ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
статья

в статье анализируются педагогические условия для формирования исследовательских умений младших школьников. Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, педагогические условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Аннотация: в статье анализируются педагогические условия для формирования исследовательских умений младших школьников. Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, педагогические условия.

Младший школьный возраст является для ребенка является важным этапом в жизни, во многом определяет его дальнейшее развитие. Этот период наиболее благоприятен для формирования исследовательских умений у младших школьников. Цель этой статьи - рассмотреть вопрос создания педагогических условий для формирования исследовательских способностей на занятиях в группе продленного дня. Единого мнения среди исследователей на сущность понятия «педагогические условия» нет. Исследованием данного понятия занимались И.В. Андреев, С.А. Дынина, Б.В. Куприянов, Н.М.Яковлев и др. В определении сущности понятия «педагогические условия» ученые придерживаются трех позиций: 1) педагогические условия ─ совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материальной и пространственной среды; 2) педагогические условия выступают одним из связующих компонентов конструирования педагогической системы; 3) педагогические условия ─ целенаправленная работа по совершенствованию образовательного процесса и обеспечению достоверности итогов исследовательской деятельности. Формирование исследовательских умений у младших школьников возможно как на учебных занятиях, так и на занятиях в группе продленного дня. Работа в данном направлении в группе продленного дня имеет ряд преимуществ перед работой на учебных занятиях: — непринужденная обстановка и положительный настрой стимулируют развитие ребенка; — отсутствие характерной для учебных занятий системы отметок позволяют ребятам не бояться сделать неверный вывод; — воспитанники имеют возможность выбора деятельности, продолжительности занятий одним делом, формы выражения своего исследования; — благоприятная творческая атмосфера способствует свободному проявлению творческого мышления, эмоционально-положительный тон общения создает условия для улучшения психологического микроклимата; — у воспитателя есть возможность оказания корректной педагогической помощи при затруднениях, возникающих в процессе исследовательской деятельности. Помимо этого, воспитатель может использовать для формирования исследовательских умений свободное время в режиме группы продленного дня как в помещении, так и на прогулке, привлекать педагогов дополнительного образования, сотрудников библиотек, музеев, организовывать встречи с интересными людьми, привлекать к совместной исследовательской деятельности законных представителей ребенка. Формирование исследовательских умений младших школьников не может случится «вдруг», оно должно проходить поэтапно, с постепенным ежегодным усложнением вида деятельности и выполняемых операций, увеличением доли самостоятельности в проведении исследовательской работы. Формирование исследовательских умений основывается на индивидуальном опыте учащихся, характеризуется гибкостью и дифференцированностью. Исследовательские умения младших школьников, по теории А.П. Гладковой, необходимо формировать, опираясь на решение конкретных задач с первого по четвертый класс [1, с. 91]. Однако, без соблюдения ряда педагогических условий эффективное формирование исследовательских умений невозможно. Сопоставление исследований по данному вопросу А.П. Гладковой, А.И. Савенкова, Н.Н. 52 Сандаловой, Н.А. Семеновой [1, 2, 3, 4], позволяет выделить следующие педагогические условия, способствующие успешному формированию исследовательских умений у младших школьников: 1) учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы продленного дня; 2) наличие мотивации у воспитанников группы продленного дня к исследовательской деятельности; 3) личность педагога, создаваемая им творческая образовательная среда и психологическая атмосфера; 4) целенаправленность и систематичность в организации исследовательской деятельности в группе продленного дня. Важным условием для формирования исследовательских умений воспитанников группы продленного дня является владение и использование педагогом информационных и коммуникационных технологий. Использование информационных технологий на занятиях в группе продленного дня создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и воспитанников. Нестандартные творческие задания позволяют воспитанникам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку. Такие задания целесообразно включать в воспитательные процесс регулярно. С точки зрения Н.А. Семеновой, важным педагогическим условием, способствующим формированию исследовательских умений младших школьников, является и проблемноисследовательский характер обучения [4, с.21]. Н.Н. Сандалова относит к педагогическим условиям организацию самостоятельных действий учащихся с опорой на эвристические методы познания и учетом организационных, поисковых, информационных, оценочных и презентационных компонентов. Включение младших школьников в исследовательскую деятельность происходит через создание исследовательской ситуации и решения учебно-исследовательских задач и заданий. На этом основании еще одним педагогическим условием является освоение предметного содержания при помощи организации самостоятельных действий воспитанников группы продленного дня с опорой на эвристические методы познания. Таким образом, обеспечить эффективное формирование исследовательских умений без соблюдения ряда педагогических условий невозможно. Педагогические условия ─ совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материальной и пространственной среды, выступающие одним из связующих компонентов конструирования педагогической системы и целенаправленная работа по совершенствованию образовательного процесса и обеспечению достоверности итогов исследовательской деятельности. К таким педагогическим условиям относятся: учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы продленного дня, наличие мотивации к исследовательской деятельности, личность педагога, создаваемая им творческая образовательная среда и психологическая атмосфера, целенаправленность и систематичность в организации исследовательской деятельности в группе продленного дня.

Список литературы

1. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / Историческая и социально-образовательная мысль // 2012. № 4 (14). С. 91-94.

 2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст: учебное пособие] / А.И. Савенков М.: «Ось – 89» // 2006. 480 с.

 3. Сандалова Н.Н. Исследовательская деятельность в начальном общем образовании: учебнометодическое пособие [Текст]/ сост. Н.Н. Сандалова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. 56 с.

 4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] /Н.А. Семенов / Начальная школа. 2006. №2. с. 21-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе предпрофильной подготовки.

          Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования учащихся 3-й ступени для формирования у обучающихся готовности...

Условия формирования исследовательских умений у младших школьников

В работе раскрыты условия, которые необходимо соблюдать педагогу при формировании исследовательских умений у младших школьников...

Педагогический проект: "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность....

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

    Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельно...

Педагогический проект: Формирование исследовательских умений у младших школьников

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждае...