Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста
статья по теме

Балашова Светлана Юрьевна

 

Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в российской школе. Учитель, находясь на «переднем фронте» образования должен учитывать новые требования, предъявляемые обществом и государством. Поэтому при определении цели своей педагогической деятельности я брала за основу приоритетные требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abinsk_28.03.13.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста

               Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой  новые цели и задачи.  Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в российской школе. Учитель, находясь на  «переднем фронте» образования должен учитывать новые требования, предъявляемые  обществом и государством. Поэтому при определении цели своей педагогической деятельности я брала за основу приоритетные требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка.

                 Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего в том, чтобы приобщить ребёнка к учебной деятельности, разжечь в нём огонёк познания, сформировать желание и умение учиться у детей с интеллектуальным недоразвитием..

                    Деятельность педагога коррекционной школы сегодня немыслима без здоровьесберегающих технологий. Нарушения осанки, зрения, синдром дефицита внимания, гиперактивность, эмоциональная нестабильность – это лишь самые  распространенные диагнозы у детей с ОВЗ на фоне основного нарушения развития. Работу по здоровьесбережению  веду по нескольким направлениям.

               До недавнего времени считалось, что дети,  имеющие умственную отсталость, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении. Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости. Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений о молодых людях с умственной отсталостью, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах нашей жизни.  

     Поступающим в школу детям  присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Испытывая затруднения в произвольной организации деятельности, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. С течением времени ситуация меняется, у  детей появляется мотивация к обучению.

     Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей   является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

          Использование дидактических игр способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры  дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала.

     У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения  в  речевом развитии разной степени выраженности. У детей  имеется нарушение всех компонентов речи. Уровень   развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации  человека,  у рассматриваемого контингента детей  крайне низкий, овладение  монологической речью  является для них  чрезмерно  сложной  задачей. В корректировке подобной ситуации огромная помощь приходит со стороны специалистов коррекционного блока, работающих в нашей школе:  логопедов, дефектологов и психолога.

                 Расскажу о том, как я осуществляю индивидуальный подход в обучении. Сразу должна сказать, что у меня 1 класс для детей ССД (в классе — 3 ребенка с РДА (один из низ — с эндокринным нарушением), 1 ребенок — с ДЦП и тугоухостью, 2 — с патологией развития костей черепа).

        Свою историю школа ведет с 23 августа 1968 года, когда по инициативе психиатра Грызлова Николая Дмитриевича была организована городская медико-педагогическая комиссия, выявлявшая среди учащихся общеобразовательных школ детей, нуждающихся в специальном обучении. Это стало отправной точкой коррекционных преобразований и становления школы как особого типа учебного заведения.        

        В школе обучаются 205 учащихся, функционируют 25 классов. Из них 7 классов «базовых», где обучаются дети с легкой степенью умственного недоразвития.

        Имеются классы для детей со сложной структурой дефекта. В них обучаются дети, имеющие умеренную (не резко выраженную) степень умственного недоразвития и испытывающие трудности в обучении за счет сопутствующих сенсорных нарушений, расстройств двигательной сферы, поведенческих отклонений, эндокринных нарушений.

 Опыт открытия таких классов школа ведет с 2001 года, когда в порядке эксперимента были открыты 2 класса, в которых обучалось 14 воспитанников со сложной структурой дефекта. Эксперимент показал положительные результаты, подтвердилось, что такие классы жизненно необходимы, потому что  любой ребенок рассматривается как личность и, благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные изменения в мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере, что способствует их социализации в обществе.

В текущем году в школе уже 15 классов ССД.

         Годовое планирование для работы я составляла на основе Программы для учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. Но в процессе работы я столкнулась с тем, что детям очень тяжело усваивать любой учебный материал. Несмотря на то, что учащиеся обучались в 0 классе (5 учеников), направление которого пропедевтико-диагностическое,  – трое из них оказываются совершенно не готовы к школьному обучению. У них преобладает игровая деятельность, отсутствует всяческий интерес к учёбе. Двое из детей не могут усидеть на месте, не понимают правил поведения в школе и на уроке в частности.              

                    Уроки строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, провожу физкультминутки, упражнения для снятия зрительного и мышечного напряжения, упражнения для релаксации и для активизации умственной деятельности.

             Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую, постоянно повторяющуюся (так как коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одних и тех тем для более полного, чёткого усвоения материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Использование современных компьютерных технологий я вводила в процесс обучения детей данной категории постепенно, начиная от 3-7 минут.

Анализируя дозирование учебного материала с использованием современных информационных технологий, я пришла к выводу, что данная деятельность занимает у меня на уроке и во внеурочное время примерно 40% от всего объема учебной информации.

        Компьютер стараюсь использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности,  готовя различные мероприятия, праздники, использую мультимедиа. В них показаны и загадки, и разные задания, и картины с музыкальным сопровождением, всё это повышает интерес детей моего класса  к происходящему, помогает понимать многие явления окружающей жизни.

        

В процессе обучения широко использую словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, следовательно важно сочетать эти методы. Конечно  в школе VIII вида словесный метод должен применяться очень грамотно, без излишеств в высказываниях, но в создании ситуации успешности для ученика его роль сложно переоценить.

         Особенности организации урока в 1-м классе.

        Учитывая особенности моих первоклассников, я по особенному строю свой урок. В уроке представляю два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

        Оргмомент использую для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.).  В основе  лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (использую прием проговаривания последовательности действий, сопровожденный наглядным показом).

        Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры (на уроке по развитию устной речи, чтении, живому миру, уроке труда), способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

           Индивидуальная работа с первоклассниками.

        В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. В одном классе объеденены дети сразной степенью интеллектуального недоразвития, речевого, нравственно-волевого, физического.

        В 2012 году по приказу Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.03.2012 г., № 1759 школа стала базовым учреждением федеральной стажировочной площадки регионального уровня по созданию и внедрению моделей успешной социализации умственно отсталых детей по направлению «Организация совместного обучения детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации учебного процесса».

         Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•     задания разной степени трудности;

•     специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

•     предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

        Не требую от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.    

    Особое значение придаю урокам труда. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих «особенным» детям в трудовой и познавательной деятельности. Развитие мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.

    Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.

                    Но главным остается  заинтересованность и участие педагога  в каждом ребёнке, умение подобрать ключик к детской душе. Чтобы дети шли в школу с удовольствием, стараюсь создать в классе психологически-комфортные условия, атмосферу доверия, взаимопомощи, творчества. Для ребёнка очень важно получать одобрение со стороны значимых для него людей. Я не скуплюсь на похвалу, одобрение, стремлюсь для каждого создать ситуацию успеха. Считаю, что признание успехов ребёнка – пусть даже совсем незначительных, окрыляет, придает уверенность, побуждает стремиться к новым достижениям.  В каждом ученике стараюсь увидеть свою изюминку,  дать возможность проявиться лучшим сторонам личности, развить индивидуальные возможности каждого. Получая новые знания, ученик прилагает усилия, а педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению для детей со сложной структурой дефекта для 5-9-х классов

В программе представлены темы по здоровьесбережению по классам среднего и старшего звена. Дается краткое описание тем. Что должен знать и уметь ученик класса....

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

Оказание коррекционной помощи детям со сложной структурой дефекта

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальны...

Презентация к уроку чтения по программе 8 вида 2 вариант обучения, для детей со сложной структурой дефекта

Презентация предназначена для развития мелкой и общей моторики рук, внимания, зрительного восприятия. Используется на уроке чтения, графического письма....

«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»

С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...

Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта

Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...

Конспект занятия по трудовой деятельности для детей со сложной структурой дефекта.

конспект урока "Мир комнатных растений" входит в програмный материал по трудовому обучению  и СБО учащихся со сложной структурой дефекта.На уроке  Формируются представления о комнатных расте...