информационно-коммуникативные технологии в начальной школе
статья по теме

Марданова Гульфия Салимзяновна

Роль ИК технологий в образовательном процессе в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    В настоящее время в современном мире остро встает вопрос компетентности в сфере информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии настолько уверенно вошли в нашу жизнь, что мы не представляем себе жизни без телефона, компьютера, интернета. Задача современной школы – воспитание личности, способной легко ориентироваться в современном мире, развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.

        Кроме того, современные ИКТ играют особую роль в управлении качеством образования, основой которых являются компьютеры, компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями, информационной продукцией.

   В Шенталинской средней общеобразовательной школе № 1 «Образовательный центр», с вводом образовательных стандартов второго поколения появилась возможность широко использовать новые технические возможности и средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Начальные классы оснащены интерактивными досками, нетбуками, документ камерами.

           Компьютерное обучение дает возможность преподавателю рационально использовать время урока, проверить одновременно каждого ученика, позволяет ребенку проявить себя во время самостоятельной работы. Дети с интересом выполняют все задания на нетбуках, в непринужденной обстановке учатся самостоятельно решать задачи, находить алгоритм решения.

   Опыт использования информационных технологий на уроках в начальной школе показал, что дети успешно справляются с учебными заданиями уже в 1–м классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером.

          Основной задачей является снижение физического и психологического напряжения учащихся. Им нравится посещать компьютерный класс, где они практически осваивают азы пользователя компьютером. Так, в 1 классе, на уроке окружающего мира дети познакомились с перелётными, кочующими и осёдлыми птицами, на уроке русского языка через компьютерную графику познакомились с элементами букв. На уроках математики решали творческие задачи.          С использованием информационных технологий осуществляется также контрольно-оценочная деятельность. Очень помогает в работе материал из «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия». Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, простота в использовании – все это делает энциклопедию незаменимым помощником в познании мира, а урок становится легко усвоенным и незабываемым. Получив навыки работы   в программе PowerPoint, ребята сами готовят презентации для участия в научно-практических конференциях, конкурсах.

          Чтобы компьютер был настоящим помощником ребенку, необходимо приобретать интерактивные энциклопедии, компьютерные программы с развивающими играми по предметам – математике, русскому языку, окружающему миру, правилам дорожного движения, и др. Имеются компьютерные программы по развитию ведущих психических процессов детей: внимания, памяти, воображения – так необходимых для успешной учебы. Это такие серии: «Супердетки», «Гардфилд», «Тим и Том», «Семейный наставник», «Детские энциклопедии», «Уроки Кирилла и Мефодия».

      При реализации интерактивного обучения все учащиеся вовлекаются в процесс познания, организуется совместная деятельность учащихся с учителем и другими школьниками, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

      В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей;  формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

    ИКТ приводят к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

      Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности  длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.  

      Изменения в  Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Использование ИКТ оживляет преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

    Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

     Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Использование информационных технологий преобразовывает преподавание традиционных учебных предметов, экономит время на уроке, рационализирует детский труд, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

    Учителям, которые в своей работе используют ИКТ, небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, это люди, стремящиеся  соответствовать требованиям века грядущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

Выступление на августовской конференции работников образования района....

« Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Материал предназначен учителям начальных классов и руководителям МО...

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.

Доклад для научно-практической конференции руководителей и педагогов Александровского района....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Данная статья представлена на районной научно-практической конференции как обобщение опыта  по теме "ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"....