Использование игровых технологий на уроках
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Китаева Светлана Анатольевна

Как я использую игровые технологии на уроках математики, русского языка, окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках.

Приведу примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.  

Дидактические игры на уроках математики.

Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание.

На уроках математики мои ученики очень любят «заселять домики». Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

В начале урока, во время проведения устного счёта, провожу игру «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По моей команде  к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Я открываю примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример и т.д. выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.

        «Назови соседей числа»

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: я бросаю мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на мои вопросы. Бросая мяч,  называю какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда я бросаю большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

        Игра «Рыболовы»

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

        Игра «Забей мяч в корзину».

Ход игры:  На доске вывешиваю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 12, 18, 24. Каждому ряду даётся задание составить за определенное время (5минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд – с ответом 12, второй – с ответом – 18 и третий ряд – с ответом – 24. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

        Рифмованные задачи активизируют работу класса, вносят элемент занимательности, развивают воображение, внимание, мышление.

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10»

На тарелке восемь слив,

Рядом с ними груша.

Сколько фруктов, сосчитай,  

Съест сейчас  Андрюша?

Мама яблоки купила,

На тарелку положила.

Их нетрудно сосчитать:

Красных три и желтых пять.

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»

Ёжик по лесу гулял,

Всех грибами угощал.

Пять грибов он дал кунице,

Двадцать – рыженькой лисице.

И про белку не забыл-

Тридцать белых подарил.

Посмотрел в корзинку… пусто,

И ежу вдруг … стало грустно.

Сколько грибов было в корзине у Ежика?

Тема: «Табличное умножение и деление»

Купили шесть мартышек

Себе по восемь книжек.

Купили пять зайчишек

Себе по девять книжек.

А ребят узнать просили,

Сколько книг всего купили?

Шли цепочкой пауки,

На спине несли клубки.

Чтобы сети им вязать,

Надо, дети, нам узнать,

Сколько было пауков.

Сорок пять всего клубков,

Каждый нес клубков по пять…

Вы готовы отвечать?

Во многих дидактических играх, примеры которых я привела выше, а так же «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети  стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. Такие  игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.  Игра ставит учащихся в условие поиска,  пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми,  находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

         Список подобных игр можно продолжать довольно долго. Все они способствуют развитию внимания, вычислительных навыков, прививают детям чувство коллективизма, ответственности.

        Правила игры должны быть простыми и чётко сформулированными. Материал игры посильный для всех детей. Игра интересна только в том случае, если в ней принимает участие каждый ребёнок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес. Подведение результатов должно быть чётким и справедливым.

Обобщая опыт своей работы я пришла к выводу, что для многих учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать, отбирать и применять увлекательный игровой материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма ввожу игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Дети очень любят такую форму игры. Причём загадки можно использовать при изучении различных орфограмм. Такие, как парные согласные на конце слова, безударные гласные в корне слова и т.д. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность.

        Рифмованные стихотворения на запоминание правил:

Имя существительное.

Имя существительное-

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы «кто?» и «что?»

Всегда отвечает.

Местоимение.

Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения:

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они.

 Спряжения глаголов.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая: брить, стелить.

И еше: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на –е  спрягать нельзя!

Игра « Шифровальщики"

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил        ански        кьоинк

лыжи        санки         коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

«Кто что делает?»

Тема : «Глагол»

         На доске три столбика слов, обозначающие предметы. Члены команд по очереди выходят к доске и пишут справа слова, обозначающие действие данного предмета.  Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание:

повар                              учитель                            пекарь

врач                                кузнец                              художник

баянист                          маляр                                портниха

ветер                              дождь                                солнце

гром                               огонь                                 снег

трава                              ручей                                 вода

«Поймай слово»

Тема: «Правописание сочетание чу, щу»

        Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-ая команда записывает слова с сочетанием чу, 2-ая – с сочетанием щу. Учитель диктует слова. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

        Щука, чугун, щуплый, тащу, кричу, проглочу, чудо, чужой, вытащу, чулок, чудовище, чулан, печурка, чучело, чурбан, притащу, щупать, чувство, запущу, чурка, отпущу, хочу.

        Незаменимая книга, которую я очень часто использую  на уроках русского языка, «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин. ООО «Издательство Астрель». В книгу включены занимательные диктанты и увлекательные творческие задания, рифмовки и сказки, игры и конкурсы для уроков русского языка, буквально по всем темам курса начальной школы.

 «Занимательное азбуковедение» составитель В.В. Волина – сборник веселых и занимательных стихотворений, поговорок, игровых упражнений, подобранных на каждую букву алфавита. Книги Т. Рик очень помогают при изучении частей речи.

 На уроках окружающего мира.

Игра «Вкус продукта»

Тема «Вкус»

        Ученики  первого ряда называют продукты.  Они «менеджеры», предлагающие свой товар а ученики второго ряда отгадывают, какой вкус они имеют, они «дегустаторы». Например: лимон – кислый, сахар – сладкий и т. д. Ученики третьего ряда – наблюдатели и экспертная комиссия по проверке правильности определения вкуса того или иного продукта. Кроме того,  они  должны помочь «дегустаторам» назвать правильные вкусовые качества продукта, если те затрудняются.

Игра «Советы врача»

Тема «Кожа»

        Представим на время, что мы находимся в травматологическом отделении клиники, все мы – специалисты. В области оказания помощи пострадавшим.

        Выбираем врача-травматолога, который призван лечить травмы различного происхождения. Все остальные ученики – члены консилиума врачей. Врач оказывает помощь пациенту. А мы внимательно следим за его действиями, при необходимости даем рекомендации и советы, показываем правильные действия по обработке ран, перевязке и т.д.

Игра «Четыре стихии»

Тема «Что такое внимание»

        Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

        Процедура игры:учащиеся сидят на стульях. По моей команде  выполняют определенные действия.

Команда

Движение руками

«Земля»

Учащиеся опускают руки вниз.

«Вода»

Учащиеся вытягивают руки вниз.

«Воздух»

Учащиеся поднимают руки вверх.

«Огонь»

Учащиеся вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Дидактические игры при обучении грамоте.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма

Ра на

По ра

Ко ра

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

        Игра "Кто быстрее, кто больше ?".

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

         Подбор синонимов, антонимов, омонимов.

Труд, работа;

День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

Лисичка гриб, лисичка животное.

        Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию. Все это способствует и развитию голосового аппарата, и  темпа речи.

        Список подобных игр можно продолжать довольно долго. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.         

Игра  должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

1.Значительно повышается познавательный интерес младших школьников.

2.Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным.  На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач.

3.Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

4.Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"

Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Использование игровых технологий на уроках английского языка.

Игра и игровые технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они используются для поддержания мотивации всех детей к участию в обучении, способствуют ...

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках английского языкаС детьми к предмету, а не с предметом к детям.Р. ШтейнерСоциально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего ...