Проектная деятельность на уроках в школе 1 ступени как основа форморования познавательных универсальных учебных действий.
методическая разработка по теме

Моисеева Наталья Александровна

Работа помогает организовать проектную деятельность младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_kursovaya.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Министерство образования и науки Владимирской области

ВИПКРО

Кафедра начального  образования

«Проектная деятельность на уроках в школе1 ступени как основа формирования познавательных универсальных учебных действий  »

Выполнил: слушатель курсов

учитель начальных классов МКОУ Красногвардейская

средняя общеобразовательная школа Моисеева Наталья Александровна

                                                   

 

                                                          Владимир  2013

                                                           Оглавление

1.Введение                                                                                                                             3 - 4

2. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС

 второго поколения.                                                                                        4 -10

             а) Понятие метода проектов в педагогической и методической                                    литературе.

             б) Проектная деятельность как вид учебной деятельности при

формировании  познавательных универсальных учебных действий младших

 школьников.                                                                                        

 3. Описание педагогического опыта по проблеме формирования

 Познавательных универсальных  учебных действий  младших

 школьников средствами проектной технологии.                                                10 -13

        а) Классификация, типология проектов.

        б) Результативность опыта.

4. Технологическая карта урока.                                                                        14 -18

5. Заключение.                                                                                       19 - 20

5. Список литературы.                                                                                21

                                                                                                

           

       1. Введение

Практическая актуальность: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

      Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  •  приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

Теоретическая актуальность исследования определяется тем, что в науке недостаточно исследований, посвященных проблеме, цель которой - сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья ,энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания. Все это свидетельствует о необходимости проведения детального исследования данной проблемы.

 Цель исследования:  апробировать проектную технологию, как средство формирования познавательной универсальных учебных действий у младших школьников.

    Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет исследования: процесс формирования (формы, методы и средства) познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в  проектной деятельности.

Задачи исследования:

1) проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого-педагогической литературе;

2) определить особенности формирования  познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности;

3) описать и обосновать формы и  методы средств, формирования  познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности;

4) представить результативность педагогического опыта.

Практическая значимость: в ходе исследования были рассмотрены формы, методы и средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов начальной школы.

Глава 2. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС

а)  Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике...

       “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.        

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом  деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.

Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного  способа взаимодействия с миром

 Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

        В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

        Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

        Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

        Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

                   Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».      

Подготовка к проектной деятельности ребенка  должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.

б) Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных  универсальных учебных действий .

     Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

      Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

       Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

     Начиная работу с первоклассниками в 2011-2012 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:

      низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

      неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

   неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца.  

      отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

 С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.

       Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

       Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы, которые определяют и позволяют решить задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

Принципы:

  • интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости.
  •  .непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

. Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта.

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская —требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта.

7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.

В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

    Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Направления деятельности:

  • совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся .
  • повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
  • организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения;
  • вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
  • сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
  • глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
  • приобретение коммуникативных умений;
  • выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

    Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы  следующие познавательные универсальные учебные действия младших школьников:

  • Умение вести поиск и выделять необходимую информацию;
  • Сформированы умения анализа и синтеза;
  • Умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию;
  • Владеет операциями классификации, умеет устанавливать причинно-следственные связи;
  • Умение выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
  • Может структурировать найденную информацию в нужной форме;
  • Развита рефлексия;
  • Может строить логическую цепь размышлений;
  • Владеет способами решения проблем;
  • Умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости;
  • Может поставить учебную задачу;
  • Умение формулировать проблемы и решать их;

Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии.

а) Классификация, типология проектов.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –  

     исследовательской, информационной, практической.

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
  2. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций

По доминирующей в проекте деятельности:

  • практико-ориентированные;
  • исследовательские;
  • информационные;
  • творческие;
  • ролевые.

По характеру контактов между участниками:

  • моно проект (в рамках одной области знания);
  • межпредметный проект.

По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • межрегиональные;
  • международные.

         По количеству участников проекта:

  • индивидуальные;
  • групповые.

         По продолжительности:

  • мини-проекты (укладываются в 1 урок);
  • краткосрочные (4-6 уроков);
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Остановимся  на общих подходах к структурированию проекта:

1.  Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2.  Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

6.    Защита проектов.

7.    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов 

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

  Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.

    Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

  Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация  (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.

  Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, которую Н.В.Иванова видит  в следующем:

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

  • умение спрашивать;
  • умение управлять голосом;
  • умение выражать свою точку зрения ;
  • умение договариваться;

             Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость».

Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

б) Результативность опыта.

Метод проектов я использую  в своей практике третий год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса.  Попытки использовать метод проектов  на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.

В ходе этой работы я пришла к выводу, что  проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной  жизни.

                                                     Заключение

          Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.

Были решены  следующие задачи:

  • раскрыто понятие метода проектов;
  • показана специфика применения проектного метода в начальной школе;
  • разработан и реализован творческий комплексный проект;
  • выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.

Цели достигнуты:  

  •  определены  возможности использования проектной технологии в системе урочной деятельности в начальной школе;
  • повысился  уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности.

Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;

  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки.

Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.

Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

               Список используемой литературы

1.Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. «Проектные задачи в начальной школе»       М. Просвещение 2011г.

2.Иванова Н.В. « Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе»//Начальная школа 2008г. №8

3.Иванова Н.В., Марунина Г.Н. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе» АРКТИ,2011г.

4. Пономаренко Н.К. «Формирование у младших школьников опыта проектной деятельности как одно из условий достижения планируемых результатов. Социальное проектирование» Наша новая школа 2011г.№1

5. Путинцева И.К. «К проектной деятельности готовить с раннего возраста» Наша новая школа, 2011г №1.

6.    Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения.

 

                                Список используемой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

Система формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Данная статья поможет в реализации ФГОС НОО в начальной школе. В ней описаны условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе, продуктивные технологии для фор...

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников

   Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»

Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...