Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности.
учебно-методический материал на тему

из опыта работы использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_moi_sovremennye_tekhnologii.docx270.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности.

(из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №33 г. Сызрани Глазовой Н.А.)

   В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. В школе используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться.

  Меня волновали вопросы: как можно учить детей  без принуждения, как развить  устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как делать учение радостным. Ответы на эти вопросы даны в дидактической системе Л.В. Занкова.

   Общая целевая установка в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Таким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

   Пониманию соотношения обучения - развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, с одной стороны, и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам - с другой.

   Развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».

  Особый педагогический интерес для меня представляют методика преподавания, использование новейших технологий, так как они направлены на развитие и реализацию  дарований ребенка, его личностной природы, обеспечивают широту знаний и прочность навыков обучающихся, даёт возможность всем детям без исключения проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию в будущем. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление у школьников.

   Я нашла свой стиль в занковской системе: она не даёт расслабляться, требует от учителя постоянного осмысления материала, к урокам готовиться - одно удовольствие. Да и сами уроки кардинально отличаются от уроков по другим системам и учебным комплектам: это уроки-рассуждения, уроки осмысленного учения.

   Во многом помогают сами ребята. Побывав на уроке в роли исследователей, они не хотят работать иначе. Поэтому стараюсь на своих уроках вызвать у ребят познавательный интерес через решение проблемных ситуаций, создание коллизий.

   Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

   Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

  Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

  • логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
  • используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
  • соблюдены нормы педагогической этики;
  • темп урока оптимален для данного коллектива детей;
  • в течение урока обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;
  • соблюдены гигиенические условия учебного труда;
  • созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;
  • решена дидактическая задача урока.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока

п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

 Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность

Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

Психогимнастика

Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

 Работа в группах, парах

 Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК,

разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнение, конкретизация, обобщение

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК,

разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод,

подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

   В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует появлению новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Уроки с использованием компьютерных технологий  особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

 На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики.

Сам принцип проблемности заложен в УМК Л.В. Занкова, где новое знание предлагается осознать на основе противоречий – коллизий. Причем предлагается несколько вариантов решения проблемы, и дети в ходе обсуждения приходят к единственно верному выводу.

       Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.

 Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

 Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.

   Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типичной, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.

   Каждому ребенку создаются условия для того, чтобы он, исходя из своего личного опыта и творческих способностей, мог систематически вести наблюдения, делиться своими первыми «открытиями», анализировать явления; систематизировать учебный материал. Наблюдая за выполнением учащимися действий, их настроением и здоровьем, учитель получает возможность ориентироваться в индивидуальных возможностях каждого ученика и в его продвижении в общем психическом и физическом развитии.

Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

    Большое место  на уроке отводится работе в группах, коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры.

      Благодаря развитию коммуникативной культуры, на уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованны, свободны, спокойны. На уроках разрешается (заложено в системе Л.В.Занкова) задавать вопросы и высказываться, сидеть свободно и непринуждённо. Вслушиваюсь в ответы детей, нахожу в них позитивное. Никто не смеётся над ошибками и оговорками товарищей.   Уважение к слову, мнению ребёнка – типичная черта педагогической системы Л.В.Занкова.

      Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

      Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Работа над проектом, защита проекта.

   

Система Л.В. Занкова построена на определенных принципах. Хочется раскрыть особенности каждого  принципа в свете новых требований ФГОС. Принцип более высокого уровня трудности в обучении нельзя принимать прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности учения. Этот принцип предусматривает прежде всего организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справиться самостоятельно, но которую он в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками.

 Например, на  уроке математики в 3 классе при нахождении площади многоугольника   учащиеся уже умеют вычислять площадь прямоугольника, предлагаю рассмотреть многоугольник, выполнить необходимые измерения и найти площадь данной фигуры. Приведенное задание вызывает у детей некоторое недоумение. Но через несколько секунд высказываются различные предположения: разбить многоугольники на несколько прямоугольников, достроить многоугольник до прямоугольника. Учащиеся под моим руководством пробуют каждый из предложенных способов, выбирают наиболее удобный способ нахождения площади данного многоугольника.

  Исследование показало, что если процесс овладения знаниями идет у школьников без преодоления трудностей, т.е. без какого-то напряжения духовных сил, по накатанной дороге, то развитие детей идет медленно и вяло. И наоборот, преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, а определенных, доступных ребенку, таких, которые лежат в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы. Мера трудности может снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика, вплоть до прямой помощи ученику. Но изначально каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности.

   Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с другими, в частности с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не означает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность учения. Этот принцип предполагает, что ученики при выполнении упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы, самостоятельно формулируют правила.

 Например, при изучении однокоренных слов на уроке русского языка во 2 классе учащиеся находят в предложении «Лесник шёл в лесу по лесной тропинке» слова, имеющие одинаковый корень. Выясняют, что они близки по смыслу, делают вывод об однокоренных словах и только после этого знакомятся с правилом, которое гласит, что слова, которые имеют одинаковый корень и близки по смыслу, называются однокоренными.

Ученики любят исследовательско-поисковую работу, им нравится открывать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений. Следовательно, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и рассматривается с разных точек зрения, и школьник без специально организованного повторения вновь и вновь воспроизводит изученное.              

Например, дети во 2 классе овладели понятиями «корень слова» и «однокоренные слова». В 3 классе появляется понятие «суффикс». Усваивая новое понятие и выполняя с этой целью разнообразные упражнения (выделить суффикс, образовать новые слова с помощью суффиксов и т.д.), дети без специального повторения вспоминают понятие «корень слова», осознавая уже его новое значение в составе слов.

Идти вперед быстрым темпом вовсе не означает, что учитель спешит как можно больше сделать на уроке. Данный принцип имеет не столько количественную, сколько качественную характеристику. Учитель не должен жалеть времени, чтобы внимательно выслушать ребенка.        

Принцип быстрого прохождения учебного материала обретает
свое полное звучание в принципе осознания школьниками процесса учения.

Принцип осознания процесса учения обращен как бы внутрь
на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового ему еще открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Например, можно детям предложить просто выполнить вычислительные действия сложения трёхзначных чисел, а можно повести детей другим путём: помочь осознать, что они знали о сложении двухзначных чисел и что нового им открылось при сложении трехзначных чисел.        

В процессе выполнения таких заданий школьник осознает необходимость заучивания отдельных правил и формулировок, причины ошибок при усвоении материала, понимает, как связаны между собой усваиваемые знания, каковы разные стороны овладения правописанием или вычислительными операциями, каков механизм возникновения ошибок и их предупреждения. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности.

     Высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В.Занкова подтверждает принцип систематической работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, требования постоянной заботы об их психическом и физическом здоровье.

   Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

   Важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов является особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, а деловые, доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям.

Необходимо помнить, что эти принципы действуют только в комплексе, в целой системе обучения, направленной на общее развитие. Регулярно проводимые мониторинги образовательного уровня учащихся показывают положительные результаты.

     В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и  творческих и коммуникативных достижениях

     

 Опыт работы показывает, что задания, проверяющие уровень подготовки в соответствии с государственными требованиями, дети выполняют качественно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе....

О Т Ч Ё Т об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе

Применение современных образовательных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей....

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ре...