Физкультурно-оздоровительные упражнения в организации деятельности учащихся начальной школы
статья по теме

Панкова Татьяна Васильевна

Статья рассказывает о разнообразных формах организации ежедневной двигательной активности учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МКОУ Курловская средняя общеобразовательная школа №1

                                          Гусь – Хрустального района

 Здоровьесберегающие технологии в образовательном    

                   процессе младших школьников

«Физкультурно-оздоровительные упражнения

в организации деятельности учащихся начальной школы»

                                                                              Подготовила: Панкова Татьяна Васильевна

                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                     

      Организм младшего школьника отличается незавершенностью развития важных органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

      В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности  школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся не менее 2 часов в день.

На этом слайде представлен двигательный режим учащихся начальных классов.    

(слайд 2)

                     Двигательный режим учащихся  начальных классов

                  Виды движений

Продолжительность (мин.)

Утренняя гимнастика

10-15

Гимнастика до начала учебных занятий

5-7

Физкультминутки на уроках

1-2

Гимнастика для глаз

1-2

Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию)

1-2

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

2-3

Динамические перемены

25-30

Урок физической культуры

35

Прогулки с подвижными играми

35-90

Спортивный час в группе продлённого дня

35-90

Занятия в спортивных секциях

2-3 раза в неделю

Внутришкольные спортивные праздники

ежемесячно

Внутришкольные спартакиады

по календарю соревнований

     Объём двигательной активности ребёнка в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействовать разностороннему развитию.

     Установлено, что движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения: урок, внеклассное занятие, подготовка домашнего задания и т.д.

    Недостаток в движении снижает уровень физических функций, задерживает развитие, вызывает затруднения в усвоении школьной программы.

    Как же добиться оптимальной двигательной активности ребёнка?

   Уроки физкультуры, внеклассные физкультурно-оздоровительные мероприятия, секции – всё это имеет огромное значение, но не решает проблему до конца.

    А что же можно сделать для организации ежедневной двигательной активности для каждого ребёнка?

    Учителя  нашей школы в своей  работе применяют разные  формы по организации ежедневной двигательной активности учащихся. Мне бы хотелось поподробнее рассказать о нескольких из них. Первая – это гимнастика до начала учебных занятий.

(слайд 3)  

                        Гимнастика до начала учебных занятий

                                                 Задачи:                              

  • Ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • Формировать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма;
  • Воспитывать привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями;
  • Достичь оздоровительного и закаливающего эффекта.

    Гимнастика до начала учебных занятий обеспечивает быстрое включение в активную работу, помогает формировать правильную осанку, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

    Для эффективности гимнастики необходимо выполнять комплексы упражнений, соблюдая определённые условия.

(слайд 4)

                              Гимнастика до начала учебных занятий
                                          Условия проведения:

  • Комплекс упражнений проводится за 5-7 минут до начала занятий в хорошо проветренном помещении;
  • Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности:

     - для осанки;

    - для мышц плечевого пояса и рук;

    - для мышц туловища;

    - для нижних конечностей;

    - на внимание.

  • По мере привыкания к комплексу в него включают новые упражнения или усложняют ранее разученные.

На этом слайде показано как проходит гимнастика до начала занятий в 1-Б классе.

  (слайд 5)

Следующая форма организации ежедневной двигательной активности – это физкультурные минутки.

  (слайд 6)

                                     Физкультурные минутки
                                               Задачи:

  • Снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на другой вид деятельности, что способствует повышению их активности на последующем этапе работы;
  • Возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
  • Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

    Физкультурные минутки  переключают внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, что способствует повышению их активности на последующих этапах работы,

 помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы.

     Мы привыкли видеть физкульминутки неотъемлемой частью урока. И это действительно важно. Каждый учитель знает, что для рациональной организации урока необходимо проведение двух физкультминуток, состоящих из 3 – 4 упражнений по 4 – 6 повторений каждого.

      На своих уроках мы применяем разные виды физкультминуток.

(слайд 7)

- пальчиковая гимнастика;

- физкультурно-спортивные физкультминутки;

- двигательно-речевые физкультминутки;

- гимнастика для глаз;

- дыхательная гимнастика;

- танцевально-ритмические физкультминутки;

- дидактические игры с движениями.

На этом слайде представлены моменты уроков в 1-Б классе, когда учащиеся выполняют физкультминутки.

(слайд 8)

    Но регулярные физические упражнения важны при любом обучении. Поэтому мы включаем физкульминутки и при организации внеклассных мероприятий. Мы стараемся приучить детей и дома при выполнении домашних заданий не забывать выполнять физкультминутки. Поэтому на одном из первых родительских собраний мы рассказываем родителям о значении двигательной активности, а для организации занятий предлагаем воспользоваться памяткой «Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий с первоклассником». Приложение

Ещё одна форма организации ежедневной двигательной активности, которую мы активно применяем в своей работе с детьми – это динамические перемены.

 (слайд 9)

    Динамические перемены – это ежедневный активный отдых на удлинённых переменах, который обеспечивает ученикам сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашнего задания.

    Для организации динамических перемен мы стараемся подбирать игры с простыми правилами и привлекать детей в дружелюбной форме (без принуждения). Такое сочетание отдыха и движения обеспечивает высокую работоспособность в течение дня и  способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Методы, формы , средства организации деятельности учащихся начальной школы МБОУ «Баргузинская СОШ»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся начальной школы

Методы, формы, средства организвции деятельности учащихся начальной школы...