Организация исследовательской деятельности младших школьников
статья по теме

Бабаева Ирина Юрьевна

 С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_seminar.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности младших школьников

И.Ю. Бабаева

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.

 С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.[1] Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Об организации учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов говорят и пишут не первый год. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности ребенка. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Собственную исследовательскую деятельность ребёнка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных.[2] Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

При этом следует обратить внимание на то, что исследовательская деятельность не предполагает создания учащимися какого-либо заранее планируемого объекта, что существенно отличает его от проектной деятельности. «Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека». [4]  Поэтому в обучении младших школьников, прежде чем перейти к внедрению элементов проектной деятельности в учебный процесс, необходимо: - подготовить обучающихся к поиску информации, интерпретации её; - научить задавать вопросы, выдвигать гипотезы; - уметь давать определение понятиям, классифицировать; - научить вести наблюдения, проводить простейшие эксперименты; - делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом; - уметь доказывать и защищать свои идеи. Все эти навыки должны формироваться постепенно и предварять переход к более сложной проектной деятельности.

 Кратко обозначим некоторые важные моменты исследовательской деятельности. Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ обучающихся: - Мотивация; - Выбор направлений исследований;

- Постановка задачи; - Фиксация и предварительная обработка данных; - Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез; - Оформление результатов работы; - Грамотное представление исследовательской работы; [3]

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;

Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

По поводу выбора темы исследования можно сделать некоторые замечания: тема должна быть интересна ребёнку, увлекать его; должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования; тема должна быть оригинальной; причем работа по теме не затягивалась бы на длительный период. Все вышеизложенное можно прочитать в работах Савенкова.

Мы же предлагаем вашему вниманию один из вариантов ведения исследовательской работы в начальных классах.

Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором учатся дети. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • Поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • Формирование первоначальных представлений о деятельности исследования.

Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошай-ка!», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребёнком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Эффективна работа в парах и группах, обучение схематизации, обучение правильным формулировкам понятий. Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • На приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • На развитие умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • На поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени  внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в  информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации; прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. В ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графическому расположению материала в виде таблиц, схем, чертежей.

Со второго класса организовываются специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Наличие занятий позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Ребята знакомятся с теоретическими понятиями исследовательской деятельности (исследование, информация, знание и др.) Осуществление коллективных исследований по определённому плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на само исследование, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. Проводятся кратковременные исследования в контексте изучения материалов различных дисциплин. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

    Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа». В процессе диалога учащиеся формулируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме). Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т.д.), изучить строение школы, ее окрестности и пр. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.

      Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

     3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

     4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

     5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево выбора»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

    6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

     В результате учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослым (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

На третьем этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. Увеличивается сложность  учебно-исследовательских задач, происходит переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками задач исследования, рассуждения, обобщения и выводы становятся осознанными и развернутыми. Основными формами деятельности школьников становятся мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.

      В III классе:        

      1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности (один раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования). На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

      2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен ранее). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

     3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить спои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественно-научными дисциплинами, иногда с социальными.

      4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования в течение урока.

В 4 классе  на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументированно доказывать сказанное.

 Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Мicrosoft Word (создание таблиц, списков), Мicrosoft Ехсе1 (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет.

 Предпочтительны следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные.

- по месту проведения: урочные, внеурочные.

- по времени: кратковременные, долговременные.

- по теме: предметные, свободные.

Любое балльное  выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальной школе не должно иметь место, потому что важно чувство успешности ребенка и преодоление первых трудностей также является шагом вперед. Здесь важна оценка самого ученика.

Педагог, другие школьники и участники собрания могут высказать оценочные суждения, имеющие форму пожелания или совета.

 Формы занятий, позволяющие представить результаты исследования, могут быть различными (конференция, презентация, выступление по теме, выставка достижений и др.) На каждом этапе обучения выявляются особо способные и заинтересованные дети. Особое внимание педагога должно быть направлено на ситуации, которые вызывают положительный эмоциональный отклик у детей.

Использованная литература:

  1. Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч.года.
  2. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
  3. Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
  4.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 – с. 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало  из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию спос...