Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
статья по теме

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Рассмотрим пример формирования УУД на одном из уроков русского языка средствами УМК ПНШ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_pedsoveteslayd_1.doc516.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»

Сообщение на педсовете:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

                       Подготовила: учитель начальных классов

                                       Родькина Людмила Кузьминична

Саранск, 2012

Слайд 1

Огромную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения играет именно начальная школа.   В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться; научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

Слайд 2

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Слайд 3

Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.  Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Слайд 4

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.  Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Слайд 5

 Таким образом, нарисовался портрет совершенно нового выпускника начальной школы: способного к самореализации, доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, владеющего учебной самостоятельностью, умеющего учиться

 Кто-то сказал: « Ум без совести- крушение личности». Понимая это, главная роль отводиться формированию личностных качеств.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Слайд 6

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Слайд 7

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Слайд 8

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Слайд 9

Показатели, влияющие на уровень сформированности универсальных учебных действий:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

А теперь рассмотрим на примере как на одном из уроков УМК «Перспективная начальная школа» формируются УУД. Это урок русского языка в первом классе страницы учебника 8-9

Слайд 10

 Личностные – смыслоопределение и нравственно-этическая ориентация(ученики участвуют в интриге помогают героям, с этой целью решают интеллектуальные задачи).

Регулятивные- самоконтроль процесса и результатов деятельности(задание- проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей. А у твоего соседа?).

Познавательные- пользуются инструкциями к упражнению и освоенными закономерностями- применяют знания алфавита;

работают с разными видами информации :поиск начала урока по  условным обозначениям, а также умение соотносить эти обозначения в учебнике и в тетради, умение читать дидактические иллюстрации с размещением внутри словами и словосочетаниями;

удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту- работа с вертикальным звуко- буквенным столбиком;

понимание и преобразование информации;

установление причинно- следственных связей(ученик должен установить связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающих на эти буквы, зависимость произношения слов от их написания).

Коммуникативные- инициативное сотрудничество (надо распределить работу с соседом по парте);

коммуникация как взаимодействие- учет позиции собеседника (задание: Маша растерялась, помоги ей решить эту проблему. Ученикам необходимо высказать свое мнение, а также выслушать одноклассников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе

В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....

Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...