Педагогический проект на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников"
проект по теме

Содержание:

 

1.                  Введение.

2.                  Теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении.

3.                  Этапы реализации проекта.

4.                  Критерии ожидаемого результата.

5.                  Заключение.

6.                  Список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Введение.
  2. Теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении.
  3. Этапы реализации проекта.
  4. Критерии ожидаемого результата.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

Введение

       В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

       В сегодняшнем обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Учитель становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

        Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

      Всё это и обусловило актуальность темы исследования.

      Актуальность представленного проекта связана с тем, что:

      Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Как показывают результаты диагностики, ученики начальной школы в основном учатся не для себя. Они учатся за оценку, за похвалу, иногда за то, чтобы родители не ругали. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Исследовательская деятельность является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании которое по душе. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выдвигать гипотезу, обладать способностью, планировать работу и прогнозировать результаты.

Противоречия, которые возможно разрешить с помощью применения исследовательской деятельности учащихся:

  • Между традиционными методами преподавания и активными средствами

и приемами работы, стимулирующей познавательный интерес школьников;

  • Между необходимостью приобретать знания и несформированностью

навыков самостоятельной работы;

        Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

        Цель проекта: определить условия формирования исследовательских умений.

        Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности.

        В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  •  изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;
  • осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по

         формированию исследовательских умений;

  • обучить младших школьников проведению учебных

            исследований;

  • развивать творческую исследовательскую активность детей.

       Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.

Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у младших школьников.

        Критерии ожидаемого результата

Результативность применения исследовательской технологии можно оценить с помощью следующих критериев:

  • наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
  • наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Я испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание»);
  • переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»);
  • осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны»);
  • овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Проект рассчитан на 4 года.


Теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении.

      Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

1.Целенаправленность и систематичность. 

2. Мотивированность. 
3. Учёт возрастных особенностей. 

4. Психологический комфорт. 

5. Личность учителя. 

6. Творческая среда. 

Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов: 
- возможности освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
- возможности развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
- возможности применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

      При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений: 

1. Умение организовать свою работу

2. Умения и знания исследовательского характера

3. Умение работать с источниками информации
4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).

       В процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

       Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  

Формы работы:

  •  индивидуальный подход на уроках, использование в практике

элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  •  дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  •  участие в школьных и районных олимпиадах;
  •  проектная деятельность учащихся;
  •  посещение внеклассных мероприятий;
  •  конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;


Этапы реализации проекта

  1. Диагностический (сентябрь – октябрь 2010 года)

Оценка уровня исследовательских возможностей.

  1. Подготовительный (ноябрь - декабрь 2010 года).

      На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований.

        Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

       При этом дети осознают, что в школу идут для того, чтобы получать знания. Большая часть класса 40 % проводит своё свободное время за компьютером, 28 % у телевизора. Редко посещают библиотеку 45 % учащихся, 17 % учащихся не посещают её вовсе. Препятствий для учёбы у ребят нет, 10 % учащихся признались в собственной лени. Не все дети любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника (например: подбери загадки, приметы о зиме, подбери и выучи на заданную букву скороговорку и т.п.), потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию.

Проанализировав результаты данной работы,  можно сделать вывод, что у многих детей не сформированы исследовательские умения.

3.Основной (январь 2011 года – март 2014 года).

      На этом этапе осуществляется внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в течение 4-х лет.

1 КЛАСС

      В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

       Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который  включаю  творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

      Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы  и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

      Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику я предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка». 

      Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?» (работа учащихся: «Цветок для моей мамы»). Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей провести исследования по посадке и выращиванию комнатных цветов.

       В своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: сочинить загадку о насекомых. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

      В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достигаю этого проблемным, эвристическим или частично - поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д.

2 КЛАСС

      Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

      Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается.    Для этого выполняются следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.);

- собери картинный словарь о зверях;

- создай книжку о защите растений.

      Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.

       На уроках предлагаются следующие задания:

- угадай, о чем спросили (Игра «Вопрос – ответ»);

- вопросы домашних животных.

       Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.

       На уроках с детьми  учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем селе не будет ни одной собаки? ».

      Знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Осуществляются коллективные исследования по плану, помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. 

      Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

 3 КЛАСС

      В третьем классе работа - исследование более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

     Учащиеся продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях - индивидуально, с помощью родителей (оформление альбома «Устное народное творчество»).              

       Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. 

      Продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации.

4 КЛАСС

      В четвёртом классе планирую продолжить работу в данном направлении.

Полезно вводить во всех классах игровые моменты, решение нестандартных задач, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал.
     В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования.     Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:

  • Что тебе интересно больше всего?
  • Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
  • Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
  • По каким предметам у тебя хорошие оценки?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем и кем ты мог бы гордиться?

Чтобы провести исследование  следует применять следующую

последовательность:

1.Актуализация проблемы.

 (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы исследования.

 (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования.

(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

     Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую - в этом случае помогает методика «мозгового штурма».

4. Выработка гипотезы.

 (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

     Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

 (Выбрать методы исследования).

Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

Подумать самостоятельно;

Посмотреть книги о том, что исследуешь;

Спросить у других людей;

Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать;

Провести эксперимент. Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы;

6. Определить последовательность проведения исследования;

7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

    Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

   Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы,

явления и события.

  1. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  2. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  3. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  4. Сделать выводы и умозаключения.
  5. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  6. Подготовить текст сообщения.
  7. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  8. Приготовиться к ответам на вопросы.
  9. Возможные результаты исследовательской деятельности- представление газеты, альбома,  гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

10. Защита.  (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). “От чего зависит успех”

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.

 «Дорогой друг!

Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!»

Памятка юному исследователю.

Моё исследование:        

  1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? 
  2. Введение.  Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?
  3. Что я узнал из литературы?
  4. Цель. Что я хочу исследовать?
  5. «Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение  …».
  6. (Задачи).Для чего я хочу провести исследование?
  7. «Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»;

«Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»

  1. «Задачи:
  2. изучить литературу …  
  3. выявить …
  4. установить …
  5. выяснить…
  6. рассмотреть …
  7. определить …
  8. Дата и место проведения моего исследования.
  9. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
  10. Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения,

учёт.

  1. Описание работы. Мои результаты исследования.
  2. Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
  3. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных

данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

  1. «Прочитав книги, мы многое узнали  …
  2. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: …
  3. Наши результаты исследования и сведения   совпадают. Наше

предположение подтверждается.

  1. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось

выполнить?

  1. Кого я хочу поблагодарить?
  2. Использованная литература.
  3. Приложения

4.Заключительный (апрель - май 2014 года).

      На этом этапе планируется обобщить результаты, сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

      Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.  Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

     Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал  вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

       Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

      Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.


Заключение

      Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.

      В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки».

     Если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

     Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги наблюдений на данном этапе.

1.Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы:

отметили:

- заинтересованность такой организацией обучения – 100%

- работа над исследованием помогает лучше учиться – 72%

- учит дружить и помогать друг другу – 83 %

- позволяет показать, что ты умеешь делать – 65%

- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 55%

- проверить свои силы – 36%

- подружиться с ребятами из других классов – 33%.

2. В ходе систематического проведения интегрированных уроков, организации индивидуальных и групповых исследований повысились:

а) уровень качества знаний учащихся;

б) уровень сформированности мыслительной деятельности.

                                 1 класс        2 класс       3 класс        

Брать готовые знания                70 %                 50%               35%        

Открывать знания самому        30%                 50%              65%        

в) стали ярче проявляться познавательные интересы детей,  их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках:

  • ребята участвуют и занимают призовые места в конкурсах различных уровней;
  • Тяпочкин Алексей награжден грамотой за участие в школьном фотоконкурсе «Природа и мы»;
  • класс награждён за участие в школьном конкурсе художественной самодеятельности.

Литература

1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2009 г. - №2

2. Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. //

Начальное образование . 2010 г -№ 6

4. Леонтович  А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2009 г - № 1

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Издательский дом «Фёдоров»,  2010 г.

6. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.

7. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе.       М.: Просвещение, 2009 г.

8. Интернет – ресурсы

«Учительская газета»     http://www.ug.ru

Газета Первое сентября    http://www.ps.1september.ru

Газета Начальная школа    http://www.nsc. 1september ru

        



Предварительный просмотр:

Памятка для юного исследователя

Дорогой друг!

Для того, чтобы начать собственный  исследовательский поиск, тебе необходимо собрать и обобщить  всю  необходимую информацию, используя возможности всех доступных источников. Эти карточки - подсказки помогут тебе составить план твоего исследования.

Подумай самостоятельно.

С этого лучше всего начинать любую исследователь­скую работу.

Можно задать себе вопросы:

  • Что я знаю по теме исследования?
  • Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
  • Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

Запиши все свои суждения

Спроси у другого человека.

Побеседуй с разными людьми, которые связаны с предметом твоего исследования.

Запиши информацию, полученную от других людей.

         Прочитай книги.

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно

прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.

         Посмотри по телевизору.

Познакомься с кино- и телефильмами по этой проблеме. Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий   клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исслeдовaния.

Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.

Поищи в Интернете.

Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.

Запиши все, что тебе помог узнать компьютер.

            Понаблюдай.

Для наблюдений - человек создал множество приспособлений: лупы,

бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.

Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

        Проведи эксперимент.

Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.

Запиши план проведения своего эксперимента. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты

Желаю интересных открытий!



Предварительный просмотр:

Памятка юному исследователю

        Эти материалы помогут тебе в проведении собственных исследований. Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.

         Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно выполняя предложенные задания, можно освоить первые доступные приемы.

       

Как выбрать тему исследования.

         Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Если не сможешь сразу понять о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?'

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (матема­тикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в шко­ле?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.

(Тему исследования надо записать)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

• фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

•экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

Цель исследования

Определить цель исследования, значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Запиши цель своего исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи описывают основные шаги.

Запиши задачи собственного исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотеза исследования

Гипотеза - это предположение, догадка еще не до­казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание   предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "возможно".

Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы? Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: "Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?" Поэтому надо определить, какие ин­струменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Предлагаем список доступных методов исследова­ния:

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что исследуешь;

• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

· Что я знаю по теме исследования?

· Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

· Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме

исследования?

Запиши все это здесь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитать книги о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в из­вестных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий   клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исслeдовaния.

Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Ни один ученый не работает без компьютера - вер­ного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.

Запиши все, что тебе помог узнать компьютер

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы; специалисты и неспециалисты.  

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь

Запиши информацию, полученную от других людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений - человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.

Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Провести эксперимент

Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента,

Запиши план проведения своего эксперимента

Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

1) дать определения основным понятиям;

2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

3) выявить и обозначить все замеченные тобой пара­доксы;

4) ранжировать основные идеи;

5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);

6) выработать суждения и умозаключения;

7) сделать выводы

8) указать возможные   пути дальнейшего изучения яв­ления, которое ты исследовал;

9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;

10 ) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации

результатов исследования.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устой­чивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.

Как научиться давать определения понятиям. Су­ществуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов,

Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки. кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это   уголь, нефть. газ и т.п.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и т.д.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и яв­лений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

3 . Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «paradoxos» (неожиданный. странный, невероятный)

4. Ранжировать основные  идеи

Слово "ранжирование' происходит от слова "ранг". В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности; то есть определять, какая идея самая главная; какая занимает по значимости второе место, какая - третье и т.д.

Умение отделять главные идеи, от второстепенных – важнейшая особенность ума.

5. Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании 'материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6. Выработать суждения и сделать умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить - значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось

7. Сделать выводы

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов,

8. Указать возможные пути дальнейшего изуче ния явления, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы ­это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо от­метить,  что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше

9. Подготовить текст доклада

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследова­тельской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом на­правлении.

3апиши текст доклада


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект на тему: Подготовила учитель начальных классов МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа» Лепина Е.Д.

Слайд 2

Актуальность исследования: Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске

Слайд 3

Цель проекта: определить условия формирования исследовательских умений . Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности.

Слайд 4

Задачи проекта: изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений; обучить младших школьников проведению учебных исследований; развивать творческую исследовательскую активность детей.

Слайд 5

Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников

Слайд 6

Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у младших школьников

Слайд 7

Гипотеза исследования: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины

Слайд 8

Условия для развития исследовательских умений учащихся Индивидуальные творческие задания Актуальность темы исследования Групповые творческие задания Доступность Руководство взрослого

Слайд 9

Критерии ожидаемого результата наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации; наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере; переживание учащимися субъективного открытия; осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Слайд 10

Этапы проекта

Слайд 11

I этап. Диагностический (сентябрь – октябрь 2010 год) Оценка уровня исследовательских возможностей

Слайд 12

II этап. Подготовительный (ноябрь - декабрь 2010 года) Задачи: дать позитивный настрой показать перспективу (стимулировать) учащимся правильно преподнести детям цель и задачи исследования Планируемый результат: подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований

Слайд 13

III этап. Основной (январь 2011 – март 2014 года) Задачи: организация работы учащихся овладение общелогическими умениями формулирование проблемы формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности Планируемый результат: внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в течение 4-х лет

Слайд 14

1 класс Учились размышлять, рассказывать, наблюдать. Моя любимая игрушка Зовут моего друга Огонёк. Это лошадка. Он сделана из коричневого меха. Хвост и грива жёлтые и пушистые. Глаза раскосые голубые. Огонёк очень любознателен, любит ребят и был рад с ними подружиться. Я всегда напеваю ей стишок-песенку: Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости!

Слайд 15

Гиацинт Для своего наблюдения я выбрал красивый цветок «ГИАЦИНТ». Потому что из одной луковицы вырастает стебелёк с множеством цветков. Цветок для моей мамы!!! Ученик 1 класса Тяпочкин Алексей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадайте загадки (коллективная работа) . 1.Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка.) 2. На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) 3.Черен,да не ворон, Рогат ,да не бык. Летит – воет, Сядет- землю роет. 4. Осенью в щель заберется. (Жук.) А весной проснется. (Муха.) 5. Сок из цветков она берет И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

Слайд 2

2 класс Умение видеть проблему, давать определения понятиям. Упражнения: составь картинный словарь, сделай книгу о защите растений


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа по окружающему миру

Слайд 2

3 класс (первая четверть) Умение рассуждать, классифицировать. Оформление альбома «Устное народное Творчество»

Слайд 3

Интересные факты о воде Работа по окружающему миру 3 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Да – нет» . Умение задавать вопросы. Вопросы могут содержать ошибочный вариант. - существительные обозначают признак предмета? (нет) - существительные обозначают предмет? (да) - существительные изменяются по родам? (нет) - существительные изменяются по числам? (да) - у существительных 5 падежей? (нет) - у существительных 6 падежей? (да) Например : - надо ли проверять безударную гласную в корне слова? Как? - надо ли проверять гласную под ударением? Почему? - верно ли, что приставки и суффиксы служат для образования новых слов? Вопросы: - эти слова, обозначают предмет? – Нет. - эти слова, обозначают действие предмета? – Да. - эти слова, изменяются по временам? – Да. - они отвечают на вопрос, что будет делать? – Нет. И т. д.

Слайд 2

4 класс Задачи: вводить игровые моменты, решение нестандартных задач, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал. разработать план проведения исследования научиться выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения Возможные результаты исследовательской деятельности - представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

Слайд 3

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.

Слайд 4

IV этап. Заключительный (апрель – май 2014 год) Задачи: обобщить результаты сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы Планируемый результат: овладение учащимися такими качествами как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость

Слайд 5

Большую роль в выполнении всех работ сыграли родители. Помощь родителей была неоценима: информация, советы, проявление заинтересованности, поддержка мотивации. Совместная с родителями работа дала положительный результат для развития внутрисемейных отношений, для воспитания уважения к старшему поколению.

Слайд 6

Использование технологии развития исследовательских умений младших школьников в течении двух лет дало следующие результаты в формировании общеучебных умений и навыков. Интеллектуальные

Слайд 7

Организационные

Слайд 8

Коммуникативные

Слайд 9

Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы:

Слайд 10

В ходе систематического проведения интегрированных уроков, организации индивидуальных и групповых исследований повысились: а) уровень качества знаний учащихся; б) уровень сформированности мыслительной деятельности. 1 класс 2 класс 3 класс Брать готовые знания 70 % 50% 35% Открывать знания самому 30% 50% 65%

Слайд 11

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями всей мысли, а не одной памятью. Л. Толстой

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе "Окружающий мир".

Исследовательская деятельность в начальных классах, этапы, условия, методика развития исследовательских умений....

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Развитие исследовательских умений у младших школьников

Развитие исследовательских умений у младших школьников...

Педагогический проект: "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность....

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

    Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельно...

Педагогический проект: Формирование исследовательских умений у младших школьников

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждае...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

в статье анализируются педагогические условия для формирования исследовательских умений младших школьников. Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, педагогические усл...