Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)
план-конспект урока (1 класс) по теме

Нестеренко Елена Васильевна

   Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный)  подход (Learner-centred approach)  основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

 

 Конспект урока с позиции системно-деятельностного подхода . 1 класс. УМК «Школа России»

Учитель-Нестеренко Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Ефремкинской СОШ №8. Село Ефремкино,Ширинский район. Хакасия.

Предмет:   Обучение грамоте. Чтение.

Учебник : В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2011.

Возраст учащихся-6 лет, 1 класс.

Тип урока- закрепление и систематизация знаний

Форма урока- путешествие

Продолжительность урока-35 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lichnostno-orientirovannyy_podkhod.zip16.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ефремкинская СОШ № 8

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении.

(Из опыта работы)

                                                                             Подготовила: Нестеренко Елена Васильевна,

Учитель начальных классов

МБОУ Ефремкинской СОШ №8, Хакасия

2013г.

   Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный)  подход (Learner-centred approach)  основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

 На своих уроках я стараюсь  принимать ребенка таким, каков он есть на самом деле, пытаться проникнуть во внутренний мир ребенка и увидеть окружающее его глазами. При этом следует отметить, что без инновационных преобразований не обойтись. На уроке должны быть созданы такие условия, которые способствуют развитию личности каждого ученика. Личностное начало должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в личностно ориентированном подходе играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.

Такую работу я продемонстрирую на примере открытого урока в 1 классе:

 Конспект урока с позиции системно-деятельностного подхода . 1 класс. УМК «Школа России»

Учитель-Нестеренко Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Ефремкинской СОШ №8. Село Ефремкино,Ширинский район. Хакасия.

Предмет:   Обучение грамоте. Чтение.

Учебник : В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2011.

Возраст учащихся-6 лет, 1 класс.

Тип урока- закрепление и систематизация знаний

Форма урока- путешествие

Продолжительность урока-35 минут

Тема: Буквы Б,б, обозначающие согласные звуки /б/, /б/.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с буквами Б,б.

                2. Учить давать характеристики звукам.

        3.Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического                                                    

        мышления, внимания.

        4. Учить правильному, плавному и выразительному чтению.

          5.Воспитывать  чувство ответственности  за свои поступки.

Планируемые результаты

Предметные

Обучающийся научится:

- давать характеристику согласным звукам /б/ и /б*/,

- узнавать буквы, обозначающие  согласные звуки/б/ и /б*/,

-читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв Б,б

-выделять звуки /б/ и /б*/  из слов

Обучающийся получит возможность научиться:

 - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов

Метапредметные

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

. 1.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

3. Выполнять правила личной гигиены, безопасного

Ход урока

  1. Орг. Момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается Урок.

        2.    Мотивация

Эмоциональная( доброжелательность, заинтересованность учебным процессом- интересный конверт с заданиями, интересные формы -путешествие в Страну невыученных  уроков, встреча с Гномом Забывалкиным)

На доске портрет Гнома Забывалкина,(слайд 1) а рядом приглашение в Страну Невыученных уроков.

-Хотите отправиться в путешествие?  Тогда в путь! Закройте глаза, а сейчас откройте их (появляется указатель: Страна Невыученных уроков) (слайд 2)

-Вот конверт, из которого будут выскакивать задания. Я сейчас достану из него….(учитель достает  различные изученные буквы: Н,к о, л Т,  у, и , ы и незнакомые для ребят буквы Б,б. и помещает их на доске) (слайд 3)

-Давайте разделим эти буквы на 2 группы(гласные и согласные)

-Какие буквы мы никуда не поместили? (Б,б) Почему?(еще их не знаем)

-Узнаем в конце урока.

-Ребята, как вы думаете , что мы будем делать сегодня на уроке? (вспомним изученные буквы и звуки и познакомимся с новой буквой)

-А зачем нам надо знать все буквы?

-Что будет, если мы не научимся читать?

3.Целеполагание

Цель  и задачи урока согласуются  в обсуждении с учениками.

-Давайте еще раз озвучим цель и  задачи, которые нам предстоит решить в течение урока(Выслушиваются все ответы детей)

4.Актуализация знаний

-Ребята, посмотрите, какие интересные  телеграммы я достаю из конверта. Их подготовили дети из этой Страны. В этих телеграммах вопросы, на которые они не знают ответов. Поможем им?(учитель зачитывает вопросы, дети отвечают)

          Что такое речь? Какой бывает речь?

Какую речь называют письменной? Устной?

Из чего состоит речь?

Из чего состоят предложения?

На что делятся слова?

Из чего состоят слоги?

-Чем отличается звук от буквы?

-На какие группы делятся звуки?

-Киньте любой гласный звук.(запись на доске). –Что надо сделать, чтобы показать, что это звук?

Докажите, что он гласный.

-Какая буква обозначает этот звук?

-Какая эта буква? Почему?

(аналогичная работа проводится с любой согласной буквой)

-А где живут все буквы?

Буквы-значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все -……….. алфавит.

-Молодцы, ребята! С этим заданием мы справились! Теперь эти дети все запомнили и благодарят вас за работу!

И мы с вами выучили уже много букв из нашего алфавита. Повторим их.

…..Работа с гласными и согласными буквами.

-Оцените свою работу и работу класса.

5.Работа над новой темой.

_ Ребята, ваши друзья привели вас нас полянку, где жует травку домашнее животное , а на веточке сидит дикое животное.!

Послушайте две загадки.

  1. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?(белка)

2.Мычать умеет, рога имеет, а не корова. (бык). (слайд 4,5)

(вывешивается картинка)

Какое животное домашнее? Какое –дикое? Почему?

Поработаем над этими словами.

-Сколько слогов в слове БЕЛКА? БЫК?

-С какого звука начинается  слово БЕЛКА? БЫК? ( даем характеристику звукам) Сказать о том, что эти звуки парные. (слайд 6)

-Какие еще парные звуки вы знаете?

-А что нам понадобится , если мы захотим написать слова, в которых есть эти звуки? (буквы)

 Знакомство с буквой Б.

БУКВА Б ПРОСНЕТСЯ РАНО,
БУКВА Б _ БОЧОНОК  С КРАНОМ. (слайд 7)

- А на что еще похожа буква Б?

( что можно поместить вместо барабана?

-В какой домик пойдет жить буква Б? (в домик для согласных)

-Почему? (потомучто она согласная т.к. обозначает согласные звуки)

-Зачем нужна заглавная буква?

(Учитель помещает букву на доску)

6.Первичное закрепление.

А сейчас вместе с ребятами  поиграем в игру (все встают)

Игра. Услышь звук /б/   (хлопают в ладоши)

Кабинет, утюг, мама, бублик, кобра, мальчик, береза. (слайд 8)

-Молодцы! Ребята довольны вами! Они теперь знают эту букву.

-Оцените свою работу и работу класса.

-А сейчас давайте вернемся к буквам , которые достали из конверта.

-В какую группу уберем букву Б?

-Почему?

Работа в парах. (слайд 9)

-По всей полянке ребята  раскидали карточки с заданиями для вас. Найдите себе карточку и выполните задания:

(В тексте найти и подчеркнуть буквы Б,б))

Проверка.

Вот мальчик-гномик стоит с учебником  и предлагает по нему поработать.

Работа по учебнику. (слайд 10)

Иллюстрацию к какой сказке мы видим в учебнике?

( Сказка о царе Салтане».

А написал эту сказку А.С.Пушкин.(прочитайте эту сказку вместе с родителями)

Работа со слогами слияниями. (выделяем мягкие звуки). (слайд 11)

А вот стоит девочка . Она предлагает поработать в группах.

Работа по рядам

1ряд-придумать слово, которое начинается на твердый звук/б/(слайд 12)

2ряд-придумать слово, которое начинается на мягкий звук/б*/

Работа над словом и предложением.

…Читаем слова. Составляем предложение с каждым словом. Считаем количество слов в предложении.

…Читаем текст. Работаем по вопросам.

А сейчас ребята нам предлагают поработать самостоятельно.

Самостоятельная работа

Начертить схемы слов, разделить слова на слоги, найти ударный слог.
булка, бинт, баран, барабан, буйвол. (слайд 13)

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с эталоном. Выявляют и корректируют ошибки. Определяют способы действий , которые вызывают у них затруднения.

На этом наше путешествие заканчивается. И нам пора домой.

Все ребята-гномики  благодарят вас за работу. Они многому научились сегодня. И вы им в этом помогли!

7.Итог урока. Рефлексия.

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какая она? Почему?

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся с учителем :

-соотносят цель учебной деятельности и ее результаты;

-фиксируют степень их соответствия;

-намечают дальнейшие цели деятельности;

-Понравился ли наш урок? Чем?

-Какие задачи мы с вами ставили в начале нашего урока?

-Как вы считаете -удалось ли нам их решить?

-Кому скажем «Спасибо» за урок?

-Оцените свою работу на уроке.

-Над чем надо еще поработать?

 Вручение памятных подарков от белочки и бычка.

Характер учебных заданий: репродуктивный с включением самостоятельной работы и поисковый.

Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке:

-дети принимают проблемную ситуацию, заданную учителем;

-ставят цель, формулируют задачи по достижению заданной цели;

-планируют и осуществляют текущий контроль своих действий;

-самостоятельно выявляют и формулируют проблему;

-соотносят запланированный и полученный результат;

-планируют свою дальнейшую деятельность;

Формы освоения урока:

-самостоятельная;

-работа в парах;

-работа в группах;

-индивидуальная;

-фронтальная;

Методы, используемые на уроке:

-репродуктивный;

-эвристический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично-поисковый;

Применение технологий: игровая, здоровьесберегающая, технология развивающего, проблемно-диалогического обучения;

На  данном уроке  реализуются следующие принципы:

-принцип адаптивности(каждый ребенок работает на своем уровне сложности, в зоне своего развития- работа в группах, карточки);

-принцип целостности содержания образования( на уроке прослеживается связь с темами предыдущих уроков);

-принцип ориентированной функции знаний(ученики осознают необходимость приобретенного знания);

-принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера доброжелательности  и доверия)

На каждом этапе урока осуществляется межпредметная связь с уроками русского языка и окружающего мира, обеспечивается плавный переход  от одного вида деятельности к другому.

Большое внимание уделяется здоровьесбережению во время учебно-познавательного процесса -физминутка,  смена динамических поз.

Учитель – Нестеренко Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Деятельностный подход в обучении. (Из опыта работы, в соответствии с ФГОС)

Стандарты второго поколения прочно вошли в систему воспитания и обучения детей. Каждый педагог должен проанализировать свою работу, дать оценку формам и методам преподавания и воспитания. Наверн...

Системно -деятельностный подход в обучении. (Предоставление опыта работы).

Выступление на  педагогическом  совете  школы  по  представлению  опыта  работы  по  системно - деятельностному  подходу к построению урока....

Системно -деятельностный подход в обучении. (Предоставление опыта работы).

Выступление на  педагогическом  совете  школы  по  представлению  опыта  работы  по  системно - деятельностному  подходу к построению урока....