Формирование УУД
статья на тему

Фадеева Галина Ивановна

 

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Фадеева Галина Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ села Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области  

 Использование игровых технологий  побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;
  • раскрывать креативные способности учащихся;
  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • обеспечивать свободный обмен мнениями;
  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;
  • организовывать процесс обучения в форме состязания;
  • облегчать решение учебной задачи;
  • вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
  • ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
  • практически закреплять полученные знания;
  • формировать мотивационную сферу учащихся;

Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает развитие умения учиться и осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в  игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. Использование игровых технологий  в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

         На разных этапах урока, в зависимости от темы и целей урока, я применяю различные игры и игровые приемы.  На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие, например: «Хлопки», «Твердый - мягкий», «Идем на День рождения», «Придумай слово по модели», «Кто внимательный?»,  «Найди свой домик».  Для уроков  математики - игры на отработку состава чисел  “Домики”, “Собери елочку” и др. Очень первоклассникам нравится игра «Живые звуки», где каждый ребенок становится каким-то звуком нужного слова и незаметно для себя проводит звуковой анализ слова.  Например, на уроке анализировалось слово «зебра», на доске выложена модель слова. Приглашаю к доске детей и говорю им, каким звуком кто будет. Дети встают подряд, как они следуют в слове, или вразбивку. Дети, находящиеся в классе подзывают звуки к себе. «Звуки» должны быстро подойти, назвать свой звук и вновь выстроиться в слово. Задания могут касаться любой характеристики звука. Эта игра дает детям очень сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения. Все дети, а особенно те, которые испытывают затруднения в  обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.

         В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например классификацию, сравнение, анализ. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку.  

В своей работе применяю  сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы  раскрепостить ученика. Учащиеся выполняют  определенные  роли,  проигрывают определенный  сценарий,  диалог.  Например,  диалог  от  имени  животных   и  растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки,  Е.  Чарушина.  Сюжетная игра не занимает  много  времени,  дети  с  интересом  и  вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры  может  быть  массовой.  Например,  при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся  выступают  в  роли  геологов, которые  путешествуют  по  родному  краю  и  открывают  различные   полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный  знак,  показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. На уроках окружающего мира использую игры  экологического  характера,  когда  дети выступают в роли экологов, директоров  предприятий,  решающих  экологические проблемы.   Такие игры способствуют углублению,  закреплению  учебного  материала, позволяют   установить   взаимосвязи   в   природе.   Активизация   учащихся  достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Также на уроках окружающего мира провожу деловую  игру.  Примером  таких игр являются  игры-путешествия.  Они,  как   и   сюжетные   игры,   способствуют углублению,  закреплению   учебного   материала,   позволяют  устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так  же  достигается  интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России  учащимся можно предложить такие ситуации:  один из вас капитан, другой  -  штурман. Надо  выбрать  маршрут  плавания  по  Волге,  поставить   цель   экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали. Деловая  игра  развивает  у  детей  фантазию,  но  фантазию  реальную, основанную  на   приобретенных   знаниях,   учит   рассуждать,   сравнивать, доказывать, рассказывать.

Чтобы  все эти формы работы были успешны,  нужно выполнять некоторые правила:

  • Каждая игра должна содержать элемент новизны.
  • Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
  • Игра — не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое. Это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
  • Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
  • Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как надо было  бы избежать конфликта.

Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:

  • коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать  собеседника, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли;
  • познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
  • регулятивные УУД - планировать, оценивать правильность выполнения действий;
  •  личностные  УУД -  фантазировать,  проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы;

Используемая литература:

  1.  А. Г. Асмолов.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Москва НИИ школьных технологий, 2005.
  3. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Ростов–на - Дону «Феникс». 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....