре деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Формирование лексических умений у младших школьников на уроках родного языка

Краткие результаты исследования, целью которого выступила разработка и обоснование комплекса упражнений, способствующих эффективному формированию лексических умений у младших школьников в процесс...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников

Кроме теоретических данных представлены характеристика коммуникативных умений и этапы их формирования у младших школьников, критерии коммуникативной грамотности....

Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе предпрофильной подготовки.

          Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования учащихся 3-й ступени для формирования у обучающихся готовности...

Условия формирования исследовательских умений у младших школьников

В работе раскрыты условия, которые необходимо соблюдать педагогу при формировании исследовательских умений у младших школьников...