Инклюзивное образование. Поддержка разнообразия в общеобразовательном классе.
статья по теме

Модинова Наталья Алексеевна

Учёные, преподаватели университетов, специалисты по подготовке учителей проявляют постоянный интерес к проблеме обучения детей с различными возможностями. Часто приходится обсуждать проблемы инклюзии с группами специалистов в области образования. Приходится констатировать тот факт, что взгляды и представления некоторых специалистов об инклюзии в образовании страдают от определённого недостатка информированности. Что же такое инклюзия и почему это так важно? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Любинского муниципального района Омской области

«Любинская средняя общеобразовательная школа №3»

Инклюзивное образование.

Поддержка разнообразия
в общеобразовательном классе.

Составитель:

Модинова Наталья Алексеевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………….2
  2. Что такое инклюзия…………………………………………………2-3

2.1.Виды инклюзии…………………………………………………3-5

  1. Преимущества инклюзии…………………………………………..5
  1. Преимущества инклюзии для детей с особыми

образовательными   потребностями – кто они?....................5-6

  1. Вывод………………………………………………………………..6
  2. Литература…………………………………………………………..7

       

  1. Введение

Учёные, преподаватели университетов, специалисты по подготовке учителей проявляют постоянный интерес к проблеме обучения детей с различными возможностями. Часто приходится обсуждать проблемы инклюзии с группами специалистов в области образования. Приходится констатировать тот факт, что взгляды и представления некоторых специалистов об инклюзии в образовании страдают от определённого недостатка информированности. Что же такое инклюзия и почему это так важно? Значительная часть проблемы понимания этого термина заключается в нём самом. Инклюзия, будучи по своей природе очень естественным процессом, не может существовать в среде, где некоторые дети полностью или частично отделены в обучении от своих сверстников. Возможно, легче описать, что такое не-инклюзия. Обучение детей частично в специальной школе, а частично в общеобразовательной – это не инклюзия. Обучение детей в общеобразовательной школе в   специализированных условиях – это не инклюзия. Обучение особого ребёнка в обычном классе по программам и содержанию образовательной среды кардинально отличающихся от того, над чем работают его сверстники в этом классе – это не инклюзия. Мы знаем также, что специалисты, считающие ранее подобные формы обучения инклюзивными, позже приходили к пониманию ошибочности подобных определений.

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

  1. Что такое инклюзия

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически необходимо буквально для всех учеников в классе.

Термин “инклюзия” в переводе с английского языка означает “включенность”. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте.

Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под  ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

В школе  каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе.    Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычных детском саду,  школе,  учреждении дополнительного образования детей,  институте.

Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Инклюзивное образование, так или иначе, делает акцент на персонализации процесса обучения.

В процессе инклюзивного обучения  нужно:

  1. применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
  2. применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
  3. уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
  4. применять способы поэтапного усвоения нового материала;
  5. уделять больше времени чтению художественной литературы;
  6. давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
  7. предоставлять учащимся большую свободу выбора;
  8. внедрять принципы демократических отношений в школе;
  9. уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
  10. использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
  11. исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;
  12. оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;
  13. привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;
  14. опираться на оценку педагогом  успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.

Как показывает опыт, родители особых детей ищут не только профессиональных логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь. Для себя же родители ищут внимания, терпения, бережного отношения, общения с другими родителями. Ведь структура нарушений развития детей часто бывает такова, что, сколько бы ни трудились над коррекцией специалисты, диагноз не исчезнет. Но отношение к диагнозу, сама жизнь семьи может меняться. Возможность семьям жить обычной жизнью – вот самое большое достижение инклюзивного сообщества.

2.1.Виды инклюзии

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную. 

 «Точечная инклюзия», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми, но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы.

Вариант «полной инклюзии» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного учебного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Разработка проблемы инклюзивного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивных групп становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.  Опыт работы показывает, что дети, посещавшие инклюзивные группы, способны к дальнейшему успешному включению в общество….

Модель перехода к инклюзивному процессу образования:

Включающее образование – это такая форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

  1. посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи,
  2. находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста,
  3. имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные    

            цели обеспечиваются необходимой поддержкой.

Успешное включение, как здание, должно строиться на соответствующем фундаменте, который  может быть крепким только при наличии четырех составляющих:

  1. коллектива единомышленников,
  2. информации о процессе преобразований,
  3. подготовки
  4. и постоянной поддержки.

Рассмотрим вкратце эти составляющие.

Коллектив единомышленников. Педагоги могут объединиться в коллектив единомышленников на основе общих ценностей и убеждения в том, что учащиеся с проблемами в развитии и учащиеся, развивающиеся типичным образом, должны в школе больше времени проводить вместе – как во время занятий, так и во время игр. Опасения чаще всего касаются обычных школьников: не будет ли включение тормозить их успехи. Этот вопрос тщательно изучался. Результаты одних исследований показывают, что академическая успеваемость обычных школьников в условиях включения не страдает. Другие исследования выявляют существенный рост успеваемости.

Наличие информации о процессе преобразований. Запланированные преобразования обычно проходят в три этапа:

  1. восприятие идеи или инициирование процесса,
  2.  проведение в жизнь всех необходимых изменений,
  3. воплощение идеи.

Участников процесса преобразования необходимо на начальной стадии обеспечить информацией и обучить. Все они должны чувствовать себя активными действующими лицами процесса преобразований и принятия решений. Кроме того, сотрудникам важно знать, что директор привержен идее преобразования и намерен поддерживать их, пока они учатся и осваивают новые методы.

Подготовка и постоянная поддержка. Развитие персонала – один из критически важных моментов.   Что касается обучения персонала, то, значение его очень велико. Однако проводить полный курс обучения до того как персонал попробует на практике, что такое включение, не стоит. Определенная часть курса должна быть перенесена на столько времени, сколько требуется педагогам, чтобы, столкнувшись с конкретными трудностями, точнее определить, чему необходимо поучиться.

Работа в инклюзивном пространстве предъявляет очень высокие требования к личности педагога:

  1. Нужно осознанно воспринимать происходящее,
  2. Быть очень ответственным,
  3. Нужно обладать знаниями из смежных специальностей,
  4. Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы,
  5. Обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь    

            участники процесса слишком разные,

  1. Быть  терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным,
  2. В своих образовательных программах педагоги  дифференцируют разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
  3. В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог  самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения.
  4. Педагог выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание заданий, используя различные пособия, технические средства для достижения целей.

 

  1. Преимущества инклюзии

Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.

Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение квалификации учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы. Тем не менее, существуют давние «поверья» в отношении обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Например, что дети – с ОВЗ  нарушают процесс обучения всего класса, что учителя не способны справляться с новыми задачами, возникающими в классе с появлением такого ребёнка, и что дети с ограниченными возможностями при инклюзии получают недостаточно качественное образование, причём, при такой форме обучения, серьёзно страдает их самооценка. Однако, во многих исследованиях доказывается, что большинство этих «верований» являются предвзятыми, и не основываются на каких-либо основательных и очевидных фактах.В любом случае, преимущества инклюзии значительно перевешивают недостатки этого процесса, и наилучшей проверкой правильности инклюзивных подходов в образовании будут его результаты. Каким же тогда должен быть конечный результат включения детей с разными возможностями в общую школу?  

3.1. Преимущества инклюзии для детей с особыми

образовательными   потребностями – кто они?

Преимущества инклюзии для детей с особыми образовательными потребностями весьма существенны. Специальный обзор литературы, посвященный этой теме выделяет следующие:

  • Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.
  • В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ. Это в значительной мере связано с тем, что у детей с ОВЗ появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
  • В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений. В некоторых исследованиях делается предположение, что образовательные программы для детей с ОВЗ в инклюзивных школах имеют в целом более высокий стандарт, чем в сегрегационных образовательных учреждениях (специальных школах), и дети в таких школах тратят больше времени на решение академических задач, и, соответственно, имеют более высокие академические результаты.
  • Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту   другого ученика с ОВЗ, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с такими детьми много общего.
  • В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено, что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

В других источниках указываются и иные преимущества инклюзии для детей с особенностями развития.

  • Инклюзия способствует формированию общих знаний у детей с особенностями развития.  
  • Становясь взрослыми, те дети, которые имели опыт обучения в инклюзивных условиях, проводят больше свободного времени в обществе людей без особых возможностей здоровья, и тратят больше времени в общественном секторе занятости, нежели выпускники специальных школ.

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети с особыми образовательными потребностями получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.

4.Вывод

При создании инклюзивного образовательного  пространства важно и необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. индивидуального подхода
  2. вариативной развивающей среды.
  3. вариативной методической базы обучения и воспитания.
  4. модульной организации образовательных программ.
  5. самостоятельной активности ребенка.
  6. оценивать собственный прогресс ребенка, сравнивать знания и умения ребенка не относительно некой усредненной нормы, а оценивать его собственные усилия;
  7. семейно-ориентированного сопровождения.

Не менее важно

  1. вести работу по совершенствованию материально-технической базы учреждения для создания условий инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. вести работу по специальному (коррекционному) обучению и повышению квалификации педагогов образовательных учреждений;
  3. возможно, ввести дистанционную форму обучения для детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся индивидуально на дому.


5.Литература

  1. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия
    в общеобразовательном классе. Т.  Лореман, Д. Деппелер, Д. Харви (перевод с английского языка Н.В. Борисова), Москва, 2008 г
  2. Интеграция в общество людей с особыми потребностями. С. Керне. Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями 1995, Москва
  3. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании.  Т. Бут – М., 2003
  4.  http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc
  5. http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php
  6. http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных" проводится в 3 классе по программе "Школа России". К нему прилагается презентация....

Викторина "Своя игра" Тема: Разнообразие птиц. 2 класс

Внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 классе по теме "Птицы. Разнообразие птиц". Возможно использование в качестве нетрадиционного урока по окружающему миру....

"Разнообразие растений" 3 класс, "Школа России"

Конспект нетрадиционного  урока по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа России"....

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Идея опыта: поддержка и развитие инклюзивного образования детей школьного возраста с ОВЗ в общеобразовательном учреждении посредством коррекционно – развивающего сопровождения педагогов....

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы

Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках вос-питательного процесса общеобразовательного класса».

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!»   06.11.2019г.  Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса общеобразовательн...