ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
материал по окружающему миру по теме

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и воспитание активного деятеля, способного самостоятельно  прогнозировать происходящее, принимать решения и действовать в окружающей социодействительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr_2009-2010g..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Московская международная гимназия

Тема по самообразованию:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.


учитель: Подшибякина О. А.

2009-2010 уч.г.


Одна из главных задач совершенствования качества российского образования- формирование и личностной готовности детей к активной жизни в современном обществе. В связи с чем обосновывается необходимость изменения учебных и воспитательных целей образования в направлении от знаниевой парадигмы к компетентностной, обеспечивающей формирование у школьника таких познавательных и личностных способностей, которые обеспечивали бы его готовность к профессиональному. Политическому и социальному самоопределению в изменяющихся условиях жизни.

Отмеченные направления находят отражение в современных подходах к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира. Но и воспитание активного деятеля, способного самостоятельно диагностировать. Прогнозировать происходящее, принимать решения и действовать в окружающей социодействительности.

За последние годы проведена большая работа по развитию содержания курса "окружающий мир". Усложняется система естественно-научных, социоприродных понятий, обязательным становится включение экологических знаний в практическую деятельность. Расширяется работа по формированию социально-экологических представлений.

Не менее значимым является и эстетический смысл познания. Эстетическое отношение содержит элемент созерцательности в познании. Что проявляется в глубокой заинтересованности человека в сущности явления, а не только в его прагматической функции.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям. Прежде всего, у школьника должны быть сформированы внутренние средства исследовательской деятельности - предметные действия., а именно6 умение подчинять своё восприятие поставленной задаче, умение видеть объект с разных точек зрения, сопереживание, осмысление и т.д. важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте- овладение научным методом.

За двадцать лет педагогической деятельности у меня сложился свой метод работы с младшими школьниками. Они хотят учиться. Но учиться активно. Интересно. Учитель должен стремиться создавать все необходимые условия, чтобы на уроке рождались открытия.

Исследовательская деятельность - это специально организованная деятельность под руководством учителя, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. Исследовательские задачи, решение которых предполагает выполнение нескольких этапов исследования, являются основной формой организации исследовательской деятельности учащихся. Их решение лежит в зоне ближайшего развития младших школьников.

На уроках природоведения достаточно легко организовать исследовательскую деятельность, но необходимо учесть. Что положительным результат будет только тога. Когда существует система обучения исследованиям.

Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к знаниям превращает их в исследователей.

Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции.

 В 1-ом классе всё началось с урока "Кто такие птицы?". Потом были тематические уроки: "Откуда берутся снег и лёд?", "Что такое радуга?" и другие. Поиск ответов приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить доступные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таких уроках становится сторонним наблюдателем, говорит-"не делай, как я", а " иди вперёд, я рядом с тобой".

Над формированием своих научных убеждений учащимся на первых порах лучше работается в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического климата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Во 2 классе мы начали заниматься проектно-исследовательской деятельностью Взрослые не должны навязывать детям тему - надо дать им возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить детей работать над проектом (особенно если речь идет о целом классе), ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое. проект? Я сама должна быть увлеченным человеком, знать и любить что-то так, чтобы и дети это увидели и полюбили так, как я это люблю. Растения! Цветы! Вот то, что нужно! Ведь именно цветы вдохновляют, делают человеческую душу богаче, чище, добрее. Каждый должен вырастить свой сад и, отдавая дань природе, совершенствовать свой внутренний мир.

Предлагаю учащимся находить нужный материал не только в домашней, но и в школьной и городской библиотеках. Этот материал дети оформляют в виде небольших устных выступлений на у роке, в виде творческой письменной работы или фотоальбомов. На экскурсиях учимся не только наблюдать природу. Но и сопоставлять свои наблюдения с материалом учебника.

Встречи с природой- всегда праздник и новый шаг к познанию мира. Такие встречи продолжаются и в 3 классе. Ходим на экскурсии в парк. Выезжаем на природу, ходим в музеи. Любуемся природой. Читаем о ней стихи, собираем разные растения, оформляем гербарий. Собираем природный материал для уроков труда, при этом не забываем повторять правила поведения в природе, экологической безопасности.

Благодаря проделанной работе, большинство учащихся стали лучше анализировать материал, делать выводы, пользоваться научной литературой. Использовать в своих поисках интернет.

Предлагаю детям, которые хорошо владеют речью, умением заинтересовать одноклассников своим сообщением, побыть в роли учителя и передать другим свои знания.

Эта работа продолжится и в 4 классе. Если появится возможность использования MacBook-ов, возможно улучшить качество проводимых измерений и опытов. Дети сами смогут делать презентации своих проектов.

Совершенствование образования сегодня сложно представить без внедрения информационных технологий, основой которых является персональный компьютер, мультимедийные программы и устройства. Использование их позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Наиболее удачной формой использования ИКТ, считаю являются презинтации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут быть показаны наиболее выигрышные моменты темы урока.

Главное в презентациях- тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Используя ИКТ наиболее эффективно выстраивать уроки в режиме проблемного диалога. Это позволит организовать подобие дебатов между учащимися и учителем и между учащимися.

Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме этого, участвуя в исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

Овладение исследовательскими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у младших школьников познавательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает не только адаптивные возможности, но и творчество.




Список литературы:
1. Н. В. Бизяева "Информационно-компьютерные технологии на уроке окружающего мира.
2. О. А. Фёдорова "Эффективные формы и методы экологического образования в практике начальной школы"
3. О. А. Ивашова "Применение исследовательских заданий в занимательной форме".
4. Н. И. Лифинцева, М. И. Гладилина "смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности
 в начальных классов".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"

     Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....