Информационные технологии как повышение качества успеваемости
статья (1 класс) по теме

Ларина Наталья Владимировна

Сегодня уже совершенно очевидно, что программы повышения качества школьного обучения, предусматривающие использование ИКТ, приносят положительные результаты и для учащихся и для преподавателей. Еще большие надежды вселяет расширение масштабов применение самых последних и зарождающихся технологий. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать учащимся усваивать сложные концепции и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять учащимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Кроме того, использование ИКТ может способствовать вовлечению родителей в учебный процесс и повышению подотчетности и эффективности работы администрации школ. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса и уровень знаний каждого учащегося.

Применение ИКТ в образовании должно оставаться приоритетной задачей страны. ИКТ должны занять свое место в центре, а не на периферии учебного процесса. В интересах будущего необходимо обеспечить, чтобы:

— все ученики и преподаватели имели доступ к ИКТ в классах, школах и  дома;

все преподаватели умели эффективно применять ИКТ для того, чтобы помочь учащимся добиваться высокой успеваемости;

— все учащиеся обладали навыками пользования ИКТ;

— научные исследования и разработки привели к созданию нового более эффективного поколения электронных средств и поддержки и развития учебного процесса;

— использование ИКТ и сетевых ресурсов привело к трансформации учебного процесса.

Таким образом, задача, стоящая перед руководителями всех рангов, ясна. Необходимо реализовать стратегию внедрения ИКТ, предусматривающую создание такой системы образования, в рамках которой все учащиеся смогут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми новыми технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии как повышение качества успеваемости

Слово «технология »  происходит от греческого «techne», что в переводе означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под  процессом обычно принято понимать совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

 Цель информационной  технологии – производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В современном обществе основным техническим средством обработки информации служит персональный компьютер. Он является основным техническим средством реализации информационной технологии.

Существуют три  основных принципа компьютерной информационной технологии:

— интерактивный режим работы с компьютером

— интеграция с другими программными продуктами

— гибкое изменение данных и поставленных задач

Инструментарий информационной технологии – совокупность программных продуктов,  использование которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. К инструментарию можно отнести, например, все известные программные продукты общего назначения: тестовый процессор (редактор), настольные издательские системы,  электронные таблицы, электронные записные книжки, электронные календари.

Сегодня уже не вызывает сомнения, что компьютеры играют важную роль в цивилизации человечества, их внедрение приводит к коренному изменению технологии во многих отраслях современного производства. И от того, в какой степени и как будут решены проблемы компьютеризации обучения детей и молодежи, существенно зависит подготовленность подрастающего поколения к жизни в будущем обществе. Проблемы, с которыми сталкиваются дети, учителя, воспитатели в связи с компьютеризацией всех сторон жизни общества и всех сфер производственной деятельности, волнуют ученых, педагогов, социологов.

Основные применения ИТ в системе образования:

Орудийное — компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др.

Учебное — использование компьютера как средства обучения конкретному учебному предмету с применением педагогических программных средств специального назначения.

Профориентационное и трудовое — применение компьютеров и информационных технологий для выработки трудовых навыков и ориентации в разного рода профессиях.

Дефектологическое — компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития.

Досуговое — все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (развлечения, ведение личного архива и т. п.).

Учительское — применение компьютера в различных видах организационно-педагогической и методической деятельности, включая организацию и контроль учебного процесса.

Организационное — использование компьютера для  управления   школой  и другими учебными  заведениями, для обеспечения работы региональных, республиканских    и     союзных     учреждений     управления     народным образованием.

Рассмотрим один из видов  ИТ который позволяет повысить качество успеваемости школьника: учебное.

        

Учебное

Компьютер является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно, повышающим производительность труда, как самого учителя, так и каждого ученика в отдельности. Между учителем и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остается за учителем.

Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающим.

Технический прогресс все стремительней врывается в нашу жизнь. Все больше школьников имеют домашние компьютеры, начиная с восьмого, а то и более младших, классов. Все больше учителей понимают, что изучать компьютер надо, что без техники в наш век просто не обойтись.

После проведения всероссийской программы компьютеризации школ все мы с вами имеем возможность использовать новые технологии на наших уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся, и учителям доставляет большое удовольствие давать такие уроки. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.   Использовать ПК можно по-разному:

Использовать видеопроектор и экран как старый добрый кодоскоп. При этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, текст практической работы, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты. Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране - это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко.

Следующий способ использования техники (проведение исследовательской работы, тестов, индивидуальной работы с электронным учебником) требует сотрудничества с учителем информатики и предоставление для урока всего компьютерного класса.

Компьютер и цифровые технологии позволяют ребенку рисовать на специальной графической палетке или прямо на экране, равно как и копировать и сохранять рисунки, сделанные на бумаге, передавать их на большие расстояния, тиражировать их, делать доступными для миллионов людей через глобальную сеть Интернет.

При создании своих изобразительных сообщений ребенок может пользоваться, помимо собственных рисунков, еще и готовыми изображениями — фотографиями, репродукциями картин, любыми графическими материалами, почерпнутыми в глобальной сети. Это  дает возможность выражать свои мысли, говорить и общаться на языке образов.

Следующей возможностью является самостоятельная фотосъемка. Цифровая фотография, не требующая химической обработки, делает снимок немедленно видимым и легко включаемым (монтируемым) в любое послание, а также позволяет сопроводить его устным (в дальнейшем и письменным) комментарием.

Видеозапись — позволяет овладеть соответствующими операциональными навыками вполне доступным и первоклассникам. Придумывание сценария и монтаж видеофильма, его озвучивание и показ — замечательные способы развития мышления и речи младших школьников.

Звукозапись радикально изменилась с приходом цифровых технологий: компьютер позволяет сделать видимыми структурные очертания речевых и музыкальных посланий; практически мгновенно рекомбинировать их мельчайшие элементы, сопрягать звуковые планы с изобразительными (будь то оригинальные рисунки, фотографии или видео-фрагменты), организовать их хранение, каталогизацию и перекрестные ссылки.

Компьютер предоставляет разнообразные возможности для конструирования движущихся изображений, или анимации любых графических объектов — от простейших диаграмм, отображающих динамику изменения каких-то величин, до полноценных художественных мультфильмов. Слово "мультимедиа" родилось в западной торгово-промышленной практике почти полвека назад, когда рекламные кампании по продвижению какого-либо нового продукта или услуги стали включать наряду с печатными проспектами и телевизионными роликами выпуск мелких сопутствующих товаров с тем же ярлыком, сценические презентации, выступления актеров и певцов, интервью с экспертами, встречи с потребителями и т. д.

Такой подход очень напоминает то, как совсем маленький ребенок старается объяснить нечто важное для него. В его первых сообщениях рисунки перемежаются с текстами (или их имитациями), сопровождаются жестами, мимикой, устными пояснениями и демонстрирующим манипулированием вещами.

Компьютер позволяет малышу фиксировать, организовывать и оформлять подобную спонтанную активность в ходе сознательной работы над созданием и презентацией соответствующих "мультимедийных" посланий.

Обратимся к основной на сегодня форме грамотности — словесной. Самое важное — это изменение самого типа письменной активности, когда придумывание, планирование, редактирование, структурная перекомпоновка текста протекают параллельно с превращением мысли в буквы, слова и фразы.

Первым барьером, с которым сталкивается ребенок, является само "сопротивление материала": ручки и бумаги. Это сопротивление, в действительности, состоит из двух барьеров: непосредственное написание букв и изменение написанного. Комментарий учителя "Грязь!" был проклятьем многих поколений учеников.

Наш опыт работы показывает, что первый барьер для компьютерного письма оказывается намного ниже, чем для обычного. Время, затрачиваемое ребенком 3-7 лет на освоение компьютерного письма (со скоростью большей, чем письмо ручкой), оказывается в несколько раз меньшим. Известно положение о пользе письма ручкой для развития других умений и способностей ребенка. Конкретное доказательство этого тезиса — дело достаточно сложное, тем не менее мы считаем целесообразным обучение ребенка и компьютерному и бескомпьютерному письму параллельно. При этом компьютерное письмо используется для "запуска" процесса коммуникации, а бескомпьютерное используется там, где это наиболее осмысленно, в том числе — в математических записях, в дневнике, для создания художественных объектов.

Мы считаем, что еще более важным является преодоление "барьера изменения". Возможность вносить правку в текст по ходу работы принципиально меняет характер письма. В частности, деятельность школьника становится намного более "взрослой", предложения по совершенствованию текста, приходящие от учителей и товарищей, могут быть реализованы непосредственно, а не благополучно забыты в ожидании следующего сочинения.

Применение коммуникационных технологий может оказать и уже оказывает существенную помощь. Один из примеров — использование упомянутой выше мультимедийной презентации, когда во время устного выступления преподавателя или ученика на экране появляются заранее подготовленные ключевые слова, основные тезисы, краткие цитаты, разнообразный иллюстративный материал. Все это очень помогает выступающему контролировать собственную речь, подсказывает ему очередной поворот темы, задает оптимальный темп и ритм изложения. Презентация прочно удерживает внимание аудитории, помогая следить за развертыванием мысли докладчика и не упустить наиболее существенные моменты выступления.

Предметы на экране компьютера могут "называть себя" вслух, если ребенок указывает на них пальцем или курсором. Но они могут и показывать текстовое написание своего названия. До изобретения компьютера авторы книг делали это в течение многих веков, помещая рядом с изображением предмета его наименование. В компьютерном мире значение ссылок многократно выросло. Возникло экранное действие, соответствующее переходу к тому объекту (тексту, изображению или записанному звуку), прообраз которого имеется на экране, — знаменитый "клик" — нажатие клавиши мыши. Появился и специальный термин, отвечающий организации текстовой информации с помощью механизма ссылок — гипертекст. Если организованная таким способом информация включает фрагменты разной природы (мультимедиа), то говорят о гипермедиа.

Сегодня важнейшим технологическим элементом коммуникативной грамотности стало умение квалифицированно вводить текст с помощью клавиатуры (обычно это означает ввод вслепую).

Разумеется, очень желательно минимизировать число всевозможных технологических метафор, формальных операций и протокольных соглашений, которые ребенку нужно освоить, прежде чем ему удастся выразить хоть что-нибудь свое.

Выводы

Сегодня уже совершенно очевидно, что программы повышения качества школьного обучения, предусматривающие использование ИКТ, приносят положительные результаты и для учащихся и для преподавателей. Еще большие надежды вселяет расширение масштабов применение самых последних и зарождающихся технологий. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать учащимся усваивать сложные концепции и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять учащимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Кроме того, использование ИКТ может способствовать вовлечению родителей в учебный процесс и повышению подотчетности и эффективности работы администрации школ. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса и уровень знаний каждого учащегося.

Применение ИКТ в образовании должно оставаться приоритетной задачей страны. ИКТ должны занять свое место в центре, а не на периферии учебного процесса. В интересах будущего необходимо обеспечить, чтобы:

— все ученики и преподаватели имели доступ к ИКТ в классах, школах и                                 дома;

— все преподаватели умели эффективно применять ИКТ для того, чтобы помочь учащимся добиваться высокой успеваемости;

— все учащиеся обладали навыками пользования ИКТ;

— научные исследования и разработки привели к созданию нового более эффективного поколения электронных средств и поддержки и развития учебного процесса;

— использование ИКТ и сетевых ресурсов привело к трансформации учебного процесса.

Таким образом, задача, стоящая перед руководителями всех рангов, ясна. Необходимо реализовать стратегию внедрения ИКТ, предусматривающую создание такой системы образования, в рамках которой все учащиеся смогут воспользоваться преимуществами, предоставляемыми новыми технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние интерактивных информационно-коммуникативных технологий на повышение качества обучения.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информа...

Возможности современных педагогическихз технологий для повышения качества образования в школе в контексте реализации ФГОС нового поколения

Мы живем в век информационных технологий,когда меняется время,меняются люди и наша с вами задача-научить жить и адаптироваться новое поколение в новом времени....

«Организация работы кружка «Эрудит» с целью повышения качества успеваемости».

На  кружковых занятиях  школьные дисциплины можно изучить глубже, т.к. происходит поиск новых и отработка полученных на уроках знаний. Участие во внеурочной деятельности предполагается исклю...

Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.

Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...