Использование ИКТ в начальных классах
статья на тему

Зиганьшин  Мударис  Минниярович

Выступление   по  данной  проблеме  и  презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ispolzovanie_ikt_v_nachalnoy_shkole.rar638.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  ИКТ   на  уроках  математики  в  начальной  школе  в  условиях  введения  ФГОС.

Зиганьшин  М.М. – учитель  начальных  классов высшей  квалификационной  категории  Именьковской  средней  общеобразовательной  школы  с  углубленным  изучением  отдельных    предметов  Лаишевского  муниципального  района  РТ.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость 

     Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение  в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования  в  условиях  введения  ФГОС  в  начальное звено  школы является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

     Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
     Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

    Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе:

  - усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.

 - позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

 - повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают  высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

 - расширяяют возможность самостоятельной деятельности; формируют  навыки подлинно исследовательской деятельности.

 - обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.             

     Опыт организации учебного процесса   активного использования ИКТ в  своих  уроках  позволяет  мне  говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

   Компьютер, проектор  и  интерактивную  доску  можно  использовать как:

- индивидуальное средство обучения;

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

- интерактивную  доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении.

    В своей работе я использую готовые электронные ресурсы,  сам составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, провожу  уроки с использованием интерактивной доски.

   При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность   на  уроках  математики за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Программа Microsoft PowerPoint проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, выплывают ответы примеров, пропущенные числа и т.д. Яркое анимированное оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока.

     Но  вместе  с  тем,  много  времени  уходило  на  подготовку   презентаций  к   уроку,  особенно  с   применением  анимации.  Но   с более  широким  применение  компьютерных  технологий,  развитием   сети  интернет, можно использовать готовые  материалы своих  коллеги  делиться  своим  опытом.

Что дают такие уроки учителю?

  1. Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
  2. Использовать   разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
  3. Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к такому  трудному  предмету  как  математика.
  4. Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

Использование  ИКТ  на  уроках  математики  оправдывает  себя  во  всех  отношениях:

  •  повышает качество знаний  по  предмету
  • продвигает ребёнка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребёнка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
  • способствует  более  глубокому  усвоению  наиболее  трудных  тем

     На  личном  опыте   я убедился, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого.   У  детей   легче  формируются  познавательные,  личностные,  регулятивные   УДД. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

 Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе  ИКТ , могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!

Литература:

1.     Кехтер Т.А. «Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий» kexter.ru

2.     Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. –

9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.

3.     Руденко Н.Н. «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе»

2009.

 Интернет  ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru/

2. http://viki.rdf.ru/cat/skazki/?page=4

3. http://nsportal.ru

4.  http://pedsovet.su