« Реализация авторской программы воспитания «Семь Я»
материал на тему

Шевченко Наталья Владимировна

Актуальность применения авторских  программ воспи­тания с целью формирования  личностных качеств учащих­ся. 

 Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим  социокультурную  модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь  обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_konkurs.docx67.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный проект

в номинации лучший классный руководитель

« Реализация авторской программы воспитания «Семь Я»

учителя начальных классов, классного руководителя 4 класса

МБОУ СОШ№7  Шевченко Натальи Владимировны

Актуальность применения авторских  программ воспитания с целью формирования  личностных качеств учащихся

Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передать накопленный им жизненный опыт своим детям. Тревогу первобытного человека вызывала опасность остаться один на один с враждебной природой. Поэтому, как и у других животных, передача опыта выживания происходила под руководством инстинкта сохранения рода. Воспитывая, человек обучал детей тем правилам поведения, которые диктовала жизнь. Он образовывал их, придавая им те черты и качества своего образа, которые были необходимы для воспитания.

Таким образом, с древнейших времен утвердилось понимание воспитания как передачи жизненного опыта старших поколений младшим. Благодаря приобретению  навыков поведения человек становился

культурным, образованным, т.е. понимающим смысл своего существования и умеющим осмысленно реализовать его в своей жизни. Но процесс приобретения опыта такого воспитания направлен не на его осознание, а на приучение к определенным действиям. Воспитание посредством научения - необходимый этап в младенческом возрасте как человечества, так и отдельного человека.

Воспитание - это обучение принципам жизни. В связи с этим появляется возможность обращаться к тому в личности, что представляет наибольшую ценность для человека.

Таким образом, возникает основная проблема воспитания - проблема ценностного подхода к личности. Новое воспитание, произрастая на традиционной почве, но обращаясь к человеку и человеческому, предполагает неразрывность и взаимосвязь личностного и социального творчества. Важно помочь человеку, овладеть приемами творения, создавая для этого благоприятные условия - ситуации, требующие внутренней борьбы и преодоления. В первую очередь борьбы с собственными недостатками, преодоления сомнений в себе и своих возможностях.

Воспитательных задач немало. Они столь же важны как учебные и развивающие задачи уроков.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений людей в процессе деятельности. Регулярное выполнение этих заданий позволяет научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и людям, а по сути - научить их нравственному поведению.

Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у школьников умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей учащихся осуществляется путем дифференциации и

индивидуализации обучения. В любом классе нет, и никогда не будет двух одинаковых учеников, имеющих одинаковые интересы и способности по предмету.  

Воспитание коммуникативных умений у детей осуществляется в процессе обучения их умениям руководить учебной работой на отдельных этапах и уроках, работать в группе, общаться. Эти умения воспитываются путем постоянного обучения детей правилам общения перед началом выполнения различных заданий.

 Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим  социокультурную  модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь  обучающегося.  Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного,  морально-нравственного состояния общества и государства.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых  и детей, детей друг с другом в познавательной, эмоциональной, в поведенческо – волевой  сферах, где возможно присвоение  детьми  ценностей. При этом воспитание принципиально  не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Особенно важным является воспитание личностных качеств учащихся путем применения индивидуальных программ обучения и воспитания.

Авторская  интегрированная воспитательная программа по жизнедеятельности человека « Семь Я»

Интегрированная воспитательная программа по жизнедеятельности человека « Семь Я» включает в себя основные вопросы по всем направлениям деятельности человека в жизни. Таким, как культура поведения в обычных и экстремальных ситуациях, укрепление здоровья, самообразование и самовоспитание нравственных и творческих качеств, общий культурный кругозор, семейные отношения, выбор профессии и планирование жизненной карьеры, увлечения, религия.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

- Я и государство

- Я и школа

- Я и моя семья

- Я и нравственность

- Я и  здоровый образ жизни

- Я и правила поведения

- Я и культура

Цель программы - воспитание нравственных и творческих качеств личности, в процессе обучения учащихся основным правилам жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.

Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих задач на воспитательных занятиях:

       воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания;

       воспитание творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел;

    ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;

   формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения;

   обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры;

   формирование среды воспитания в классе и обучение учащихся организации и проведению коллективных и индивидуальных творческих дел;

   осуществление положительной коррекции среды воспитания в семьях и по месту жительства учащихся.

Концептуальные основы программы

 

Нравственность - одна из наиболее важных ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства являющаяся важнейшим духовным достоянием личности.

Программа по культуре жизнедеятельности человека « Семь Я»  содержит  работу по следующим разделам:

  • «Нравственные корни»
  • «Традиции»
  • «Правила жизни»

Каждый из данных разделов включает в себя ряд мероприятий различной формы направленности, но подчиненного единой цели - воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения учащихся основным правилам культуры жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.

Реализация программы предполагает использование соответствующих средств, способствующих достижению её задач. Это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально- технических и учебно-воспитательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие задачи по формированию и развитию нравственных и творческих качеств личности. 

Основные направления реализации программы:

 «Нравственные корни».

Цель: 

Воспитание нравственных и творческих качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел. Трудно найти такую область деятельности, от которой бы так много зависело, как от нравственного воспитания подрастающего поколения. Ведь нравственное воспитание - это процесс передачи опыта старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, к выполнению общественных функций гражданина, труженика, семьянина, защитника Родины;

процесс раскрытия в каждой формирующейся личности всех её подлинно человеческих качеств и творческих способностей, и последующее обращение их на пользу обществу, коллективу, окружающим людям.

«Традиции»

Цель: 

Передача молодому поколению богатого культурно-исторического, литературного, этического наследия России. Развитие в ребенке чувства любви к своей «малой Родине», возрождение обычаев, традиций, культуры Дона. Утверждение нравственных ценностей в сознании школьников через возрождение духовных традиций русской семьи.

За тысячелетия существования Руси накоплено богатейшее культурное наследие, обладателями которого является сегодняшняя молодежь. Понимание величия России, воспитание чувства восхищения, гордости к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации. Мы живем на донской земле, прославленной деяниями вольных казаков. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремительным и быстротечным. Здесь всегда было место подвигу - боевому и творческому. Возрождение истории культуры, традиций, духа и быта «донщины» является одним из компонентов нравственного воспитания.

«Правила жизни»

Цель: 

Ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственность экологической и общей культуры. Формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения.

Реализация  воспитательной программы

Реализация  воспитательной программы   направлена на достижение поставленной цели:  раскрытие индивидуальности  ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Главным  системообразующим  фактором служит   коллективная деятельность,

которая  в  большинстве случаев носит личностно-ориентированный

характер. Важную роль в раскрытии и развитии творческих  способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей:

  • равенство всех участников;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой,  самовоспитанием;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • ориентация не только и не столько на результаты творчества, сколько на сам процесс творчества;
  • выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов и.т.д. (без выбора нет свободы);
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

Основная цель данной программы заключается не в том, чтобы дать уч-ся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.

Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, педагоги школы - это сотоварищи и на наших уроках, и во внеклассной

деятельности класса.

Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики - учитель - родители - другие учителя - другие классы) базируются на следующих

принципах:

- Много знать - престижно;

- Помогать друг другу - нормально;

- Готовить дело по чужому сценарию - невозможно;

- Жить в неуютной обстановке - нельзя.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4-х лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному образу выпускника начальной школы.

Критерии оценивания результатов реализации программы

- динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся;

-личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умения, навыках; участие в  конкурсах и соревнованиях;

-динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- наличие законов, традиций класса;

-наличие фото, видеоматериала;

-продукты творческой деятельности (газеты, журналы, плакаты, сценарии);

-удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя;

Оценка эффективности реализации программы

- через анкетирование;

-диагностику уровня воспитанности;

-собеседование;

-тестирование;

Предполагаемые результаты реализации программы

- высокий уровень сплоченности коллектива;

- активное участие родителей в делах класса;

-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ;

-повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);

-активизация интереса к творческим занятиям;

-увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях);

Реализация  воспитательной программы

Содержание программы « Семь Я» соответствует возрастным особенностям  ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание  в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи. Воспитательная работа проходит  по

направлениям:

 

Я и  здоровый образ жизни

Цель:

Изучение состояния физического здоровья уч-ся и определение

возможных   путей преодоления физического нездоровья;

Демонстрация достижений уч-ся занятиями физкультурой и спортом;

Привлечение родителей и детей для пропаганды здорового образа жизни;

№п/п

Мероприятия

Ответственный

1.

Акция

« Внимание, дети!»

Кл.руковод.

Мин.здоровья

 и спорта

2.

День здоровья

Кл.руководит.

Мин.здоровья

 и спорта

3.

Акция

« Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

(по плану)

Кл.руковод.

Редколлегия

Мин.здоровья

 и спорта

4.

Осенний декадник

« Дорога и дети»

Кл.руковод.

Мин.здоровья

 и спорта

5.

Урок памяти

 « Нет жертвам ДТП»

Кл.руковод.

Мин.здоровья

 и спорта

6.

Зимний декадник безопасности дорожного движения

Кл.руковод.

Мин.здоровья

 и спорта

7.

Рыцарские состязания

Кл.руководит.

Мин.здоровья

 и спорта

8.

Экологическая акция

«Экология. Жизнь. Безопасность»

Кл.руковод.

Мин.образования

 Мин.здоровья

 и спорта

9.

Весенний декадник

«Дорога и дети»

Кл.руковод.

Мин.здоровья

 и спорта

10.

Спартакиада

«Президентские соревнования»

Кл.руководитель

Мин.здоровья

 и спорта

11.

Широкомасштабная акция

« Внимание, дети!»

Кл.руковод.

Мин.здоровья

 и спорта

12.

Акция

« У Светофора нет каникул»

Кл.руковод.

Мин.здоровья

 и спорта

- Я и моя семья

Цель:

Создание банка данных о семьях уч-ся и потребностно - ценностной сфере детей  и родителей;

Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях уч-ся;

Организация проведения совместного досуга родителей и детей, привлечение родителей к жизни класса, поощрение родителей, активно участвующих в жизни   школы и класса;

Профилактическая работа с социально-опасными семьями;

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

1.

Создание социального паспорта класса, паспортов асоциальных семей.

Кл. руковод.

2.

Проведение классных  родительских собраний( по плану)

Кл.руковод.

3.

Заседания родительского комитета класса (по плану)

Кл.руководит.

4.

Совместные мероприятия родителей и уч-ся( по плану)

Кл. руковод.

Род. комитет

Актив класса

5.

Спонсорская помощь родителей для обеспечения жизнедеятельности класса и школы

Родительский  комитет класса

6.

Посещение семей уч-ся на дому с целью решения вопросов обучения и воспитания

Кл. руковод.

Род. комитет

- Я и правила поведения

- Я и культура

Цель:

Изучение интересов и запросов уч-ся, их способностей и желания участвовать в  

общественной жизни в учебной жизни в учебном заведении;

Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов уч-ся;

Поддержка инициативы и творческих начинаний уч-ся, их стремления к

общению и совместному досугу;

№пп

Мероприятия

Ответственный

1.

Анализ занятости уч-ся во внеурочное время в учреждениях дополнительного образования

 Кл. руковод.

2.

Праздник « Спасибо Вам, учителя»

Мин. печати

Мин.культуры

3.

Конкурс творческих проектов « Прощай, осень»

Мин. печати

Мин.культуры

4.

Мастерская Деда Мороза

Мин.культуры

5.

Новогодний калейдоскоп

Мин.культуры

6.

Рыцарский турнир « За наших дам»

Мин.культуры

7.

Масленица

Мин.культуры

8.

Мисс класса

Мин.культуры

9.

День смеха

Мин.культуры

10.

День рождения класса

Мин.культуры

11.

Тренинги « Умение управлять собой»

« Справедливые отношения с друзьями»

« Храм искусства – театр. Театр и доброта»

Мин.культуры

12.

Экскурсии в театр, музей, кинотеатр (по плану)

Мин.культуры

Я и государство

Цель:

Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование  

умений и навыков правового поведения;

Развитие патриотических чувств уч-ся через организацию и проведение  

мероприятий, формирующих патриотизм на практике;

Посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры

проявления патриотизма и гражданской позиции;

№пп

Мероприятия

Ответственный

1.

Урок правовых знаний  « Права детей -забота государства»

Кл. руковод.

2.

Отчетно-выборное собрание « Выборы актива класса»

Кл. руковод.

Актив класса

3.

Акция « Ратные страницы истории»

Кл. руковод.

Мин.культуры

4.

Акция « Дорогой толерантности, мира и добра»

Кл. руковод.

Мин. культуры

5.

Акция « Мы граждане России»

Мин.культуры

Кл. руковод.

6.

Уроки правовой культуры

Кл. руковод.

7.

Акция «Долг. Честь. Родина»

Мин. культуры

Кл. руковод.

8.

Акция « Отроки во вселенной»

Мин.культуры

Кл. руковод.

Мин.образован.

9.

Акция « Георгиевская ленточка – наша память»

Мин. культуры

Кл. руковод.

10.

Вахта памяти

Мин.культуры

Кл. руковод.

Мин.образован.

11.

Праздник детских организаций

« Возьмемся за руки, друзья»

Мин. культуры

Кл. руковод.

12.

Тематические классные часы.

 « Исторические места нашего родного края»

« Для чего народам традиции?»

« Справедливость на улице и в общественных местах» 

Мин. культуры

Кл. руковод.

Я и нравственность

Цель:

Изучение нравственной воспитанности уч-ся школы и определение возможных  

путей коррекции нравственной воспитанности уч-ся методами и формами

воспитательного воздействия;

Создание условий для проявления уч-ся собственных достижений в проявлении

своих нравственных качеств;

Поощрение уч-ся, совершающих нравственные поступки;

№пп

Мероприятия

Ответственный

1.

Акция милосердия «Дорогие мои, старики», посвященная Дню пожилого человека.

Мин. культуры

Кл. руковод.

2.

Акция « Спасибо Вам, учителя»

Мин. культуры

Кл. руковод.

3.

Урок материнской славы « Восславим женщину-мать!»

Мин. культуры

Кл. руковод.

4.

Декада помощи детям – инвалидам « Вместе мы сила»

Мин. культуры

Кл. руковод.

5.

Смотр воспитанности учащихся

Мин. культуры

Кл. руковод.

6.

Благотворительная акция « Новогоднее чудо»

Мин. культуры

Кл. руковод.

7.

Уроки нравственности « Азбука нравственности»: «Милосердие. Добрые и злые дела », « Что такое порядочность и честность»,«Нравственные нормы людей»

Мин.культуры

Кл. руковод.

8.

Посещение музеев, театров, экскурсий, библиотек.

Мин.культуры

Кл. руковод.

9.

Операция « Подарок солдату»

Мин.культуры

Кл. руковод.

10.

Организация встреч с интересными людьми нашего города.

Мин. культуры

Кл. руковод.

Я и школа

Цель:

Изучение интеллектуальных возможностей уч-ся и динамики изменения

интеллектуальных достижений;

Развитие творческой инициативы и активности уч-ся в  

интеллектуальной деятельности;

Поддержка проявления таланта и незаурядности мышления;

№пп

Мероприятия

Ответственный

1.

Организация познавательных экскурсий

Мин. культуры

Кл. руковод.

2.

Конкурс сочинений об учителе

Кл. руковод.

Мин.образован.

3.

Конкурс творческих проектов

« Прощай осень»

Мин. культуры

Кл. руковод.

Мин.образован.

4.

Конкурс « Русский медвежонок»

Кл. руковод.

Мин.образован.

5.

Читательские конференции о прочитанных книгах.

Кл. руковод.

Мин.образован.

6.

Тематические классные часы и внеклассные мероприятия: « Чему нужно научиться в школьные годы», « Зачем нужно все время учиться?», «Что такое самосовершенствование?»

Мин. культуры

Кл. руковод.

Мин.образован.

7.

Конкурс творческих проектов « Зимушка-зима»

Мин. культуры

Кл. руковод.

Мин.образован.

8.

Участие в областной программе « А завтра была война»

Мин.культуры

Кл. руковод.

Мин.образован.

9.

Фестиваль традиции и обычаи донских казаков.

Мин.культуры

Кл. руковод.

10.

Акция « Отроки во вселенной»

Кл. руковод.

Мин.образован.

11.

Экологическая акция

«Экология. Жизнь. Безопасность»

Кл. руковод.

Мин.образован.

Работа по реализации воспитательной программы  строится через организацию внеклассных мероприятий, бесед, диспутов, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел, творческих проектов. Творческие дела планируются, готовятся и проводятся мною совместно с родителями, учениками. Через совместные дела родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели.

Одним из главных моментов является воспитание толерантности. Выслушать точку зрения другого (пусть и ошибочную), суметь дать оценку своей и чужой деятельности, терпимо относиться к людям, не похожим на тебя, - вот чему мы учимся на диспутах и тренингах. Однако самым значимым показателем является участие всех без исключения учащихся класса в различных акциях: по оказанию помощи детям из реабилитационного центра «Добродея» (Рождественский перезвон), детям – инвалидам (Вместе мы сила!), помощи престарелым людям в ходе акций «Ветеран живет рядом» и «Дорогие мои старики», акции «Подарок солдату».

Внеклассная работа позволяет классу обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива и его воспитанников. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться.

Диагностика воспитательного процесса в классе

В процессе воспитания всегда задается один из наиболее важных вопросов – каким должен быть современный человек, чтобы соответствовать условиям изменяющегося общества, какими качествами он должен обладать? Как можно достичь этого в процессе воспитания в условиях школы? Для успешной реализации задач  воспитательной программы  надо изучать  состояния воспитания, его реальных результатов, изменений, происходящих в сфере духовно-нравственного развития детей, условий, вызывающих эти изменения При решении этих задач нужно знать исходный уровень духовной и нравственной культуры отдельного ребенка или группы детей, находящихся в различных структурных подразделениях системы образования; периодически отслеживать и анализировать изменения с целью проектирования или корректирования дальнейших воспитательных действий.

 Считаю, что именно для этого и необходимы средства диагностики. С их помощью стараюсь более объективно оценить степень эффективности воспитательного аспекта работы коллектива, выявить ценностные ориентации детей, уровень их духовно-нравственного развития, определить направленность духовных потребностей, запросов и интересов, выявить характер межличностных взаимоотношений в коллективе и степень его сформированности. На основе всего этого становится возможным проектирование воспитательной работы в классе.

Мониторинг воспитательной работы классного руководителя 

позволяет мне отслеживать все сферы деятельности учащихся и позволяет иметь более достоверную информацию о состоянии воспитательного процесса в классе, межличностных отношений, увлечений и пр.

Так выглядит мониторинг воспитательной работы в 4 классе на конец учебного года:

Месяц

Диагностика

Итоговый документ

Сентябрь

Социометрия « Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

« Круг моих интересов»

Итоговая таблица по классу

Октябрь

Социометрия « Структура межличностных отношений ( по симпатиям)»

Итоговая таблица по классу

Ноябрь

 Тестирование  

  «Я и мои одноклассники», « Я и мой класс»

Итоговая таблица по классу

Декабрь

Тестирование  «Изучение  уровня развития воспитанности  учащихся»

Итоговая таблица по классу

Январь

Опросник  «Классный руководитель глазами ученика»    

Итоговая таблица по классу

Февраль

Самоанализ « Умею ли я учиться?»

Анкетирование  «Мой выбор»  

Итоговая таблица по классу

Март

Тестирование  учащихся «А вежлив ли я?»,

« Оценка    воспитанности  учащихся  во внешнеповеденческом аспекте»

Итоговая таблица по классу

Апрель

 Самоанализ  « Мой характер», « Кто я в классе?»

Итоговая таблица по классу

Май

 Заполнение личностного портфолио по вопросам: « Мои добрые дела», « Моя мечта»

Итоговая таблица по классу

  В течение всего периода обучения в классе ведется мониторинг воспитательного процесса, который представлен следующими данными:

Уровень сформированности коллектива

Изучение коллектива проходило по следующим показателям ( максимальный балл – 3):

Ответственность

Коллективизм

Сплоченность

Контактность

Открытость

Организованность

Информативность

Уровень воспитанности учащихся (максимальный балл-3):

Уровень воспитанности определялся по следующим критериям:

-Любознательность

-Прилежание

-Отношение к природе

-Я и школа

-Прекрасное в моей жизни

В определении уровня воспитанности учащихся участвуют сами ученики, родители, товарищи и педагоги, работающие в классе. Отрадно отметить, что практически по всем показателям уровень воспитанности учащихся растет.

Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся и учителей, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны, особенно отличается дух товарищества. Проведенное социометрическое исследование показало, что в классе нет «отверженных» и у всех ребят существует круг общения. Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственности, которые существенно влияют на общественное мнение в коллективе.

Ученическое  самоуправление

Всякий  раз вновь набирая  1 класс,  пытаюсь  вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И  сразу же возникают вопросы: Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся? Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

Развитие ученического  самоуправления по-прежнему остается приоритетным направлением воспитательной работы.  Главной целью этого направления считаю  привлечение к деятельности по самоуправлению большего количества учащихся, их родителей и социальных партнеров в лице общественных организаций.

Работая с классом по сплочению коллектива, ставлю перед учащимися следующие  задачи:

- сплочение детского коллектива.  

- активизация деятельности по основным направлениям воспитательной  

   работы.

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми разных возрастов

- приобщение учащихся  к различным видам организаторской и управленческой деятельности.

- развитие инициативы, творчества классного коллектива.

- выявление талантов.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющимися правами, обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Уверена, что смысл ученического самоуправления заключается не в управлении детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Работая с коллективом, по этой системе я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяют  их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными. Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это неотъемлемая часть в воспитании детей творческих, самостоятельных, инициативных, имеющих гражданскую позицию и свой взгляд на вещи.

Работа с родителями

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимся является сотрудничество с родителями, ведь семья всегда оказывала и оказывает значительное влияние на процесс развития личности  -ребёнка. Поэтому одной из важных задач в воспитательном процессе считаю сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Школа и семья должны работать совместно, так как у них единая цель - воспитание личности. От взаимоотношений учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и родителями.

При планировании работы с родителями руководствуюсь, в основном, следующими направлениями:

- школьный и классный план работы с родителями.

- пожелания и предложения родителей (данные получаю способом анкетирования)

- проблемные ситуации, которые складываются в конкретном классе в то или иное время в процессе обучения или воспитания учащихся или при общении и сотрудничестве с родителями.

Среди таких проблем можно выделить: проблемы поведения, успеваемости, физические и психологические особенности развития детей данного возраста, а также общие организационные вопросы класса, решаемые вместе с родителями.

Как классный руководитель родителям оказываю посильную помощь в воспитании детей: провожу беседы (индивидуальные и совместные), даю советы и рекомендации, информацию о детях, их поведении, успеваемости, рекомендуют педагогическую литературу для родителей,  организую  встречи  родителей с психологической службой.

Выбор форм работы  с родителями в начальных классах очень разнообразен. Основной опорой планирования работы с родителями являются пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса.

Думаю, в  первые годы обучения  классный руководитель должен уделять особое внимание работе с родителями. В класс приходят новые дети, новые семьи. Учитель должен многое узнать, познакомиться со всеми. Родители должны увидеть, что учитель с первых дней руководствуется принципом «школа - ребенок - дом», искренне интересуется, приглашает к  встрече  и сотрудничеству, что приносит пользу и интересно обеим сторонам. Тогда  в будущем  у  учителя не будет проблем при организации работы с родителями.

Вместе с родителями на родительских собраниях, формы проведения

 которых стараюсь разнообразить, совместно  решаем возникающие проблемы    обучения,   воспитания:

- адаптация детей в школе;

- способы улучшения успеваемости;

- трудности в обучении и их причины, помощь ребенку при учении;

- поведение и общение;

- воспитание вежливости, дружелюбия, дисциплинированности, проблема воспитания аккуратности и прилежания, здорового образа жизни и личной гигиены, проблема отношения к учителю, проблема прав ребенка, наказания и поощрения, воспитания сопереживания и сочувствия;

- улучшение психологического климата;

- общение со взрослыми и сверстниками, конфликты детей;

- организация свободного времени;

Родители помогают при организации мероприятий для детей: составляют сценарии,   изготовляют   костюмы   и   маски,   украшают   класс, помогают материально, родители сами участвуют в мероприятиях, организуют экскурсии на предприятия или в другие учреждения. Излюбленной "формой мероприятий» для родителей являются совместные праздники, участие в которых планируем заранее:

 

пп

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Праздник первого звонка

Сентябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

2.

День здоровья

Октябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

3.

Акция милосердия «Дорогие мои, старики», посвященная Дню пожилого человека.

Октябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

4.

Праздник « Спасибо Вам, учителя!»

Октябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

5.

Организация и проведение осенних каникул

Октябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

6.

Конкурс творческих проектов

« Прощай, осень»

Ноябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

7.

День матери

Ноябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

8.

Конкурс « Русский медвежонок»

Ноябрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

9.

Декада помощи детям – инвалидам « Вместе мы сила»

Декабрь

Род.комитет

Актив класса

10.

Новогодний калейдоскоп. Организация и проведение зимних каникул

Декабрь

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

11.

День защитника Отечества

Февраль

Кл.рассный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

12.

Операция « Подарок солдату»

Февраль

Род.комитет

Актив класса

13.

Масленица

Февраль

Кл.рассный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

14.

Праздник 8 марта

Март

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

15.

Организация и проведение весенних каникул

Март

Классный  рук-ль

Род.комитет

16.

Фестиваль традиции и обычаи донских казаков.

апрель

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

17.

День победы

Май

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

18.

День семьи

Май

Классный  рук-ль

Род.комитет

Актив класса

19.

Праздник последнего звонка

Май

Классный  рук-ль

Род.комитет

20.

День рождения класса

Май

Классный  рук-ль

Род.комитет

И дети хотят, чтобы родители были с ними, принимали активное участие и в их школьной жизни. Так на вопрос предпочитают ли ваши дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников в школе все, за исключением одного, ответили да. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.

В заключении хочу сказать, что успешность работы учителя с родителями зависит от взаимоотношений между ними в первые годы, большую роль здесь играет и тесное сотрудничество, и частые встречи, и установление первых контактов, и завоевание авторитета и еще многое другое.

Работа с учащимися

Общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Для  успешного  протекания процесса формирования личности ребёнка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественная, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.

В соответствие с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности, исходя из сформулированных целей и задач, классный руководитель определяет ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.

Индивидуальную  работу  с учащимися всегда связываю  с заботой  создания  в классе благотворительной среды для формирования личности каждого ребёнка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития уч-ся, с поиском наиболее эффективных приёмов и методов воспитательного воздействия на каждого ученика.

Начинаю всегда с главного: с изучения  индивидуальных особенностей каждого учащегося, с установления  контакта. В классе стараюсь создать  условия  для

проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся; При необходимости ( или по просьбе самого ребенка, или его родителей) оказываю  помощь  уч-ся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, школьного сообщества. В дальнейшем содействую воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию,

самоопределению.

Считаю, что данная работа дает свои результаты. В нашем классе создан теплый и дружеский микроклимат, позволяющий каждому найти себя и реализовать в любимом деле, раскрыв свои маленькие, но уже таланты, которыми гордится не только сам ученик, но и классный коллектив.

Так, например, поддерживая в детях их стремление к занятиям в кружках и секциях дополнительного образования, рекламируя достигнутые ими успехи не только внутри класса, но и на уровне школы, добилась почти стопроцентной занятости уч-ся во внеурочной деятельности.

Данная программа позволяет мне максимально развивать способности детей.  Младший школьный возраст является  стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Я разделяю точки зрения ученых, психологов, педагогов,  которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.

Мы часто слышим фразу: « Дети - наше будущее» Но задумываемся ли, от кого зависит  будущее наших детей? Человек 21 века - это творческая личность. Он должен быть  активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе. Чтобы воспитать такого человека, нужно измениться и самому воспитателю. Ведь « …. воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно  сложных микромиров, а для такого творчества нужна интуиция и глубокие знания…..» Ю.Рюриков.

Сложность  труда классного руководителя в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум. В моем  представлении классный руководитель 21 века – это прежде всего друг, по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Учитель учит и воспитывает детей, пока сам учится. Я полагаю, что работа классного руководителя с современными детьми должна основываться на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка, чтобы воспитать личность, надо помнить о нравственных традициях, сложившихся на Руси.

Моя задача, как классного руководителя, ориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью.    В процессе развития человек постигает культурное наследие прошлого, духовное богатство народа, знакомясь с литературой, живописью, историей и архитектурой, а также  традициями и обычаями своего народа .Чтобы реализовать свою воспитательную систему, каждый классный руководитель должен соблюдать заповеди воспитания:

1.Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

2.Учитывать уровень развития ученика.

3. Не навреди.

4.Не упусти момент первого успеха.

5.Создай условия для осознанной деятельности учащихся.

6.Предоставлять самостоятельность ребенку.

7.Не отходить от поставленных целей и задач.

8.Терпения, терпения, терпения…

А закончить  мне бы хотелось высказыванием Ш.А.Амонашвили:

« Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе»....

Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедлив...

Авторская программа воспитания "СемьЯ"

Паспорт программыНазвание программы«СемьЯ»Сроки реализации 2 годаРазработчик программыВечкина С.В. Участники программыУчащиеся  класса, классный руководитель, воспитатель класса, родите...

программа реализации авторского экологического проекта "Клуб СОЛНЫШАТА"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТКЛУБ «СОЛНЫШАТА» Автор: Виноградова Татьяна Павловна,учитель начальных классов,...

Обобщение опыта работы в рамках реализации авторской программы «Тропинка к здоровью» по здороьесбережению школьников.

Одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране – сохранение и укрепление здоровья учащихся. В нормативных документах, медицинской и педагогической литер...

Самоанализ реализации программы воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья" 28.03.2019г.

Представлен анализ работы за три года работы по программе воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья"...