Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требований ФГОС второго поколения
материал (1 класс) по теме

Бровар Марина Юрьевна

В 2012 году в целях совершенствования инновационной деятельности в образовательных учреждениях нашей школе присвоен статус эксперементальной площадки. Наше учебное учреждение работает по теме "Инструментально- диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требований ФГОС второго поколения". Работа в рамках онлайн- сервиса на сайте vmestezaruku.ru проводится нашими педагогами в личных кабинетах. Я являюсь методистом-администратором. В своей работе я знакомлю с диагностическими методиками, которые могут проводиться в рамках педагогического мониторинга внеурочной деятельности.  Рассказываю, какие аспекты выявляются по итогам работы за год, как высчитывается процент реализации образовательной программы и степень её реализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Средняя общеобразовательная школа №168 с углублённым изучением предметов художественно- эстетического цикла»

Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требований                ФГОС второго поколения.

Бровар Марина Юрьевна

Учитель начальных классов                                                                               1 категории

Приказом № 403 /ОД Главного Управления  Образования от 01.03.12 г. в целях совершенствования инновационной деятельности в образовательных учреждениях муниципальной системы образования города Новосибирска в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», создания оптимальных условий для функционирования сети городских экспериментальных площадок, нашему образовательному учреждению присвоен статус городской экспериментальной площадки.

Цель эксперимента: Создание и апробация универсальной системы педагогического мониторинга для всех видов и типов  образовательных учреждений.

Задачи:

*Подбор, систематизация и разработка методов комплексного диагностирования и мониторингового контроля основных субъектов внеурочной деятельности: обучающихся, их родителей, педагогов дополнительного образования;

Апробация количественно-качественных показателей динамики развития ключевых  компетенций, представленных в системе УУД;

*Внедрение   требований    ФГОС 2 поколения в систему программно-методического       обеспечения внеурочной деятельности  школьников;

*Апробация средствами ИКТ вариативных форм мониторингового контроля;

*Формирование открытой информационно-аналитической  среды внеурочной деятельности в условиях требований ФГОС 2 поколения;

*Обобщение результатов адаптации системы педагогического мониторинга под разные виды и типы образовательных учреждений;

*Поиск эффективных форм психолого-педагогического сопровождения процесса педагогического мониторинга;

*Предоставление возможности сбора  данных для федерального статистического  наблюдения;

*Создание условий для формирования средствами ИКТ интерактивного профессионального сообщества педагогов дополнительного образования, педагогов, психологов.

Наше Общеобразовательное учреждение работает по теме: Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требований ФГОС второго поколения. В работе  этой площадки  участвуют учителя школы 1 ступени, работающие  по ФГОС 2 поколения(1-2 классы), всего 6 педагогов. Этапы реализации экспериментальной площадки проходят в 4 этапа: 2011-2012уч.г.;2012-2013 уч.г.; 2013-2014уч.г.; 2014-2015уч.г. Безусловно,  на каждом этапе работы эксперимента решаются свои задачи. Так в этом учебном году главная задача- реализация педагогического мониторинга и в соответствии с этим идёт работа педагогов по :1)Разработке 10-бальной шкалы оценивания степени обученности обучающихся по своему  виду деятельности, году обучения(на основе технологии В.П.Симонова);2)Работа в виртуальном личном кабинете в рамках онлай-сервиса vmestezaruku.ru. 

В рамках онлай-сервиса на сайте vmestezaruku.ru.у каждого педагога есть свой личный кабинет, в котором он работает. Для входа на сайт у каждого педагога существует  индивидуальный номер и пароль. Я, как методист и администратор сайта, создаю пять объединений, соответствующих кружкам по внеурочной деятельности: «Умники и умнички», «Я-гражданин России», « Зелёный дом», «Я-исследователь»,      « Наш край». Затем  каждый учитель создаёт списки обучаемых детей по группам.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно выбирает критерии, по которым оно будет составлять таблицу участников педагогического мониторинга. Таблица списка настраивается. По желанию включается или выключается отображение отдельных столбцов.

По системе педагогического мониторинга могут проводиться следующие диагностические методики:  

  1. Обученность по программе
  2. Мотивация выбора объединения
  3. Удовлетворённость качеством образовательных услуг детей и родителей
  4. Групповая сплочённость коллектива
  5. Результативность деятельности объединения
  6. Воспитание качеств личности
  7. Итоговая аттестация выпускников
  8. Процент реализации образовательной программы

Диагностические методики  каждая школа может выбирать сама. Мы выбрали: Обученность по программе; групповая сплочённость коллектива; воспитание качеств личности; процент реализации образовательной программы.

     Технология оценки степени обученности учащихся, на которую мы опираемся, предложена В. П. Симоновым. Качество –это характеристика результата определённой  деятельности. Оценивая результативность образовательного процесса, мы тем самым оцениваем и качество образования, полученное данной личностью в целом.

Применение 10-и балльной шкалы позволяет:

  • Создать положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности
  • Прийти к единому уровню требований при оценке степени обученности

Основные уровни, характеризующие процесс обучения

  • 1 уровень- информационный-формирует знания
  • 2 уровень-репродуктивный-формирует простейшие умения
  • 3 уровень –творческий-формирует сложные умения и навыки

10-и бальная шкала

1балл  - очень слабо

2 балла – слабо

 3 балла –посредственно

Обученность

Информационный уровень

Репродуктивный уровень

Творческий уровень

4 балла – удовлетворительно

5 баллов  - недостаточно хорошо

6 баллов  - хорошо

7 баллов –очень  хорошо

8 баллов – отлично

9 баллов – великолепно

10 баллов- прекрасно

Выставляя баллы на занятиях, по итогам триместров автоматически выполняется обработка данных и мы  получаем срезовые результаты с диаграммами и характеристикой уровня обученности данного объединения.

  В  планах диагностики наших объединений заложена и групповая сплоченность коллектива. 

    Групповая сплоченность-параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченности в единое целое. Определение индекса групповой сплоченности проводится по К. Сишору. Диагностика проводится анонимно.  Дети заполняют анкеты. Подсчитывается сумма баллов. Она обрабатывается в электронном виде и на странице выводятся общие выводы. Мониторинг проводится два раза за учебный год. Таким образом есть возможность посмотреть динамику уровня групповой сплочённости.

Определение индекса групповой сплоченности по К. Сишору:

15,1 баллов и выше – высокая;

11,6 – 15 балла – выше средней;

7 – 11,5 – средняя;

4 – 6,9 – ниже средней;

4 и ниже – низкая

В конце учебного года заложена диагностика по выявлению  уровня результативности деятельности объединения.                                                    

В результативности отмечаются количественные показатели: участие в конкурсах, выставках разного уровня, дипломы, грамоты и т.д.                   Учитываются формы воспитательной работы, используемые в коллективе. Заполняется и таблица «воспитательно-досуговой деятельности».

        Процент реализации образовательной программы и степень ее реализации рассчитывается автоматически, исходя из заложенных в программу формул.

По итогам работы за год выявляются:

Аспект обученности:

  • Сколько групп и какому уровню обучения соответствует.
  • На какие группы следует обратить внимание (какого года обучения)
  • Указать по группам процент реализации образовательной программы.

Делаются  констатирующие выводы:

  • Какой процент обучающихся достигли информационного уровня обучения;
  •  какой процент обучающихся овладел предметными результатами.
  • Какой процент обучающихся овладел  надпредметными результатами.

Делаются и прогностические выводы:

  • Задания какого характера необходимо добавить в программу на следующий год: направленные на формирование предметных знаний, умений, навыков, или задания творческого характера.

            Предполагаемый результат работы объединений:

  • Качественный анализ деятельности педагога за учебный год
  • Повышение уровня пользования ПК
  • Сокращение временных затрат на обработку данных в перспективе

      Диагностика деятельности объединения- обязательная часть образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "

Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения  SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

  Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...