Рабочая программа кружка интеллектуального направления "Я -исследователь"
рабочая программа на тему

Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы исследовательской деятельности младших школьников А. И. Савеноква

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmaya.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено                                                                          Утверждено

на методическом объединении                                 Приказом директора школы

Протокол от_________№                                             от_________  №_______

Рабочая программа

Кружка « Я – исследователь»

3-4 класс

Разработчик программы

Латкина Татьяна Леонидовна

должность: учитель начальных классов

педагогический стаж : 31 год

квалификационная категория - высшая

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка «Я – исследователь» составлена на основе авторской программы А.И. Савенкова «Я- исследователь». Программа составлена на 1 год для обучающихся 3- 4 классов и рассчитана на 34 ч.

   Организация кружка «Я -  исследователь» призвана вовлечению учащихся начальной школы в поисково – исследовательскую деятельность  во внеурочное  время .

   Заседания кружка проводятся один раз в неделю. Они могут проводиться в виде бесед, лекций, конференций, практикумов, презентаций, художественных мастерских, экскурсий, диспутов и т. п. Формы и способы организации занятий: групповые, индивидуальные, практические и теоретические.

   Выбор темы и периодичность исследований зависит от желания учащихся, строго соблюдается принцип добровольности. В свободное от исследований время на занятиях кружка дети решают головоломки, ребусы, логические упражнения, изобретательские задачи, учатся составлять их сами.

   Продолжительность занятия не более 1 часа. Каждый ученик заводит «Дневник юного исследователя» для индивидуальной работы на занятиях кружка.

ЦЕЛЬ: углубление знаний, умений и навыков по всему циклу образовательных программ начальной школы на основе индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка; расширение кругозора для формирования целостной картины окружающего мира.

ЗАДАЧИ:

1. Удовлетворение познавательных интересов учащихся, развитие                      любознательности, инициативности.

2. Развитие мышления ( интеллектуальных умений ) через сравнение, обобщение, сопоставление, классификацию, установление взаимосвязей, закономерностей, умение делать выводы на основе умозаключений.

3. Развитие навыков самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Этому будет способствовать формирование у учащихся следующих умений:

      - добывать нужную информацию различными способами из дополнительных источников;

      - выделять главное ( существенное и более значимое) в большом объеме информации;

      - планировать свою самостоятельную деятельность.

4. Развитие творческих способностей детей: воображения, фантазии, представлений, артистизма, художественных наклонностей.

5. Формирование навыков объективного оценивания свого труда и труда своих товарищей.

6. Формирование навыков работы в сотрудничестве с другими учащимися, учителем -  консультантом, родителями и другими людьми, которые могут оказать помощь в исследовательской работе.

7. Развитие коммуникативных умений: взаимодействие с окружающими, умение дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, проводить опросы, вступать в диалог, выступать перед аудиторией.

8. В зависимости от выбранной темы реализуется широкий круг воспитательных задач:

      - воспитание трудолюбия, уверенности, умения доводить начатое дело до

         конца;

      - экологическое воспитание, любовь к природе;

      - духовно- нравственные качества;

      - воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, к малой родине;

      - воспитание самоуважения и уважения к окружающим людям.

Содержание программы.

1. Вводное занятие ( 1ч.).

Исследовательская деятельность одна из форм получения новых знаний.

Практическая работа :оформление  «Дневника юного исследователя».

2. Выбор темы (2 ч. ).

Выбор темы в соответствии с личными интересами. Знакомство с вопросами, которые помогут выбору темы (Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь: математика, история и т. д.? Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Что из изученного в школе хотелось бы мне узнать более глубоко?). Знакомство с перечнем тем для самостоятельных исследований.

Практическая работа :диагностика интересов учащихся.

3. Виды исследований ( 4 ч.).

Виды исследований: опыты, наблюдения, эксперименты, исследования фантастические, теоретические, экспериментальные (эмпирические).

4. Формы защиты исследований ( 3 ч.).

Доклад, реферат, проект, сообщение, поделка, и т. п.

Практическая работа: сообщение , доклад, реферат по выбранной теме.

5. Планирование исследовательской деятельности ( 2 ч.).

Цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, методы исследования, работа с дополнительной литературой (сбор и обработка информации), защита исследования.

6. Работа с дополнительными источниками (4 ч. ).

Дополнительные источники информации : книги, справочники, энциклопедии, газеты, журналы, радио и телевидение, Интернет.

Практическая работа: работа с дополнительными источниками по выбранной теме.

7. Критерии оценивания , виды голосования (2 ч.).

Выбор и обсуждение критериев оценивания предложенных учителем. Бальное оценивание. Выведение среднего балла. Голосование очное и тайное.

Практическая работа: оценивание сообщений, тайное голосование            

« Лучшее сообщение»,  голосование « Лучший дежурный класса».

8. Мини – исследования (3 ч.).

Практическая работа  по выбранной теме с дополнительными источниками.

9.Социологические исследования (3 ч.).

Опрос, анкетирование, тест.

1 0. Резервные часы (10 ч. ).

Защита самостоятельных исследований, работа над проектами, демонстрация коллекций, выступления перед учащимися других классов.

Тематическое планирование кружка «Я - исследователь »

(34 часа)

       Тема   занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

    Беседа, оформление дневника юного исследователя.

1

0,5

0,5

2

Выбор темы

  Беседа- обсуждение, диагностика интересов учащихся.

2

1

1

3

Виды исследований: опыты, наблюдения, эксперимент (фантастические.,  теоретические, эмпирические)

Беседа, практикум.

4

1

3

4

Формы защиты исследований: доклад, проект, презентация, реферат,  сообщение, поделка, концерт и т.п.

Беседа, практикум.

3

1

2

5

Планирование исследовательской деятельности.

   Практикум, беседа

2

0,5

1,5

6

Работа с дополнительными источниками

Беседа, практикум

4

1

3

7

Критерии оценивания, виды голосования.

Беседа-обсуждение, практикум, бальное оценивание, выведение среднего балла.

2

0,5

1,5

8

Мини-исследования

Беседа, практикум

3

0,5

2,5

9

Социологические исследования: опрос, анкетирование, тест

Беседа, практикум по составлению анкет, тестов, опросов.

3

0,5

2,5

10

Резервные часы

Защита исследований, решение творческих и исследовательских задач, консультации, работа над проектами и исследованиями.

10

-

10

11

Итого

34

6,5

27,5

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-  положительное отношение к исследовательской деятельности;

-  широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные

и внешние мотивы;

-  интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

 проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,

наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов

ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее

с позицией партнеров при выработке общего решения

в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно

и точно передавать партнеру необходимую информацию

как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Результат исследовательской работы обучающихся:

- реферат                    - проект                    - газета

- модель                     - макет                      - игра

- карта                        - сочинение              - коллекция

- сообщение               - рисунок                 - сказка

- чертеж                      - инсценировка        - концерт

- социологический опрос            - дидактическое пособие

- дневник наблюдений                 - описание опыта

Практическое применение детских работ

1. Сообщения, доклады на уроках в своем классе.

2. Выступления перед учащимися других классов как на уроках, так и на

    внеклассных мероприятиях.

3. Выступление перед родителями , жителями села.

4. Использование подготовленных материалов, пособий учителем во время

    образовательного процесса.

5. Демонстрация материалов, пополнение экспонатов, использование данных

    в работе школьного музея.

6. Участие в различных районных мероприятиях ( конкурсах, слетах,

    конференциях).

7. Организация выставок, концертов.

8. Использование данных, полученных детьми, учителем для написания

    статей, публичных выступлений.

Критерии оценивания работ

1. Самостоятельность работы.

2. Важность темы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Качество выполнения продукта.

5. Использование наглядности.

6. Убедительность презентации.

7. Ответы на вопросы.

Критерии оценок предложенные учителем обсуждаются на одном из первых заседаний кружка вместе с детьми, могут быть дополнены или изменены после коллективного обсуждения.

 

Учебные и методические пособия:

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для

младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная ли

тература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. -

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб

ная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет.

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб

ная литература», 2010. 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 67 лет.

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб

ная литература», 2011. 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 78 лет.

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учеб

ная литература», 2011. 32 с.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

68 лет. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издатель

ство «Учебная литература», 2010. 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения

младших школьников. Самара : Издательство «Учебная ли

тература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения.

М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс

   Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...

Рабочая программа кружка социальной направленности "Мир вокруг нас", 4 класс

Рабочая программа кружка социальной направленности "Мир вокруг нас". Срок реализации 1 год. Возрастной диапазон программы - 10 - 11 лет...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...

Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1-4 классов,срок реализации 2 года

Программа  " Волшебная палитра"разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение...

Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Город Мастеров» для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 2 года

Программа"Город мастеров" разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности...