Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников
статья по теме

Горланова Наталья Владимировна

 

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.

Горланова Н.В., учитель начальных классов  I квалификационной категории

 МБОУ СОШ № 148 г.о.Самара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tez.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.

Горланова Н.В., учитель начальных классов  I квалификационной категории

 МБОУ СОШ № 148 г.о.Самара.

        За последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Как сохранить здоровье ребенка? А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы.  Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому педагог ставит перед собой цель и задачи – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

      Существуют оздоровительные программы и системы, уже созданные специалистами, которые вполне доступны широкому кругу педагогов, родителей, просто учителей. Одним из главных  условий к использованию здоровьесберегающих технологий   является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием методик, с применением функциональной музыки, аудиосопровождение уроков, через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно – оздоровительные праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей.

       Наблюдения показывают, что одной из причин  снижения показателей здоровья детей уже с                                                                                                       1 класса являются эмоциональные стрессы, потому что перед  ребенком открываются двери в новый неизвестный мир, и он не может самостоятельно противостоять стрессу. Поэтому на помощь  приходит педагог со своими арт – методами, целью которых является развитие личности через развитие творческих способностей. Было замечено, что вовлечение детей в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребенку предоставляют неограниченную возможность для творческого самовыражения, благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие. Одной из ведущих форм в моей здоровьесберегающей деятельности является  использование  различных средств самовыражения и развития некоторых личностных качеств учащихся,   в процессе которых развиваются важнейшие психологические качества:

  • гармония с собой, искренность, естественность, открытость, доверие к себе, к своим возможностям;
  • принятие другого человека как личности, уважение к нему, вера в успех;
  • понимание, сопереживание, сочувствие.

             В арт -  методах много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно – ориентированная терапия, изотерапия и т.д.              

             Изотерапия. Случается так, что  для некоторых людей единственным способом выразить себя, свои чувства, дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности является рисунок. Рисование предоставляет естественные возможности для развития воображения, гибкости мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, переживаниям, мечтам и желаниям. Занятия рисованием способствуют улучшению координации  движений, формированию чувства внутреннего контроля и порядка. Когда человек получает конечный продукт своей деятельности (рисунок), у него возникает чувство удовлетворения оттого, что проявились скрытые умения, это в свою очередь вызывает ощущение собственной личностной ценности. По рисункам можно судить об уровне  его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

         Оригамная методика. Оригами  - это уникальное занятие для всех и каждого, для трехлетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдет в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. Единственный материал в оригами – это бумага. Оригами неограниченно в своих возможностях. Лист бумаги может изобразить все, что только может возникнуть в воображении ребенка. Оригами  - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. А во время дружной и коллективной работы создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности.

             Телесно – ориентированная  терапия. Её приемы   являются безопасными способами снятия напряжения. Это путь к установлению отношений между детьми, испытывающих трудности  общения, помогающий больше узнать о себе и о других людях. Дети учатся сопереживать, корректно общаться, слушать своих товарищей по группе, бережно относиться к своим сверстникам. Здесь же проводится работа по принятию «отверженного» в коллектив, установлению открытых дружеских отношений между детьми, оказывается коллективная помощь в решении внутренних и внешних конфликтов.   

  Арт -  методы  просты в исполнении, не требуют ни специального помещения, ни каких – либо особых игровых материалов, но это поистине « волшебные» занятия для душевного здоровья  ребенка. Они позволяют уменьшать эмоциональное напряжение и раздражительность, проводить профилактику подобных нарушений и повышать жизненный тонус.

 


Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме «Совместная эффективная деятельность школы с родителями обучающихся в начальной школе»

на курсах повышения квалификации по ВОЧ,

вариативный блок

«Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального общего образования в свете ФГОС»

                                                                                                                                   

                                                                                                        Выполнил учитель начальных классов

                                                                                                        МБОУ  СОШ № 148

                                                                                                        Ленинского района г.о. Самара

                                                                                                        Горланова Н.В.

Самара - 2013

Содержание.

  • Актуальность проблемы  
  • Цель и задачи педагогического проекта
  • Программа реализации проекта

  • Направления
  • Формы
  • Принципы
  • План работы клуба
  • Ожидаемые результаты 
  • Список источников
  • Приложение


 

В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей.

Л.В.Постных

Обоснование актуальности проблемы.

 Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.    Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.  Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.  Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.    Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

 Социальный портрет современной семьи школ  характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- низкий уровень социально-бытовых и экономических условий жизни семьи

- наличие неполных семей из-за увеличения количества разводов - 4-6 на 1000 семейных пар

- недостаток общей культуры и образования родителей (высшее образование имеют 20 % из 452 опрошенных)

- снижение морально-нравственного уровня семейных людей и молодежи.

Данные исследования  свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, как результат – снижение учебно-познавательной мотивации  и успешности школьников.

На сегодняшний день портрет современного родителя кронштадтского ученика  оставляет желать лучшего.

С какими родителями  школе приходится вступать в деловые отношения сегодня?  Какого  родителя педагогический коллектив мечтает  видеть  в школе?





Портрет современного родителя





Портрет идеального родителя

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка)

Уделяющий  время воспитанию и расположенный к общению с ребенком

Пассивный

Активный участник – партнер ребенку  в учебном процессе

Неуверенный в успехе ребенка

Уверенный  в успехе ребенка

Имеющий низкую  общую культуру

Стремящийся повысить свой культурный уровень

Не обладающий педагогическими знаниями

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком

Перекладывающий воспитание на третье лицо

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения

Авторитарный, стремящийся к контролю

Родитель- наставник, советчик, друг

Эгоист

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка

      

Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

В наших  образовательных учреждениях района преобладают учащиеся 2,3,4 типа семей, а также имеют место  учащиеся из неблагополучных семей (5-й тип), поэтому возникает  особая необходимость вести масштабную и постоянную работу с родителями для эффективности образовательного процесса.

        Актуальность данного проекта обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания на государственном уровне, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Но не все родители понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудно идут с ней на контакт. Данное противоречие определило проблему - отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках современного ОУ

Цель: 

    Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала; развитие сотрудничества между родителями и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

Задачи :

Стимулировать родителей и учащихся  к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.

Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.

Использовать  как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.

Формировать позитивное отношение  родителей и учащихся к школе.

Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.

Показатели эффективности (предполагаемый результат):

    Реализация «Модели эффективного взаимодействия «ученик – родитель - учитель» обеспечит

- доброжелательное поведение детей в семье, в школе;

- положительные отзывы о детях других педагогов;

- повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы школы и классного руководителя;

- снижение кризиса семейного воспитания родителей школы;

- активизация педагогического и культурного потенциала родителей в качестве необходимого условия эффективности семейного воспитания;

- заинтересованность и активность родителей в жизнедеятельности школы;

- позитивная динамика личностного развития учащихся;

- единение семьи и школы в воспитании ребенка.

- высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей: правильное понимание целей и задач воспитания в семье, хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии, осознание ответственности перед обществом в воспитании детей, систематические занятия воспитанием, осуществление контроля за поведением детей, создание в семье необходимых условий для успешного воспитания, наличие взаимопонимания между членами семьи, согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы и современного общества.

Сроки реализации.

2013-2014 учебный  год.

Основные направления работы школы с родителями:

государственное общественное управление

информационно- просветительское

образовательное

художественно-эстетическое

хозяйственно-трудовое

профориентационное

спортивно-оздоровительное

Методы изучения семей.

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности уч-ся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Наблюдение.

Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса). 

Индивидуальные беседы.

Тестирование.

Анкетирование.

Диагностика.

Деловые игры.

Формы сотрудничества.

Семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Формы внеклассной работы.

Диагностика интересов учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива: Педагогические дискуссии (аргументация своей позиции):

Лекции

Поиско – аппробационные игры:

 Родительские собрания:

Индивидуальные тематические консультации

Правовой практикум:

КТД – коллективные творческие дела:

Классные часы:

Перспективный план работы на год

1. Тематические консультации для родителей:

  • Трудности адаптации первоклассников в школе. (Сентябрь.)
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь.)

2. Родительские чтения:

  • Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. (Октябрь.)
  • Режим дня в жизни школьника. (Декабрь.)

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

  • Какие вы родители? (Ноябрь.)
  • Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)
  • Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. (Декабрь.)
  • Во что играют наши дети? (Февраль.)

4. Родительские вечера:

  • Праздники нашей семьи. (Январь.)
  • “Можно” и “нельзя” в нашей семье. (Октябрь.)

5. Тренинг:

  • Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)
  • “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.

6. Семейные праздники:

  • Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года). (Сентябрь.)
  • Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи. (Ноябрь.)
  • Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление). (Декабрь.)
  • Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек. (Март.)
  • Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”. (Конец апреля.)

Вопросы успеваемости и индивидуальная работа будут просматриваться при реализации всех этапов проекта.

 

Основной период

Сентябрь

  1. Выстраивание концепции и выделение приоритетных задач воспитания.
  2. Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.
  3. Организация тематической консультации “Трудности адаптации первоклассников в школе”.
  4. Подготовка и проведение инсценированного праздника “Здравствуй, школа!” (с целью раскрытия творческих способностей, эмоционального комфорта семей учащихся, при совместной деятельности).
  1. Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.
  2. Выбор актива класса и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.
  3. Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.
  4. Участие родителей в тематической консультации, с целью просвещения.
  5. Распределение ролей в организации совместного мероприятия.
  6. Подготовка и участие родителей и учащихся в празднике
  7. Заполнение учащимися экрана настроения.

Октябрь

Ноябрь

1. Подготовка и проведение педагогических практикумов и тематических консультаций:

  • Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)
  • “Можно” и “нельзя” в нашей семье. (Октябрь.)
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. (Ноябрь.)
  • Какие вы родители? (Ноябрь.)

(С целью знакомства семей учащихся с психолого-педагогическими аспектами воспитания.)
2. Составление и рассмотрение игровой конкурсной программы – это семья, где друг другу очень рады! (
Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.) (Ноябрь.)
(Целями мероприятия ставлю: укрепления взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.)
3. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы родителей дома, контроль над выполнением домашних заданий.
4. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе.
5. Подготовка оборудования и слайдовых материалов к консультациям, практикумам, празднику.

  1. Участие родителей в педагогических практикумах и тематических консультациях.
  2. Рассмотрение и обсуждение игровой конкурсной программы ко дню семьи, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.
  3. Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.
  4. Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.
  5. Подготовка родителями оборудования.
  6. Подготовка стендовых материалов.
  7. Заполнение учащимися экрана настроения.

Декабрь

  1. Систематизация собранного материала, компьютерная обработка, предварительные итоги проделанной работы, проектирование и корректировка дальнейшей работы.
  2. Корректировка воспитательного взаимодействия родителей и учащимися через проведение педагогического практикума “Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали”, классного часа (в форме диспута) по теме “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
  3. Подготовка и реализация сценария праздника “Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год” (игровое представление) с целью развития творческих способностей учащихся, развития индивидуальных качеств и сплочения участников воспитательного дела.
  4. Подбор художественных номеров, игр, конкурсов, изготовление костюмов и оборудования к празднику.
  1. Предварительная аналитическая деятельность по проведенным делам.
  2. Участие детей и родителей в педагогическом практикуме и классном часе.
  3. Подготовка и проведение конкурсов, игр, художественных номеров, пошив костюмов.
  4. Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.
  5. Заполнение учащимися экрана настроения.

Январь

Февраль

Март

  1. С целью сплочения родительского коллектива и для профилактической просветительской работы проведение родительского вечера “Праздники нашей семьи” (Январь) практикума “Во что играют наши дети”. (Февраль.)
  2. Семейный праздник “Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек” (Март), с целью сплочения коллективов, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.
  3. Подготовка материалов к итоговому тестированию учащихся и родителей, систематизация накопленных материалов проекта.
  1. Подготовка к родительскому вечеру, участие в педагогическом практикуме.
  2. Участие в семейном празднике.
  3. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя.
  4. Изготовление подарков всем участникам праздника.
  5. Подготовка оборудования к мероприятию.
  6. Заполнение учащимися экрана настроения.

Заключительный период

Апрель

  1. Подготовить и провести игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)
  2. Организовать итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”. (Конец апреля.)
  3. Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.
  4. Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.
  1. Участие в повторном анкетировании учащихся и их родителей.
  2. Подготовка домашних заданий:
    1) составление генеалогического древа;
    2) рассказ о семейных традициях и реликвиях;
    3) подбор фотографии для электронного альбома.
  3. Подготовка учащимися художественных номеров, костюмов, оборудования.
  4. Заполнение учащимися экрана настроения.

Май

Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.

Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.
Предварительное планирование совместной работы на будущий год.

 

 

Приложение.

 Анкетирование родителей

В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью. Сделать это можно при помощи анкетирования.

Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкетирование можно провести перед общешкольным родительским собранием или педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи.

 Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Уважаемые родители!

Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.

1. Нравится ли вам наша школа?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

  • Доброжелательные
  • Равнодушные
  • Неприязненные
  • Конфликтные

4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита? __________________________________

6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

  • Регулярно
  • Иногда
  • Нет

Если не посещаете, то почему?__________________________________-_

7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? __________________________________

9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье? ___________________________________

10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? __________________________________

11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? __________________________________

12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? __________________________________

Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учителю.

Следующие анкеты можно предложить родителям с целью выяснения их представлений о школе, о том, какие задачи она должна решать, по их мнению. Анализ этих анкет позволит соотнести цели школы и цели родителей в воспитании детей. Несовпадение или рассогласование целей родителей и школы может быть поводом для обсуждения на совместном заседании родительского комитета и педагогического совета.

 

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"

Уважаемые родители!

На вопросы анкеты следует отвечать Да или Нет.

Удовлетворяет ли вас качество преподавания учебных предметов в школе? Назовите учебные предметы, качество преподавания которых вас не удовлетворяет. _

Чувствуете ли вы, что ваш ребенок любит школу?

Чувствуете ли вы, что ваш ребенок не любит школу?

Устраивают ли вас учителя, работающие с вашим ребенком?

Устраивает ли вас директор школы?

Удовлетворены ли вы работой школьного совета?

Чувствуете ли вы себя желанным гостем в школе?

Удовлетворены ли вы качеством информации об учебных успехах и поведении вашего ребенка?

Дружелюбен ли обслуживающий персонал в школе?

Имеете ли вы право голоса в школе?

Довольны ли вы программой внеурочной деятельности, предложенной школой?

Удовлетворены ли вы количеством и качеством предметов по выбору, предложенных вашему ребенку?

Устраивает ли вас то, как в школе следят за посещаемостью?

Удовлетворены ли вы количеством учащихся в классе?

Удовлетворены ли вы чистотой в школе?

Удовлетворены ли вы работой классного руководителя?

Устраивает ли вас работа библиотеки?

Устраивает ли вас работа школьной столовой?

 

Приведенные ниже анкеты относятся к теме "Общественная оценка и поддержка школы родителями".

Анкета 1

Уважаемые родители!

Оцените, пожалуйста, в какой степени школа воспитывает в вашем ребенке перечисленные ниже качества личности. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически нет.

  • Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
  • Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
  • Ответственность (умение держать слово).
  • Воля (умение не отступать перед трудностями).
  • Хорошие манеры поведения.
  • Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
  • Образованность.
  • Ум (способность здраво и логично мыслить).
  • Высокие жизненные запросы.
  • Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
  • Честность в отношениях с людьми.
  • Доброта в отношениях с людьми.
  • Чуткость в отношениях с людьми.
  • Справедливость в отношениях с людьми.
  • Терпимость к взглядам и мнениям других.

 

Анкета 2

Уважаемые родители!

Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашему мнению. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 4 - совершенно верно; 3 - скорее верно; 2 - едва ли это верно; 1 - совершенно неверно.

  • Школа помогает ребенку:
  • Поверить в свои силы.
  • Учиться решать жизненные проблемы.
  • Учиться преодолевать жизненные трудности.
  • Учиться правильно общаться со сверстниками.
  • Учиться правильно общаться со взрослыми.

 

Анкета 3

Уважаемые родители!

Прочитайте утверждения и оцените степень согласия с ними. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.

  • Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
  • В среде одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
  • Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
  • Мы испытываем взаимопонимание в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
  • Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
  • Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
  • Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
  • В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
  • В школе работают различные кружки и секции, где может заниматься наш ребенок.
  • Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
  • В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
  • Школа способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
  • Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
  • Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

 

Анкета 4

Уважаемые родители!

Выберите ответы, которые соответствуют вашему мнению.

  • Если бы вы были педагогом, завучем или директором школы, что бы вы сделали для того, чтобы дети росли воспитанными и образованными:
  • Повысил бы требования к учению и поведению учащихся.
  • Ввел бы курс этики и эстетики поведения.
  • Организовал бы в школе психологическую службу по оказанию помощи учителям.
  • Принял бы меры строгого взыскания к родителям, не занимающимся воспитанием детей.
  • Поощрял бы хорошо воспитанных детей.
  • Оборудовал бы рекреацию для отдыха детей.
  • Ввел бы урок продолжительностью 45 мин, а не 40, как сейчас.
  • Вместо подготовки ребенка дома к 5-6 предметам на следующий день ввел бы сдвоенные уроки, уменьшив тем самым количество предметов до трех в день.

 

Анкета 5

Уважаемые родители!

Завершился учебный год. Давайте вместе с вами подведем его итоги.

  • Каким он был, успешным или не очень? __________________________
  • Если успешным, то в чем вы видите его успешность для вас и вашего ребенка? __________________________
  • Если не очень успешным, то в чем видятся причины неуспешности для вас и вашего ребенка? __________________________
  • Сплотила ли вас совместная работа по изучению родословной вашей семьи? __________________________
  • Что изменилось в лучшую сторону в жизни вашей семьи? __________________________
  • Какие советы и пожелания вы можете дать классному руководителю для успешной работы на следующий учебный год? __________________________
  • Благодарим за сотрудничество!

 

Следующие анкеты можно предложить родителям с целью выявления их психолого-педагогической компетентности.

Анкета для родителей "Вы и ваши дети"

1. Всегда ли в вашей семье соблюдается единство требований к детям со стороны всех ее членов?

  • Всегда.
  • Иногда не соблюдается.
  • Чаще не соблюдается, чем соблюдается.
  • Не соблюдается.

2. Умеете ли вы соблюдать меру любви и строгости в отношении к ребенку?

  • Да.
  • Нет.
  • Не всегда.

3. К каким методам воспитания вы чаще всего прибегаете?

  • Пытаетесь убедить ребенка в чем-то.
  • Воздействуете личным примером.
  • Даете поручение и требуете его исполнения.
  • Вовлекаете в общий труд.
  • Учите, как поступить в том или ином случае.
  • Поощряете.
  • Наказываете.

4. Какие трудности вы испытываете в воспитании детей?

  • Дети вас не понимают.
  • Дети не принимают ваших требований.
  • У вас не хватает времени на общение.
  • Вы не знаете, как поступить в том или ином случае.
  • Вы не знаете, как осуществить рекомендации учителя.

5. Какое общественное поручение выполняет ваш ребенок в школе? _______________

6. Какую работу вы выполняете в школе?

  • Участвуете в работе родительского комитета.
  • Руководите кружками или секциями.
  • Помогаете в организации внеклассных мероприятий.
  • Помогаете в работе с трудными детьми.
  • Выполняете полезную для школы работу дома.
  • Не выполняете никакую работу.

7. Какова роль отца в воспитании детей вашей семьи?

  • Отец является главой семьи и пользуется непререкаемым авторитетом.
  • Является примером для детей и объектом их любви и заботы.
  • Практически не принимает участия в воспитании детей, занят своими делами.
  • Нерегулярно занимается с детьми, редко интересуется их делами.
  • Груб с детьми, подавляет их отдельными своими поступками, отрицательно влияет на них.
  • Считает, что главная его забота - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мама и школа.
  • Прививает любовь и уважение к родному дому, городу, к физическому труду.

8. Какова роль матери в воспитании детей в вашей семье?

  • Все заботы о детях и все вопросы семейного воспитания мать взяла на себя.
  • Является примером для детей и объектом их особой любви и заботы.
  • Старается повысить авторитет отца в глазах детей и опирается на его мнение в решении вопросов воспитания.
  • Считает, что главная ее забота - накормить, одеть, сберечь здоровье детей, а вопросами воспитания должен заниматься отец и школа.
  • В свободное от работы и домашних забот время учит детей полезным делам.
  • Не имеет свободного времени, чтобы заниматься детьми.
  • Переложила определенную часть забот о детях на бабушку и дедушку.
  • Практически не принимает участия в воспитании детей, занята своими делами.
  • Излишне строга с детьми, подавляет их отдельными поступками, отрицательно влияет на них.
  • Прививает любовь и уважение к родному дому, городу.

 

Анкета "Быть хорошим отцом - подлинный талант"

Уважаемые папы!

Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты.

1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?_________________________

2. Сколько времени вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?__________________________

3. Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях? ______________________________-_

4. Курите ли вы в той же комнате, где находится ребенок?_____________________

5. Какие испытываете трудности в общении с ребенком?________________________

Спасибо!

 

Анкета для родителей "Здоровье и безопасность детей - забота семьи и школы"

1. Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи? ________

2. Кто занимается физическим развитием ребенка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм, акробатические упражнения)? ______________

3. Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье? _______________

4. Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками? ________________

5. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка на участке школы? _________________________________

Спасибо! 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Дерекреева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  • Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2010.
  •  http://festival.1september.ru/
  •   http://pedsovet.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"

Проект направленный на создание условий для организации эффективного   социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования

Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников средствами внеурочной деятельности

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...