Условия формирования исследовательских умений у младших школьников
статья на тему

Ананьева Елена Сергеевна

В работе раскрыты условия, которые необходимо соблюдать педагогу при формировании исследовательских умений у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._publikatsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования исследовательских умений у младших школьников

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. 

Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящаяся учащихся в позицию «исследователя»,  занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Эти условия разработаны старшим преподавателем Томского Государственного педагогического университета Н. А. Семеновой [Семенова 2007].

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе непрерывно как  в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не так» - блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учёт возрастных особенностей.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Преподавателями Томского государственного педагогического университета разработана и реализуется технология развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающая соблюдение данных организационно-педагогических условий. В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов.

Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме. Другая форма организации  - консультирование учащихся.

Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

  • Возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
  • Возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
  • Возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессом познания в целом.

Было выделено пять блоков умений, необходимых при организации исследования:

  • Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);
  • Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации);
  • Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст,  понятия, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы);
  • Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу).
  •  Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

В первом классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводится, но на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

Во втором классе занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Работа осуществляется по нескольким направлениям:

  • Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности (исследование, информация, знание и др.)
  • Осуществление коллективных исследований по определённому плану, по различным темам.

Учитель организует совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности  и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

В третьем классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности (один раз в неделю) проводятся коллективные исследования на заданную тему, на уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

У третьеклассников активность выше, больше интересных неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Учащимися осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).

Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, составить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.

В четвёртом классе учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.

Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft Word, Microsoft Excel.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

  1. загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий на развитие творческих способностей;
  2. игр-исследований, фантастических исследований;
  3. ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером и т. д.).

Список литературы

  1. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18.
  2. Семенова  Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах.-Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.
  3. Семенова  Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе предпрофильной подготовки.

          Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования учащихся 3-й ступени для формирования у обучающихся готовности...

Формирование исследовательских умений у младших школьников

    В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образо...

Педагогический проект: "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность....

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

в статье анализируются педагогические условия для формирования исследовательских умений младших школьников. Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, педагогические усл...