Валеологизация образовательного процесса
статья по теме

1. Обоснование актуальности валеологизация образовательного процесса.  

Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

1. Обоснование актуальности валеологизации образовательного процесса.

Из истинно человеческих ценностей здоровье одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля» - писал Шопенгауэр.
Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология.
Одной из причин возникновения науки валеологии является резкое падение уровня здоровья населения. По данным социально-демографических, психологических, медицинских исследований состояние здоровья населения России неуклонно ухудшается. Нетрудно предположить, что одной из причин сложившегося положения является то, что у людей не сформирована устойчивая установка на здоровый образ жизни, и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. В результате большинство из них не соблюдает в полной мере элементарных правил гигиены, не занимается систематическим закаливанием и физическими упражнениями, не бережёт и не укрепляет должным образом свою психику, курит и употребляет алкоголь. Проблема усугубляется тем, что негативные тенденции в здоровье начинают обнаруживаться у подрастающего поколения.
Второй причиной появления валеологии является – поворот фундаментальных наук, в частности философии, педагогики, психологии к человеку как главной ценности человеческого бытия.
В связи с этим хотелось бы вспомнить автора термина «валеология» И.И.Брехмана, предложившего его в 1980 г. в своей книге «Человек и биологически активные существа», и привести его доводы по поводу необходимости валеологии как новой науки. Он пишет: «Одной из важных составных частей науки о человеке должна стать наука о здоровье. Это не медицинская наука. Она должна возникнуть на стыке экологии, медицины, психологии и ряда других наук. Трудно удержаться от соблазна придумать название для этой науки. Может её следует назвать валеологией (от латинского «vale» - здравствовать, быть здоровым). Далее И.И.Брехман отмечает, что здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Брехман И.И. Человек и биологически активные существа. М: Наука, 1980. Определяя место валеологии среди других наук о человеке, И.И.Брехман пишет: «Человек – предмет изучения многих естественных и общественных наук. Но фактически человек в большей степени монополизирован одной наукой – медициной, которая практически представляет собой науку о болезнях человека – «человекопатологию».
Т.о., мы видим, что валеология – это зарождающаяся наука, которая рассматривает человека с позиции законов здоровья, опираясь на все знания и о человеке, и о здоровье, открытые другими науками. Используя их для себя в качестве общенаучной  методологической основы, валеология в то же время существенно отличается от всех них. Естественно, что новое всегда поначалу вызывает неприятие и желание подвергнуть сомнению его правомерность. Валеология как наука находится на стадии становления: отрабатывается её категориальный аппарат, содержание, методы исследования, принципы. Нет общепризнанной концепции валеологии, поэтому наблюдается тенденция называть валеологией различные явления, зачастую не имеющие никакого отношения к ней. Однако следует подчеркнуть, что валеология уже встала на путь своего развития и непременно займёт достойное место среди гуманистических наук 21 века. Для валеологии как науки важно индивидуальное здоровье человека, поэтому она отвечает на вопросы: что это такое здоровье человека; что обуславливает это здоровье; каковы его структура и пути достижения; в чём значимость индивидуального здоровья для самого человека и для общества в целом. Ответить на эти вопросы важно ещё и потому, что в государственных образовательных стандартах разных уровней записано, что здоровье человека (и в частности, ребёнка) признаётся главной ценностью человеческой жизни. Это значит, что здоровье – та цель, достижение которой является важнейшим условием счастливой и успешной жизни человека. Ведущим принципом валеологии является принцип самодеятельности, а ведущим постулатом «твоё здоровье – в твоих руках».
Данные обследования здоровья первоклассников показывают, что здоровыми можно считать лишь 25-30
 детей. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у  половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющейся патологии были выявлены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Всё это не может вызывать тревогу. Среди выпускников школ уже 80 нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей – проблема комплексная, и сводить все её аспекты только к школе было бы неправильно. Но в тоже время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения детей в школе растёт частота таких заболеваний, как поражения дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы, патология органов пищеварения, нарушения осанки, зрения, пограничные нервно-психические расстройства. Большинство причин ухудшения здоровья детей период их школьного обучения носит не объективный, а не субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с  их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Не навреди!» - стал бы и девизом педагогов.

2. Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе.

Педагогическая валеология развиваемая Г.К.Зайцевым, В.В.Колбановым, В.П.Петленко, Л.Г.Татарниковой др., выдвигает в качестве основной задачи  - сохранение, укрепление здоровья учащихся. Существуют различные точки зрения на способы решения этой задачи, но большинство авторов соглашается с тем, что решить её только введением ещё одного образовательного курса невозможно.
В ходе анализа педагогических возможностей и способов сохранения здоровья школьников профессором Н.К.Смирновым было сформулировано понятие валеологизации образовательной среды и учебного процесса, в которое, по его мнению, входит «воспитание культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении». Говоря о валеологизации процесса образования, логично рассматривать её как валеологизацию образовательной среды. Образовательную среду, в свою очередь, определим как совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования. Данное определение позволяет рассматривать образовательную среду целостно, включая в неё и процесс обучения, а не ограничиваться только её физическими параметрами. При рассматрении отношений в диаде «образовательная среда – ребёнок» обычнорассматривается адаптация среды к ребёнку, т.е. создание оптимальных условий обучения и воспитания. Однако наряду с этим не менее актуальной остаётся и задача адаптации ребёнка к образовательной среде путём повышения его внутренних резервов, психической устойчивости. Именно такую взаимоадаптацию, оптимизацию системы «образовательная среда – ребёнок», направленную на полноценное, здоровьесберегающее развитие школьника, можно обозначить понятием «валеологизация».
К факторам образовательной среды, значимым для сохранения здоровья младших школьников относятся:

  • организация процесса обучения и воспитания;
  • методы и формы обучения;
  • психологический фон уроков;
  • санитарно-гигиенические условия;
  • двигательный режим учащихся;
  • организация школьного питания;
  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня.

Не менее значима для ребёнка и валеологическая компетентность всех участников образовательного процесса. Только комплексная валеологизация всех перечисленных факторов сможет реально изменить современную ситуацию в системе образования.
Остановимся на некоторых наиболее значимых и реально осуществимых способах валеологизации в современной образовательной школе.
1. Организация учебного процесса.
Для того чтобы организовать оздоровительную работу в начальной школе необходимо осуществлять правильную организацию учебной деятельности. Сюда входят:

  1. Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, температурный, воздушный режимы, цветовое оформление);
  2. Строгое соблюдение режима школьных занятий (учебный план, расписание занятий, продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
  3. Правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности, рациональное использование наглядных и технических средств, чередование методов и средств обучения, оптимальное время непрерывного письма и чтения).

Ведь урок является основной формой организации учебного процесса. Именно от урока в большей степени зависит будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Т.о. только после чёткого соблюдения всех вышеперечисленных требований следует начинать оздоровительно-валеологическую работу. Данная работа будет эффективна лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей. При организации оздоровительной работы необходимо помнить о многообразии форм работы с младшими школьниками. Во-первых, это различные формы внеклассной и внешкольной оздоровительной работы:

  • экскурсии;
  • тематические вечера, викторины;
  • праздники здоровья;
  • дни здоровья;
  • уроки здоровья.

Необходимо проводить специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата. В детском возрасте происходит саморегуляция двигательной активности, что обеспечивает постоянную величину энергетических затрат и является необходимым условием нормального роста и развития организма. Уровень двигательной активности сказывается не только на физическом, но и на умственном развитии ребёнка. Вместе с тем установлено, что с началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50. Это объясняет необходимость пристального внимания педагогов к организации двигательного режима учащихся. Для удовлетворения потребности детей в движении помимо трёх уроков физической культуры в неделю должны проводиться вводная гимнастика, физпаузы на уроках, подвижные игры на прогулках, динамические часы.
При проведении физкультурной паузы на уроке учитель должен ориентироваться не только на игровую форму, но и на разгрузку тех систем органов ребёнка, которые были наиболее напряжены на данном уроке. На практике учителя очень часто «забывают» проводить физкультминутки. Некоторые педагоги вспоминают о ней тогда, когда класс неуправляем. Время проведения физпаузы не должно регламентироваться 20-25 минутой урока, как это рекомендуется во многих гигиенических пособиях. Наилучшим индикатором является поведение самих детей. Первые признаки утомления учащихся и являются сигналом для проведения разминки. Физпауза должна включать 3-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседание, наклоны и повороты туловища). Самые популярные, самые распостранённые физкультминутки – двигательно-речевые. Дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения:
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

Некоторые физкультминутки помогают мне на уроках при изучении какой-либо определённой темы. Например, на уроке математики при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева» я провожу физкультминутку:
Это -  правая рука,
Это  - левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот.
Стало всё наоборот:
Слева - шумная дубрава,
Справа  – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
При счёте предметов хороши такие физкультминутки:
- Присядем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
(На доске помещаю бабочек, зайчиков и т.д.)
Сколько зайчиков у нас,
Столько мы подпрыгнем раз!
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты!
Провожу с детьми и физкультминутки на внимание, например:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И начинается игра. Я произношу слово «великаны» или «карлики» и одновременно показываю движения. Если  «великаны», то руки поднимаю вверх, а дети встают, если «карлики», то руки опускаю вниз, и дети приседают. Но мои движения не всегда соответствуют произносимым мною словам, поэтому дети особенно внимательно следят за словами.
Особенно дети любят танцевальные физкультминутки, которые выполняются под весёлую музыку популярных детских песен. Необходимы детям и оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Например, расправить плечи, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ногами. Можно предложить детям просто тихонько подвигаться так, как им хочется, покачаться берёзкой, достать до неба, распластаться кляксой на стуле и т.д. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается в 2 раза. Учащиеся 1-2 классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Когда дети освоятся, можно дать им возможность самим проводить физминутки. Пусть входят в роль учителя. Желательно предоставить возможность испытать силы каждому желающему.

Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. С началом обучения в 1 классе у детей возрастает нагрузка на зрение. Это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, работой на близком расстоянии при чтении и письме. В результате орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения. У детей возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к чёткому видению вдаль. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»).
Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал и т.д.). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3 см. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжения с глазных мышц. Например, на уроке чтения учитель показывает мелкие сюжетные картинки и просит детей составить по ним рассказ или показывает карточку и предлагает прочитать написанное на ней предложение. На уроке математики детям предлагается сосчитать изображённые на картинке предметы, назвать и сосчитать геометрические фигуры, решить записанные на карточке примеры.
Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Какие же ориентиры используются?
1. Мелкие сюжетные и предметные картинки (размер изображения не более 3-5 см), карточки с буквами, слогами, словами. Учитель высоко на стенах классной комнаты развешивает этот материал, учащиеся встают и начинают отыскивать глазами местоположение той или иной картинки. Например, учитель загадывает загадку, а ученики должны найти картинку-отгадку или  даёт задание составить предложение из слов, написанных на карточках, размещённых на стенах.

2. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на весь лист ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, зигзаг, спираль), толщина линии 1 см. Этот плакат размещается в любом удобном месте. В середине урока дети встают и по команде учителя начинают пробегать глазами по заданному направлению.
3. Тренаж с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий.
На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке. Каждая траектория имеет свой цвет. Упражнения выполняются только стоя. Для индивидуального пользования – плакат, для коллективного – схема в максимально возможную величину на одной из боковых стен.
4. Игра «Весёлые человечки».
На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. Кроме того, на уроке необходимо использовать упражнения для тренировки мышц глаз. Вот некоторые элементы этой гимнастики:
1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза над ладонями должны быть открытыми, но ладони неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Необходимо как можно чаще чередовать  описанные приёмы расширения зрительно-двигательной активности. И тогда учащиеся с удовольствием будут выполнять эти упражнения. А эффект не замедлит сказаться.
Очень важно вводить в физминутки упражнения для мелких мышц пальцев рук. При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Для проведения такой гимнастики можно широко использовать стихи, потешки, игры.
Для того чтобы, повысить защитные свойства организма, можно предложить использовать массаж биологически  активных точек. Под действием такого массажа организм сам вырабатывает «лекарство» и закалённость детей значительно возрастает. Элементы такого массажа можно включать в урок.
Большое внимание следует уделять формированию правильного дыхания у младших школьников. Поэтому в учебный процесс необходимо включать элементы дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечнососудистой систем. Трансформирует отрицательные эмоции в положительные.
Снятие психофизического напряжения в конце работы на уроке происходит благодаря упражнениям на релаксацию.
Одним из способов валеологизации образовательной среды младших школьников является проведение «уроков здоровья», которые способствуют формированию культуры здоровья младших школьников. Уроки здоровья могут планироваться по усмотрению учителя с учётом его возможностей и возможностей детей, количества выделенных часов для занятий и времени проведения занятий, а также условий, в которых они проводятся. Уроки здоровья требуют творческого подхода. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, деловые игры, общение с природой. На таких уроках нет оценок. И  на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит.
Современный уровень развития педагогической науки и практики предполагает обязательное проведение диагностических процедур. В отношении процесса валеологизации, помимо оценки расписания и санитарно-гигиенических условий обучения, обязательным является проведение мониторинга  психофизического развития учащихся и состояния здоровья. На данный момент не существует какой-либо стандартизированной батареи тестов для проведения валеолого-педагогического мониторинга. Мой опыт позволяет рекомендовать для определения уровня психофизического развития проведение тестов по определению объёма кратковременной зрительной памяти, внимания; оценки тревожности детей; уровня умственной работоспособности; развитие моторики мелких мышц кисти ребёнка (манометрический тест).
Ещё один методический приём, который я использую – это вставки о здоровье на уроках.

Русский язык.

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Предлагаю детям правильно списать с доски, написанные там слова:
спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

-Дети, слова, которые вы написали, называются « волшебными». Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно сбываются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым.
- Я могу быть здоровым.
- Я буду здоровым.
Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
«Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им. «Береги платье снову, а здоровье смолоду».
Болезнь человека не красит.
Профилактика старенья – в бесконечности движенья.
Будь умеренным в еде, но не в работе.
Не ложись сытым – встанешь здоровым.
Ешь правильно – и лекарство не надобно.
Вставка 3. Анатомический диктант.
«Кости пальцев называют фалангами. В большом пальце две фаланги, а в остальных по три. Все кости вместе образуют скелет. Кости дают опору органам и защищают их. Кости бывают очень большие и совсем маленькие. Даже в горле есть кость. Она называется подъязычная».
Вставка 4. Разбор слова по составу.
Пясть – пястные кости – запястье.
Перст – персты – перстень – перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела.

Математика

 Вставка 1. Математический разбор пословицы
Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу: «Вставай в пять, завтракай в девять, обедай в пять, ложись в девять – проживёшь девяносто девять».
Вопросы: Через сколько часов после подъёма рекомендуется завтракать?
За сколько часов до сна пословица рекомендует поесть? Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
Вставка 2. Задачи по анатомии.
а) При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?
б) Позвоночник состоит из 33 позвонков, из них 7 шейных, грудных – на 5 больше, поясничных и крестцовых – поровну, копчиковых – в 3 раза меньше, чем грудных. Сколько у человека грудных позвонков? Сколько у человека поясничных позвонков?
в) Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
Т.о. учитель может активно формировать здоровый образ жизни учащихся непосредственно на уроках.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу, и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретённые умения трансформировать в навыки и привычки. Необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров. Можно порекомендовать, учителям организовать «Уголок для родителей», где среди прочих можно поместить и материалы по организации оздоровительной работы в семье.


Примерная тематика валеологического просвещения родителей учащихся:
1. Роль семьи в воспитании здорового школьника. Валеологическая культура приготовления домашних заданий.
2. Отдых ребёнка в школе и дома.
3. Основы рационального питания.
4.Предупреждение детской нервозности.
5. Предупреждение детского травматизма.
6. Физическое воспитание и закаливание ребёнка в семье.
7. Профилактика инфекционных болезней у школьников.
8. Личная гигиена младшего школьника.
9. Роль семьи в адаптации ребёнка к школе.
Родителей необходимо постоянно информировать о тех знаниях и умениях, которые младшие школьники получают как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий. Так, например, родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их.
Только систематическое проведение оздоровительной работы с ребёнком в школе и дома принесёт результат. Подводя итог рассмотрению возможностей валеологизации образовательной среды  младших школьников, хотелось бы акцентировать внимание на наиболее существенных, по-моему, мнению аспектах проблемы:
1. Валеологизацию образовательного процесса необходимо проводить комплексно, затрагивая все стороны школьной жизни.
2. Необходима разработка экспериментальной общешкольной программы.
3.Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности, в связи, с чем процесс валеологизации необходимо начинать с обучения учителей.
4. . Валеологизацию необходимо проводить на диагностической основе, привлекая к этой деятельности школьного психолога, медицинского работника.
                             
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологизация учебного процесса

О проблеме сохранения детского здоровья уже сказано не мало. В данном материале предлагаются разнообразные комплексы релаксационных упражнений, которые можно использовать на различных этапах урока. Пр...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Тезисы к консультации для педагогов "Валеологизация воспитательно-образовательного процесса в работе с логопатами, страдающими нарушениями общения".

Инклюзия предполагает обучение детей в среде обычных сверстников. Однако, только понимание особенностей детей делает возможным подобрать правильный подход. Консультация предлагает верное понимание и и...