«Использование деятельностного метода при создании проектов в начальной школе»
учебно-методический материал по теме
«Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Что же надо делать, чтобы научить детей учиться?
Выбор метода обучения - одна из важных задач школы. Метод обучения - это своеобразный центр всего учебного процесса, обеспечивающий связь между поставленными целями и конечным результатом.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15 н.п. Нивский»
Учитель начальных классов, Березина И.Е.
«Использование деятельностного метода при создании проектов в начальной школе»
«Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Что же надо делать, чтобы научить детей учиться?
Выбор метода обучения - одна из важных задач школы. Метод обучения - это своеобразный центр всего учебного процесса, обеспечивающий связь между поставленными целями и конечным результатом.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению.
В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться.
Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения.
Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Этапы работы над проектом:
Темы уроков для работы по методу проектов выбираются с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.
Готовясь к такому уроку, учитель чётко определяет, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.
От общей цели переходят на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов.
Так как дети ещё маленькие, то учитель подвигает к выдвижению гипотез и их решению.
На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования.
Затем также под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные.
После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат.
Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
1. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
2. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:
1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
3. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре учебной деятельности: восприятие сообщений; наблюдения; сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме; подготовка, проведение и оценка экспериментов; выдвижение и проверка гипотез; выполнение различных задач и упражнений; оценка качества действия, события, поведения.
Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
-личностно ориентировано;
-использует множество дидактических подходов;
-самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
-позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
-приносит удовольствие учащимся, использующим продукт своего труда.
Работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Но очень важно положительно отметить каждую работу, созданную детьми, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Источники информации:
1. Соколова Т.Е., Ковалева И.Ю., Стрельская О.А., Гурова С.И., Бережнова Л.Р., Оломская Т.М. Построение в начальной школе учебного проекта на основе вопросов проблемного характера: Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2008. - 56 с.
2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.; под ред.А.Б.Воронцова - М. : Просвещение, 2010.
3. Ресурсы интернета:
http://www.nachalka.com/book/export/html/326
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00207454_0.html
http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.html
http://www.eidos.ru/courses/themes/25007/index.htm
http://150-shelkovo-licey.edusite.ru/p255aa1.html
http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2010/Demidova.htm
http://olg.ucoz.ru/publ/doklady/k_pedsovetu/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/32-1-0-317
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя» Г.Галилей
Метод обучения – это своеобразный центр всего учебного процесса, обеспечивающий связь между поставленными целями и конечным результатом. Метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению.
Исследовательское поведение ребенка
Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Этапы урока по методу проектов: Постановка цели. Определение задач. Выдвижение гипотез и определение путей их доказательства. Групповая работа. Анализ и систематизация полученных данных. Общий итог и оформление результатов. Рефлексия.
При подготовке проекта необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности младших школьников: Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Условия работы над проектом: Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: исследовательские; социального взаимодействия; оценочные; информационные; презентационные; рефлексивные; менеджерские.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовольствие учащимся, использующим продукт своего труда.
Проект: «Здоровье – главное богатство»
«Утренняя газета»
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя - научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Спасибо за внимание !
Источники информации: Соколова Т.Е., Ковалева И.Ю., Стрельская О.А., Гурова С.И., Бережнова Л.Р., Оломская Т.М. Построение в начальной школе учебного проекта на основе вопросов проблемного характера: Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2008. - 56 с. 2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский , С.В.Егоркина и др.; под ред.А.Б.Воронцова - М. : Просвещение, 2010. 3. Ресурсы интернета: http://www.nachalka.com/book/export/html/326 http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00207454_0.html http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.html http://www.eidos.ru/courses/themes/25007/index.htm http://150-shelkovo-licey.edusite.ru/p255aa1.html http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2010/Demidova.htm http://olg.ucoz.ru/publ/doklady/k_pedsovetu/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/32-1-0-317 http://out-of-school.area7.ru/?m=5465
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"
Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...
Технология деятельностного метода на уроках математики в начальной школе
Выступление на городском семинаре "Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в урочное и внеурочное время" (2013 год)...
Игровые технологии – в группе продленного дня, как один из видов деятельностного метода развития и воспитания в начальной школе.
Игра – метод познания и метод коррекции развития личности ребенка. Игра является необходимым средством развития учащихся в начальных классах. Специально подбираемые игры помогают решению мн...
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...
План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".
План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....