Размышления педагога о профессии и её возможностях.
статья по теме

Почему я стала учителем? В чём черпаю силы и вдохновения? Что могу и хочу дать детям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmyshleniya_pedagoga.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  «Куда уходит детство?

                                                                    Куда оно ушло?

                                                                    И где найти нам средство,

                                                                   Чтоб вновь попасть в него?»

        Я нашла такое средство, когда 25 лет назад пришла работать в школу. Это мир фантазии и постоянного творческого роста, где каждый день нас ждут новые открытия, испытания, преодоления на пути к вершине, к своей цели.

       Я говорю нас, потому что учитель и ученики – это неразрывное соединение, обогащающее друг друга. Очень хочется, чтобы в сознании детей укрепилась одна простая истина: под лежачий камень вода не течёт. Необходимо работать над собой, добиваться цели. Если хочу, значит смогу.

        На первом родительском собрании, посвященном подготовке ребёнка к школе, я привожу родителям такой пример: «Представьте лестницу, по которой предстоит подняться Вашему ребёнку. За одну ручку его берёте Вы, а за другую – я. И если кто-нибудь из нас остановится, то и всё движение резко затормозится».

        Вот так и в школьном развитии ребёнка важны все факторы. Внимание, заинтересованность, понимание родителей, мастерство и знание учителей и усилия ребёнка.

        Очень важно не отбить у ребёнка желание учиться. Для этого необходимо ставить перед ним посильные выполнимые задачи.

        С этой целью я внимательно изучаю личность каждого ребёнка: темперамент, основной канал восприятия, физиологические особенности, эмоциональность. Для этого провожу анкетирование среди родителей, личные беседы, наблюдения, тесты, диагностику.

         В учебном процессе не бывает мелочей. Даже к рассаживанию детей необходимо относиться очень серьёзно, и поэтому я обязательно учитываю не только рост и качество зрения, но и психологическую совместимость с соседом по парте и с тем, кто сидит рядом. Так как часто в своей работе использую групповые формы обучения, то, решая проблему формирования групп, обдумываю ещё один вопрос: в группе должен быть лидер, который поведёт за собой других.

         Чаще нам встречаются дети, которые пишут правой рукой. Так называемых левшей всё же меньшинство. К сожалению, не всегда учителя задумываются над тем, что так же как рука у нас приоритетными могут быть нога, глаз, ухо. Выяснить это можно с помощью простых тестов. Если ребёнка, у которого лучше слышит левое ухо, посадить у левой стены, то информационное восприятие на слух заметно снизится.

           Сейчас рынок предлагает нам большой выбор методических пособий и комплектов. Появились даже прописи для левшей. Несколько лет назад мы испытывали дефицит необходимых печатных пособий. Работая в экспериментальном классе по программе 1-2 ( Начальную школу за два года), я составила прописи и разработала серию уроков к ним. Для левшей  был подготовлен отдельный вариант прописей с наклоном в другую сторону. Могу сказать, что в результате работы по этим прописям у леворуких детей сформировался ровный, правильный, красивый почерк. Наклон букв был  влево, но положение руки было правильным, спина ровной, не нарушалась осанка. Зная, что в классе будет несколько левшей, я в отпуске 2 месяца тренировалась писать левой рукой. На уроке приходиться поправлять графические ошибки детей, надо это делать той же рукой которой пишет ребёнок. В дальнейшем мои разработки использовали  и коллеги.

      Каждый раз планируя урок, учитель обдумывает и ставит перед собой: чему научить на что нацелить? Мне кажется здесь очень важным является вопрос: как заинтересовать учащихся на уроке? Как разнообразить их деятельность?

Возможны разные варианты: загадки, розыгрыши, ребусы, сказочные истории, требующие продолжения, театрализованные представления, проблемные вопросы, противоположные версии, которые надо доказать и т.д. Ученик получает удовольствие от деятельности. Следовательно необходимо:

  1. Организовать деятельность.
  2. Создать условия успешности.

       Наиболее эффективным приёмом организации деятельности считаю групповую форму работы.

        Для работы в парах и группах ( по 4 человека) создала серии карточек по русскому языку по темам:

  1. Безударные гласные.
  2. Парные согласные.
  3. Непроизносимые согласные.
  4. Состав слова
  5. Падежные окончания имён существительных и т.д.

        При фронтальной работе можно организовать деятельность каждого учащегося, используя сигнальные карточки. У каждого ученика моего класса есть папка с такими карточками, которую мы заполняем, начиная с 1-го класса, постепенно что-то заменяя новым материалом. Работа с сигнальными карточками позволяет не только проверить знания, но и быстроту реакции, вовремя выявить учащихся, которые испытывают затруднения. Очень удобен для устного счёта «Математический блокнот», на котором учащиеся могут показать любое однозначное и двузначное число за 2 секунды.

         Что касается ситуации успешности, то, на мой взгляд, это наиболее острая проблема. Дети с разными возможностями не должны быть поставлены в одинаковые условия. Для одного – 5 ошибок это плохо, а для другого – это уже успех. Очень хорошо, что в первом классе нет отметок. У учителя целый год, чтобы сформировать у учащихся умение оценивать себя и других. Для правильного формирования этого умения, необходимо давать детям чёткую инструкцию. Что оцениваем? Как? (критерии)

Это может быть активность, самостоятельность, правильность, аккуратность, старание, внимание и т.д. Но вводим критерии постепенно, сначала оценивая одно качество, потом другое, потом два сразу. Я с середины первого класса вводила таблицы самооценки, в которых дети с помощью цветных сигналов (Система светофор) оценивали свою деятельность в конце урока. (Более подробно об этом в статье с презентацией «Формирование самооценки в 1 классе»)

Полезен и вопрос: « Подумай, за что ты можешь себя похвалить?» «На что нацелишь себя?»

        Так как у детей в начальной школе приоритетна игровая деятельность, то использую  как на уроках, так и во внеурочной работе игры-соревнования. Например, в 1-ом и во 2-ом классах у нас была волшебная «Маленькая страна», где были и дворец Математики, и замок Грамматики, и дуб Мудрости, болото Ошибок, Тучка, Солнышко. Надо было отличиться, чтобы твоя фотография оказалась в этой волшебной стране. Ребята очень старались и радовались, если это удавалось.

          Когда перешли в 3 класс условия игры изменились. Появилась карта путешествий и корабли с членами команд. В классе 24 человека, и он разделён на 6 команд для удобства групповой работы.  За успехи каждый член команды получает флажок, который крепится к мачте корабля. Флажки разного цвета соответствуют разным предметам. Кроме учебной деятельности каждая команда (экипаж) выполняет поручение по организации порядка в классе. Поручение меняется один раз в неделю.

          Внеклассная жизнь наша разнообразна. Проводим много праздников и мероприятий, обязательными участниками которых являются родители. Хочу подчеркнуть, не гостями, а участниками.

Родители, так же как и дети, разбиты на группы. Так легче организовывать работу родительского комитета по четвертям и летом. Таким образом, каждая семья работает в родительском комитете 1 раз в год. Это позволяет сплотить родительский коллектив и облегчить учителю решение многих организационных вопросов. Работа учителя без помощи семьи не результативна. Родители тоже учатся правильно общаться со своими детьми и приходят в школу за советом и помощью.

        Говорить и писать о своей работе могу много, потому что она любимая. А люблю я её за то, что нет предела совершенству. Я учу и я учусь.  

«Я- школяр в этом лучшем

из лучших миров.    

Труд мой тяжек: учитель уж больно суров.

До седин жизни хожу в подмастерьях,

Всё ещё не зачислен в разряд мастеров».

(Омар Хайям  переводе Г.Плисецкого)              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления педагога о воспитании "Как воспитать в детях отзывчивость"

   Сегодня много говорят о проблеме гармоничного развития личности, индивидуальные интересы и способности ребенка привлекают к себе повышенное внимание.  Изменения, происходящие ...

Как сохранить родительский авторитет.Размышления педагога о воспитании.

Важнейшим условием воспитания детей является родительский авторитет.Каждый из родителей стремиться привить детям уважение к себе. Начинать эту работу следует пока дети ещё малы.Когда дети начинают взр...

Статья - размышление "Профстандарт педагога. Плакать или смеяться?"

Прежде чем говорить о всех «за» и «против» касательно Профессионального стандарта педагога, потребовалось с ним ознакомится и детально изучить. В нём выделено три сферы ответст...

Размышления о профессии учителя

Чудес немало на земле,Но хрупок детства мир и тонок......

Педагог - особая профессия

Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Эти люди, всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это т...

Размышления о Профессиональном стандарте педагога и профессии учителя начальных классов с позиций этого стандарта

Материал предназначен для студентов педагогических ВУЗов по профилю: психология и педагогика начального образования, учителей  начальных классов....