Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды
статья (1 класс) по теме

Прокопенко Евгения Михайловна

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и макросоциума.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, вступивший в силу с 1 сентября 2013года, предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

  • гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
  • экономичность резерва учебного времени,
  • оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
  • применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

  • на формирование положительной мотивации к учебному труду,
  • интенсификацию коммуникативной среды,
  • развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
  • охрану здоровья учащихся

Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Поэтому в современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

Среди приоритетных современных педагогических технологий выделяют:

  • Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
  • Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве
  • Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения).Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей
  • Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). 
  • Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ).
  • ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
  • Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута.
  • Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
  • Коммуникативные технологии
  • Технология портфолио
  • Развитие критического мышления
  • Модульное обучение
  • Дистанционное обучение
  • Тестовые технологии
  • Технология выявления и поддержки одаренных детей
  • Технологии дополнительного образования

Из всего многообразия технологий с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов на 1 ступени обучения лучше использовать технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые, проектные технологии, обучение в сотрудничестве, систему «Портфолио». Именно они позволяют: оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивать развитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных способностей, сформировать индивидуальный маршрут обучения для одарённых детей, организовывать совместную деятельность ученика и учителя, направленную на создание образовательной среды, в которой ученик успешно развивается.

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например).

С целью высокого общего развития личности, создания основы для развития познавательных и творческих способностей хорошо использовать технологию развивающего обучения. Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Надо строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Задача  учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

С целью перехода от педагогики требований к педагогике отношений необходимо использовать обучение в сотрудничестве. Организация групповой работы учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности.

Ни один урок не должен обходиться без игровых элементов: дидактических или интеллектуальных.

Технологии игрового обучения позволяют решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

  • помогают обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
  •  обеспечивают самонастрой на жизнерадостность, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
  •  включают ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
  • воспитывают ответственность, аккуратность, что развивает способность ребенка к самоорганизации;
  •  позволяют учащимся сразу увидеть результат своей работы, а так же свои положительные и отрицательные стороны.

С целью формирования мотивов, ценностей, потребностей ЗОЖ и создания благоприятной социокультурной среды для развития ребенка обязательно надо использовать здоровьесберегающие технологии. Формы работы: спортивные викторины и соревнования; встречи со старшеклассниками-победителями спортивных соревнований; Дни Здоровья, туристические походы; тематические классные часы, конкурсы газет по спортивной тематике; ведение книги спортивных рекордов учащихся класса; встречи с тренерами детских спортивных школ, интерактивные игры по проблеме; обсуждение газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов.

Особое место занимает проектная деятельность. Цель - выход за рамки предметного содержания, переход на уровень социально-значимых результатов. Главное – помочь включить ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения и во внеклассной деятельности. Больше всего детям нравятся творческие коллективные проекты.

Аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс, заключаются, во-первых, в расширении возможностей получения необходимых знаний посредством подключения к разнообразным информационным каналам; во-вторых, в интернационализации процесса обучения, формировании электронного образовательного пространства, не имеющего национально-государственных границ.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет:

  • оказывать наибольшее влияние на эмоциональную сторону восприятия учащихся;
  •  повышать мотивацию  и  познавательную активность учащихся, интерес к изучаемому предмету;
  •  активизировать творческий потенциал школьников;
  •  расширять кругозор;
  • развивать желание работать с разными источниками информации.

В формировании развивающей образовательной среды актуальным является применение системы инновационной оценки «Портфель достижений» с целью получения инструмента самооценки познавательного и творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Система «Портфель достижений»  – это:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
  • формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («Я реальный» и «Я идеальный»);
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Использование технологии «Портфолио» на уроках и во внеурочное время способствует развитию познавательного интереса, формирует умение учиться.

Диапазон использования современных образовательных технологий достаточно широк:  включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями и сферу дополнительного образования.

Благодаря использованию всех современных педагогических  технологий можно добиться высоких результатов. Главное, чтобы все дети были охвачены деятельностью.

Список литературы

  1. Концептуальные положения системы Л. В. Занкова с точки зрения современной педагогики. – http://zankov.com/konseption.htm
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  3. Федеральный закон об образовании от 07.05.2013
  4. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе – Воронеж: ВОИПК и ПРО 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе"

В этом докладе на выступлении заседания МО я поделилась своим опытом применения электронных ресурсов и ИКТ в процессе обучения на разных его этапах....

Использование современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов

В презентации представлен теоретический и практический материалы об использовании современных педагогических технологий для формирования метапредметных результатов школьников...

Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Роль современных педагогических технологий для формирования положительной мотивации к узучению математики в начальной школе

В статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формиров...

Современные педагогические технологии – основа достижения качественного образовательного результата

В статье содержаться рекомендации, как организовать проектную деятельность в начальной школе....